Конвертация знаний в навыки

В известных майских указах президента России Владимира Путина среди прочих была поставлена задача обеспечить вхождение отечественной системы общего образования в десятку мировых лидеров. Для достижения этой цели необходимы коренные изменения принципов преподавания в средней школе.

Школа – это, прежде всего, учителя. Они являются каналом передачи знаний и одновременно отвечают за их оценку. Без изменения ментальности школьных учителей всякие изменения её структуры, а также планы по её развитию теряют смысл. Именно эту амбициозную задачу должен решить созданный на базе Института психологии и образования КФУ Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педработников РТ. Об основных принципах работы этого Центра нашему изданию рассказал его руководитель – профессор КФУ, доктор экономических наук Раис Фалихович Шайхелисламов.

В КФУ накоплен определенный опыт по реализации мероприятий для прохождения в рейтинг ТОП-100 мировых вузов по направлению «Образование». Казанский Федеральный университет поднялся на 94 позицию в списке лучших вузов мира предметного рейтинга Times Higher Education World University Ranking 2019/2020. Стоит отметить, что подобными достижениями пока не может похвастаться ни один из российских вузов.

Стремление к лидерству в международной конкуренции в настоящее время должно присутствовать и в системе общего образования. Это очень важный момент, поскольку данные, полученные в ходе исследований PISA-2018 г., позволили обнаружить отрицательную динамику показателей российских школьников по многим позициям. Так, средний балл российских школьников по естественно-научной грамотности в 2018 г. составил лишь 478 баллов (33 место в рейтинге ОЭСР), это значительно уступает результатам сверстников российских школьников из Китая, Сингапура, Китая, Эстонии и некоторых других стран.

К сожалению, до сих пор нет положительной динамики по качеству общего образования. Так, по сравнению с предыдущим циклом исследования, проведенного в 2015 г., потеря позиций по математической грамотности составила 6 баллов (30 место в рейтинге ОЭСР, 488 баллов). По читательской грамотности российские школьники в 2018 г. показали результаты, сопоставимые с показателями 2012 г. – 479 баллов (31 место в рейтинге ОЭСР). В соответствии с данными Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) и Института стратегии развития образования Российской академии образования, по этому показателю Россия спустилась на 16 позиций ниже, чем в 2015 году.

В настоящее время международное научно-педагогическое сообщество под качеством общего образования все больше и больше понимает уровень развития функциональной грамотности школьников. Созданный на базе КФУ Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников также придерживается этой точки зрения и ставит перед собой задачу оказать содействие татарстанскому учителю, в том числе будущему, и школьнику в достижении высокого уровня функциональной грамотности. Это наиболее актуальная задача, стоящая перед системой общего образования, как отметил в ходе беседы руководитель Центра.

Функциональная грамотность – это способность применить полученные знания в жизни. Она имеет несколько аспектов – читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление и т.д. Например, математическая грамотность подразумевает способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Развитие функциональной грамотности предполагает смещение акцента в учебных программах с сугубо теоретических знаний на практические навыки, считает профессор.

Измеряя уровень функциональной грамотности, специалисты Центра будут опираться на методику оценки образовательных достижений учащихся, применяемую в международных исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment). Если говорить в самом общем виде, то PISA представляет из себя всемирно признанный тест, оценивающий функциональную грамотность 15-летних школьников. Тестирование проходит раз в три года. Однако нам в ситуации догоняющего развития имеет смысл работать над внедрением функциональной грамотности
непрерывно.

Для этого предлагается использовать опыт тех стран, которые уже много лет занимают лидерские позиции в данной международной программе. Как пояснил Раис Фалихович, речь идет о Сингапуре, Эстонии, Финляндии и Канаде.

Разумеется, чтобы научить функциональной грамотности учеников, школьный учитель должен сам ею обладать. Помочь ему освоить эти сложные навыки – главная задача Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педработников РТ, рассказал Шайхелисламов.

Любой учитель, желая пройти подготовку в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педработников РТ, имеет возможность заявить о своих планах администрации своего учебного заведения или в соответствующую структуру муниципального органа управления образованием. В дальнейшем муниципальные органы управления образованием могут включить данного учителя в сформированные Министерством образования и науки Республики Татарстан соответствующие разнарядки по повышению квалификации педагогических работников.

Особое внимание в работе Центра будет уделено не традиционным массовым способам обучения, а составлению индивидуальных образовательных маршрутов для слушателей, использованию в образовательном процессе активных методов обучения, смешанных форм обучения, которые наиболее эффективны для работающего учителя.

В целях формирования устойчивой, конкурентоспособной системы развития функциональной грамотности школьников с 2020 года предстоит разработать и реализовать систему корпоративного обучения работников образования с одновременным охватом представителей республиканских, муниципальных органов управления образованием, управленческих команд школ, руководителей методических объединений, учителей (начальных классов, математики, физики, химии, биологии, информатики, технологии, обществознания) с глубокой проработкой вопросов взаимодействия всех уровней управления образованием и педагогических
работников.

«Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педработников РТ оснащается современным высокотехнологичным оборудованием, – отметил Шайхелисламов. – На это выделено более 40 млн рублей. Благодаря установленному программному обеспечению, занятия для педагогов могут проходить удаленно, что особенно актуально в период эпидемии коронавируса».

Дмитрий Смирнов

 

Добавить комментарий