Грубость во время онлайн-урока. Что делать?

Учителя всегда на передовой. И в войну, и в мирное время, теперь уже во время пандемии… Детей надо занять, детей надо обучать, а выпускников еще и готовить к экзаменам. Три дня прошло, как в общеобразовательных средних школах запустили дистанционное обучение. Три дня титанического труда учителей, родителей и детей.

Мы, используя свои возможности – огромный список телефонных номеров учителей и директоров в мессенджере, решили подвести маленький промежуточный итог. У тех, кто имел возможность и время выйти с нами на связь, мы поинтересовались, с какими проблемами и трудностями они столкнулись. О том, что интернет подводит – образовательные платформы перегружены и часто зависают – было написано много, а то, что дети ведут себя порой просто неподобающе, стало настоящей неожиданностью.

Как нам рассказали некоторые учителя (в основном это в казанских школах), во время видеоуроков дети умудряются регистрироваться под чужими никами, отключают свое видеоизображение, оставив странную, порой и страшную аватарку, и начинают мешать вести учителю конференцию. Они могут включить музыку, писать непристойные сообщения в чате. И, как отметили некоторые учителя, были даже такие из ряда вон выходящие случаи, когда дети, сидящие под  неопределенными  никами, выражались нецензурно.

И как же в такой ситуации реагировать учителю? При этом надо учитывать, что онлайн-урок слушают и одноклассники нарушителя, и родители! С этим вопросом мы и обратились к специалистам и педагогам, которые своим трудом и опытом доказали, что все преодолимо.

Вера ГЕРАСИМОВАнаш постоянный автор, кандидат психологических наук, начальник отдела психологического сопровождения Министерства по делам молодежи Республики Татарстан:

– С переходом на дистанционное обучение, обусловленное ситуацией с коронавирусной инфекцией, педагоги на самом деле отмечают появление случаев грубости со стороны обучающихся в свой адрес в сети. Возник вопрос, как вести себя в этой ситуации, чтобы она была конструктивно решена и больше не повторялась. Итак, если Ваше взаимодействие осуществляется без видеосвязи, а только с помощью письменной речи, важно уточнить, что в данный момент происходит с учеником, что он чувствует и что побудило его Вам так написать. Важно выйти на конструктивный диалог с мудрым, взрослым и нуждающимся в помощи ребенком.

Например, грубость и агрессивная реакция были допущены во время видеосвязи. Тогда перед началом действий важно проанализировать состояние подопечного, а только потом действовать. Действия могут быть следующие. Спросите, что произошло и что он или она по этому поводу думает. А далее надо решить, насколько такое поведение является успешным для совместной деятельности. Важно активизировать регуляционную функцию, снять напряжение и тревогу и затем подкрепить успешность конструктивной коммуникацией. Во всех ситуациях педагогам важно не включаться эмоционально, личностно.  Главное реагировать и предпринимать действия профессионала, владеющего педагогическим и психологическим инструментом конструктивного общения.

Фидалия ХАЛИКОВАчлен редакционной коллегии редакции журнала «Мәгариф», преподаватель IT-лицея при КФУ, кандидат педагогических наук:

– Несмотря на то, что обучались дистанционно только два дня, очень много неприятных отзывов поступает от учителей. Во время онлайн-уроков некоторые учащиеся скрываются под чужими «аватарками», специально создают шум, мешают вести уроки. Я считаю, что даже в условиях работы на «отдаленке» не нужно забывать о триединой цели урока, особенно о воспитательной цели, поговорить индивидуально с каждым учеником индивидуально. Уверена, таких детей не много.

Радик ХАБИРОВучитель физики Татарской гимназии №1 им.Г.Тукая г. Казани, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года города Казани – 2018»:

– Сложившиеся обстоятельства не только в нашей стране, но и во всем мире заставляют нас: и учителей, и родителей, и детей – работать в новых, непривычных для нас условиях. Я сам лично работаю в образовательной платформе «Zoom». Для меня она очень удобна в работе: я вижу детей, слышу их, дети тоже видят, что я говорю, что пишу, – кто через телефон, кто через компьютер. Есть кнопка отключения голосов детей, или, наоборот, можно включить звук только одного ученика и слушать ответ. Если возникают вопросы, дети пишут в чат или нажимают кнопку «поднять руку». Мне кажется, непозволительно запускать на конференцию ребенка под другим ником. Хотя это и онлайн-урок, но это учебное занятие, где главная цель –  овладение учащимися знаниями и умениями. Возможно, главная проблема допущения таких непозволительных поступков со стороны учащихся – это  не- полное владение учителем образовательными платформами. Мне в этом плане было легче, я и до этого в своей работе часто использовал  платформу «Zoom». А сколько учителей с этими платформами столкнулись впервые?! Думаю, со временем все образуется. Очень на это надеюсь. Желаю своим коллегам как всегда терпения, крепкого здоровья и успехов!

Раушания ХУСНУТДИНОВА

 

Добавить комментарий