Легко ли быть одной из лучших школ России?

В преддверии празднования 75-летия великой Победы эта школа обрела новое наименование – «Национальная (татарская) гимназия им. Героя Советского Союза Г.Г. Рамаева».

Речь идет о татарской школе города Саратова. Размещается она в роскошном историческом здании 1882 года. Находится оно в культурном центре города. Здесь же и административные здания, вузы, театр, консерватория, художественный музей им. Радищева. Ровно 28 лет тому назад коллектив из 15 учителей, рискнув, взял под свое крыло 100 детей татарской национальности города Саратова, и школа начала работу как 35-ая общеобразовательная. Четверть века школу возглавляла заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Закия Идрисовна Саласкина. Безусловно, пока воплощали идею открытия национальной школы в жизнь, активистам татарского национально-просветительского объединения «Идел» города Саратова приходилось обивать пороги вышестоящих органов.

Сегодня мы на онлайн-связи с директором этой школы — Почетным работником общего образования РФ Венерой Рашидовной Салиховой, которая последние 3 года возглавляет национальное учебное заведение.

Подвиг твой бессмертен

— Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. После присвоения имени земляка – Героя Советского Союза Гаяза Рамаева можно с уверенностью сказать, что отныне работа в патриотическом направлении даст ощутимые результаты. Давайте начнем с его  личности. 

— Рамаев Гаяз Галиаскарович родился 4 апреля 1921 г. в городе Уральске Казахской ССР. Спустя два года его семья переехала в Саратов, где прошли детство и юность будущего героя. В 1937 г. закончил Саратовскую неполную среднюю (татарскую) школу и поступил в школу фабрично-заводского обучения (ФЗО — низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР) при заводе «Трактородеталь», где осваивал специальность токаря. В 1940 г. был призван в Красную Армию и направлен в пограничный отряд. Служил он на русско-польской границе. 10 марта 1941 г. за проявленную бдительность и решительные действия при охране государственной границы СССР Гаяз Рамаев получил десятидневный отпуск с выездом на родину, а в 1942 г. его наградили орденом «Красной Звезды». 12 мая 1942 г. лейтенант Рамаев назначается командиром разведывательного взвода. С 20 октября он принял участие в боевых действиях в составе 128 стрелкового полка 72 дивизии 7-й гвардейской армии на Сталинградском фронте.

28 – 29 декабря со своим разведвзводом он принимал участие в кровопролитных боях в Советском районе города Сталинграда. Советская артиллерия в течение 45 минут подвергла огневому налету подвал, где находились отчаянно сопротивляющиеся гитлеровцы. Однако, когда до подвала оставалось всего лишь метров 70 – 80, оттуда открыли сильнейший огонь. Ценой своей жизни Гаяз ликвидировал пулемет.

Уже после гибели Гаяза Рамаева на третий день, 2 февраля 1943 года, под Сталинградом была окружена и взята в плен 330-тысячная ударная группировка гитлеровцев под командованием фельдмаршала фон Паулюса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1944 г. командир взвода лейтенант Рамаев Гаяз Галиаскарович был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

В школе, где когда-то учился будущии Герой, т.е там, где находится наша начальная (татарская) школа, висит мемориальная доска. 29 апреля 1983 г. Саратовский городской исполнительный Совет народных депутатов на своей сессии постановил присвоить одной из улиц города имя Героя Советского Союза Гаяза Рамаева.

В школьном музее хранится письмо выпускницы нашей школы Румии Рафиковой, которая сама в течение 40 лет преподавала английский в Саратове. В письме она пишет о том, что многие ее одноклассники, в том числе и будущий Герой Гаяз Рамаев, ушли на фронт. Также в письме были перечислены имена всех учителей татарской школы. «Мы, бывшие ученики нашей татарской школы, до конца своей жизни будем помнить их и поклоняться им. О каждом педагоге я  могла бы рассказать, как о самом дорогом и любимом человеке» .

Легко ли быть одной из самых лучших школ России?

—  Венера ханым, ваша гимназия – одна из восьми школ, работающая в этом регионе. За период существования татарская гимназия заметно расширилась: увеличилась численность и детей (389 учеников), и учителей (30 педагогов). Речь идет не о рядовой школе, а о школе, которая три года подряд одерживает победу в Приоритетном национальном проекте «Магариф» и получает грант как «одна из лучших школ России». В чем секрет успеха?

– Самое главное – это желанная школа, которая будет заботиться о будущем нашей нации. Особенно радовалось старшее поколение, ведь их внуки могли изучать свой родной язык и, наряду с хорошим образованием, могли обрести нравственные устои, которые лежат в основе традиционной татарской семьи. Это была гарантия всего этого. Они возлагали большие надежды на первого учителя татарского языка и литературы Зайнетдинова Мавие Фатиховича, который заведовал национальным отделением филологического факультета СГПИ. Может прозвучать резко, но не нужно забывать истину: «Кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы».

За это время в нашей родной школе произошло много позитивных изменений: стало больше учащихся, увеличился и педагогический состав, расширилось помещение гимназии. В 1995 г. силами татарской общественной организации была построена школьная столовая, которая вот уже несколько лет является победителем областного конкурса «Лучшая организация питания». Через четыре года после открытия, в 1996 г., школе был присвоен статус гимназии и было передано здание бывшей татарской школы по ул. Мясницкой 4, где сейчас обучаются ученики начальных классов. В 2002 г. очередь доходит и до нового спортзала. А в 2004 г. школе был отдан третий этаж здания.

В 1926 г. в Саратовской губернии для национальных меньшинств работали следующие школы: 1-й ступени – 72 татарских, 77 мордовских , 2-й ступени – 1 семилетка татарская. В самом Саратове до войны работала татарская школа. Однако в середине 30-х годов началось отступление от основных принципов национальной политики. В российских городах и селениях национальные школы постепенно стали переводить на русский язык обучения. В 1939 г. перестала функционировать татарская школа и в городе Саратове. Шел процесс закрытия национальных школ по всей стране. Процесс отражал направленную на создание единой советской нации политику государства.

В школе функционируют огромный спортзал, во дворе спортплощадка. А в 2004 г. школе был отдан третий этаж здания. И здесь, как и всегда, помогла Саратовская региональная национально-культурная автономия под руководством Камиля Аблязова, заплатив бывшим хозяевам 3 млн рублей. Последние три года много хлопот было и при создании «Управляющего совета». Одним словом, школа не стоит на одном месте, развиваемся, идем в ногу со временем.

Предприниматели Заки Шихабетдинов, Али Еналеев, Метясим Сулейманов, Саит Акчурин, Фарух Хамидуллин, депутаты Наиль Ханбеков, Ирфан Аблязов внесли огромный вклад в развитие гимназии. Эдуард Ганеев также помог отремонтировать и оборудовать пять новых кабинетов. В итоге все это находит свое отражение в качестве обучения.

Мы также безмерно благодарны Министерству образования и науки РТ и Всемирному конгрессу татар под руководством Рината Закирова за то, что они всегда благосклонны к нашей гимназии.

— Сегодня время иное, возможности родителей и детей не ограничены. Можно выбрать школу, соответствующую твоему профилю. Вы как зеница ока – единственная татарская школа. Достаточно ли быть единственными, чтобы привлечь татарских детей? Когда приходится выбирать одно из двух, чем берет именно ваша школа?

— Родителей в первую очередь привлекает камерность школы, уровень применяемых здесь образовательных программ, успеваемость, условия, направленность на толерантное отношение к культуре разных народов Поволжья. Близость вузов, учреждений культуры, спорта, досуга способствует развитию взаимодействия гимназии с организациями всей социальной сферы, позволяет расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, формировать здоровый образ жизни и приобщать учащихся к культурным ценностям. Самое же главное, чем всегда отличалась гимназия, –  это воспитание детей, их родителей в духе единой крепкой семьи. Хочется отметить, что за наши парты теперь садятся не только татары, но и представители других национальностей. Сегодня  у нас обучаются  65 % детей, а со следующего года около 80 % детей татарской национальности.

Не секрет, что мы ведем большую целенаправленную работу в целях пропаганды школы среди татар: выступаем на различных национальных мероприятиях, раздаем буклеты, высылаем приглашения на свои концерты. Одним словом, стараемся не упустить все возможное и невозможное.

В 2000-х годах гимназия первой в Саратове становится школой полного дня для учащихся с 1-го по 7 класс. Это большая поддержка родителям, которые с утра до вечера на работе. После уроков ребята не спешат домой. Они обедают, гуляют, готовят домашнее задание, отдыхают, посещают различные кружки и занимаются спортом. Когда занятия с детьми ведут опытные педагоги, психолог, логопед, родителям не приходится беспокоится. В 2008 г. национальная татарская гимназия получила статус региональной экспериментальной площадки «Школа полного дня». Поскольку опытом работы в этом режиме интересуются и другие школы, мы неоднократно делимся им на областных и региональных семинарах.

Несмотря на то, что акцент в образовании в гимназии всегда делался на качественном классическом образовании, национальной культуре, и татарскому языку здесь придавалось первостепенное значение. И вот уже наша школа становится базовой школой для национальных татарских школ области: здесь проводятся для учителей татарских школ региона и Поволжья семинары по проблемам возрождения татарского языка и культуры.

Гимназисты совершенствуют свои знания не только в родных языках, в течение 20 лет они совершенствуют и свой английский в международном центре Interlink в Англии, и турецкий – в Турции.

Тесное сотрудничество с социальными партнерами дает нам возможность отправлять детей на международные и межрегиональные олимпиады и конкурсы, где все наши участники последних двух лет неизменно становятся победителями. Например, София Секаева стала победителем международной молодежной конференции им. Каюма Насыри.

Статистика показывает, что за 28 лет гимназию окончили более 500 выпускников, из них 21 выпускник получил золотую медаль и 27 получили серебряную. Около 500 выпускников поступили в институты, университеты и получили высшее образование. На сегодняшний день 90 выпускников продолжает учебу в вузах. С уверенностью можем сказать, что наши выпускники всегда находят достойное место в жизни. Среди них и депутат государственной думы Ринат Тугушев, братья династии Дебердеевых Исмаил, Резван, Хасан, Руслан Менишов, Марина Кузнецова, Марат Хакимов, Рената Аблязова; кандидаты медицинских, экономических наук Дина Чекулаева, Ринат Суркин, Дина Акчурина. В последние годы все чаще мы видим в гимназии выпускников первого выпуска. Сейчас их дети ходят по тем же тропинкам, что и их родители.

Еще одна важная деталь: в 2017 г. принята новая Программа развития МОУ «Национальная (татарская) гимназия» «Создание модели Успеха».

Межрегиональная конференция «Народы Поволжья: история, образование, культура», которая проводится при поддержке Министерства образования Саратовской области, Института Поволжского государственного управления Российской академии наук и Саратовской областной татарской национально-культурной автономии, стала визитной карточкой гимназии. В этом году мы провели ее как двадцатую юбилейную конференцию. На пленарном заседании победителям были вручены Почетные грамоты, премии региональной татарской национально-культурной автономии и памятные подарки от Министерства образования Республики Татарстан. Так, например, победительница региональной олимпиады по татарскому языку ученица Яковлевской сельской школы Альфия Акчурина была награждена ноутбуком от Министерства образования Республики Татарстан. Еще одним важным событием, которое уже стало традицией в жизни гимназии, является проведение областного фестиваля «Идел йолдызлары — Волжские звездочки». Она известна как платформа для демонстрации талантов и навыков для наших учеников и учеников из других школ с татарским компонентом.

Рука об руку с родителями

— Судя по присланной вами презентации, можно полагать, что гимназия выигрывает и в плане воспитания благодаря единым целям педагогов и родителей.

– Конечно, что бы мы ни делали и какое бы мероприятие ни проводили, родители – это наша надежная опора, наши постоянные партнеры. В гимназии существуют родительский комитет, «Совет отцов», «Совет бабушек». Вместе с «Советом отцов» была проведена школьная конференция «Роль отца в воспитании детей» с участием Председателя общественного совета при министерстве образования Саратовской области. Неоценима воспитательная роль таких мероприятий, как интеллектуальные викторины, проводимые совместно с отцами и детьми, «Веселые старты», спортивный праздник «Я и Папа», волейбол, футбол, теннис, шахматные состязания, семейное мероприятие «Династия – это звучит гордо». Данный список можно дополнить и фестивалем «Национальные традиции татар». Если, с одной стороны, благодаря таким мероприятиям, мы концентрируем внимание на единстве семьи в жизни и ее роли, то, с другой стороны, еще сильнее вовлекаем родителей в школьную жизнь, в учебно-воспитательный процесс и школьное управление. Укрепление связей между семьей и школой способствует росту ребенка, его совершенствованию. Опыт родительского патруля является моделью для многих, они группами контролируют безопасность дорожного движения. В целях контроля качества питания ежемесячно проводится рейд в столовую. А молодые семьи с особым желанием участвуют в проекте «Красивая татарская семья». По итогам проекта самые достойные семьи можно будет увидеть на Доске Почета гимназии. В дальнейшем планируются мероприятия с приглашением психологов и представителей различных структур.

– Вы начали свою трудовую деятельность учителем географии в родной деревне Яковлевской средней школе Базарно-Карабулакского района в 1988 году. Окончив Саратовский государственный университет, Вы год проработали директором в средней школе с.Репьевка, далее 13 лет директором – в своей родной школе. То есть Вы понимаете проблемы и как учитель, и как директор. Будучи награжденной медалью Министерства образования Республики Татарстан «За заслуги в образовании» (2014 г.) и общественной медалью «За сохранение национальных традиций» (2016 г), ответьте, пожалуйста, в чем заключаются сложности для учителей татарского языка, проживающих за пределами Республики Татарстан.

— Прежнее название города Сары тау (с татарского переводится как «желтая гора») указывает, что с давних пор в этих краях поселились тюркские народы, в том числе и татары.

Думаю, что где бы ни жили татары, сложности одинаковы. Утрата родного языка, проникновение безнравственности в общество, исчезновение некогда многочисленных деревень, демографический спад и т.д… Мы стараемся это предотвратить по мере наших возможностей. Проведение нами региональной олимпиады по татарскому языку и литературе является тому примером. Мы можем сохранить татарский язык и культуру благодаря музыке, искусству, поэзии. На протяжении учебного дня в гимназии звучит татарская музыка. Проводятся поэтические вечера, посвященные творчеству Г.Тукая, М. Джалиля, Р. Миннуллина, а также акции «Мин татарча сөйләшәм» и «Татарча диктант». За последние три года мы стали обладателями трех призовых мест на олимпиаде по татарскому языку в Казани. Нужно отметить, что данные мероприятия заметно увеличили интерес к изучению родного языка в школах, и вместе с этим возрос интерес к национальным традициям.

Школа в школе

—  Совсем скоро будем отмечать Международный день шахмат. Чемпион мира Александр Алехин как-то сказал: “Шахматы – не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективным. В шахматах можно стать большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни. В шахматах можно стать большим мастером лишь тогда, когда осознаешь собственные слабости. Точно как и в жизни».  Венера Рашидовна, как Вы думаете, воспитанники «Шахматной школы Анатолия Карпова»  так же, как и всемирно известный чемпион, «шахматами воспитывают свой нрав»?

– Несомненно. Восемь лет как в школе работает шахматная школа. Занятия по шахматам с 2018 г. внедрены в учебный процесс для всех учащихся 1-4 классов по расписанию, а также во второй половине дня все остальные ребята посещают шахматную школу при гимназии по желанию. Тренер Владимир Караваев очень серьезно подходит ко всем турнирам по шахматам. Команда шахматистов под его руководством ежегодно становится первой в районе и второй в области. Команда также успешно выступила во Всероссийском шахматном турнире школьников в г. Лоо. Лиля Чекмарева, лучшая шахматистка города Саратова и области в своей возрастной группе, стала серебряным призером чемпионата РФ высшей лиги в 2016 г., вошла в первую пятерку в Европе. Руслан Кавыев, ученик 10 класса, мастер ФИДЕ, занял 1 место в лично-командном большом Космическом шахматном онлайн-фестивале среди школьников России.

В школе, также в рамках учебной программы организованы уроки ритмики. Успех учеников – это результат нашей работы.

В то же время в школе работают школы КВН, молодого педагога, юного актера, дизайн-студия, хореографическая студия. В летний период работает летний оздоровительный лагерь «Радуга». Работает спортивный клуб по национальной борьбе «Көрәш» (руководитель — мастер спорта Ринат Салямов). Мы очень признательны за постоянную поддержку Президенту Федерации Рустему Рахматуллину. Гимназия тесно сотрудничает с татарским детским садом «Чишмә» и молодежной организацией  «Сарытау».

Добро пожаловать в «Татарский дом»!

 Обычно музейная деятельность в школах – это очень значимое направление. Какие предпосылки послужили возникновению школьного музея?

—  Внимание на изучение истории и культуры татарского народа уделялось всегда. В этих целях был введен специальный курс, разработанный профессором, доктором исторических наук Рашитовым Фридом Айниевичем. Он проводит лекции о татарах, народных традициях, о быте для сршеклассников и по сей день. И вот на фоне всего этого возникла необходимость создания в гимназии национального музея.

Началась активная собирательская работа материала о татарах Поволжья. В 1994 г. материал был упорядочен и размещен на стендах в самой большой классной комнате, что и стало началом создания музейной комнаты. В декабре 2006 г. гимназия выиграла минигрант на создание «Татарской избы». В январе 2006 г. было выделено помещение, в котором разместилась экспозиция «Татарская изба».

Музей «История татар Поволжья» МОУ «Национальная татарская гимназия» является одной из форм дополнительного образования и воспитания школьников.

Музейная комната «Татары саратовского Поволжья» стала призером городского конкурса школьных музеев (2012 г.) и победителем в 2016 году. Руководитель музея Наиля Дебердеева проводит различные мероприятия в рамках музея, проходят экскурсии как для учеников, так и для гостей нашей школы. В последнее время нас посетили ветеран войны, профессор, доктор химических наук Российского химико-технологического университета им. Менделеева Измаил Тимербулатов; композитор, народный артист России Дмитрий Мустафин; Почетный гражданин города Саратова и области Евгений Бикташев и многие другие. Интерес к школе столь уважаемых людей – для нас большая поддержка.

Идея создания в музее экспозиции «Татарская изба» по своему замыслу прекрасна. С 2017 г. музей занимает первую строчку в городском конкурсе школьных музеев. В сегодняшних реалиях, в условиях глобализации мира и ощутимого давления западной культуры, трудно сохранить свою культуру и бытность. Для подрастающего поколения это сложнее вдвойне, так как отсутствует какая-либо альтернатива всему тому, что их окружает, а «Татарская изба» как раз и призвана служить тем мостом, который связывает наш сегодняшний мир с прошлым.

Дети и родители, посещая избу, окунаются в другой мир. Мир, который настолько пробуждает сознание, память и чувства, настолько окружает своим теплом и домашним уютом, что его просто не хочется покидать.

Расиха ФАИЗОВА
Фотографии из архива школ

Добавить комментарий