Обучение на татарском успеху не помеха

Во время летних каникул с заместителем генерального директора агентства «Татмедиа», главным редактором журнала «Магариф» Сюмбель Таишевой мы посетили Атнинский район. Начальник отдела образования района Ленар Гарипов пригласил нас в Большеатнинскую среднюю общеобразовательную школу, которая вот уже несколько лет подряд среди «100 лучших школ РТ».

«ЕСЛИ УЧИТЕЛЯ НАС НЕ БРОСЯТ, БЕЗ БУЛДЫРАБЫЗ»

Достойным внешним видом здание школы располагает к себе уже с порога. Прошлогодний ремонт на 46 млн рублей в корне изменил ситуацию. В школе 414 детей обучают 38 педагогов. Из них 17 специалистов имеют  высшую, а 14 – первую квалификационную категорию. Атнинские педагоги во главу угла ставят инновационную деятельность, широко применяют современные концепции обучения. Для этого созданы все необходимые условия. Материально-техническая база школы отвечает сегодняшним реалиям.

Здесь обучаются дети из восьми близлежащих деревень. Приходят учиться в том числе не из прикрепленных населенных пунктов. Не может радовать тот факт, что количество детей год от года растет (в этом году в первый класс поступили 52 ученика). Выбирая учебное заведение для ребенка, родители изначально обращают внимание на близость школы  к дому, однако, кто хочет лучшее будущее для своих детей, расстояние перестает быть помехой. В случае с Большеатнинской средней школой, не секрет, что родителей привлекает обучение на татарском языке, стабильный коллектив и высокое качество образовательного процесса. Воспитание детей через любовь к родному языку, к национальным традициям не проходит бесследно. Вырастить и воспитать личность в лучших традициях своего народа возможно только тогда, когда знаешь его историю, духовные и нравственные ценности семьи. На уроках татарского языка и литературы педагоги прививают любовь к красоте родного слова, поддерживают постоянную связь с выдающимися представителями татарского народа. С этой же благородной целью проводятся конкурсы «Секреты бабушкиного сундука», «У моего папы золотые руки», «Мамины вкусняшки», а девочек с юных лет приобщают к вышиванию, которое испокон веков считалось показателем мастерства девушки в татарских семьях.

Вот что рассказывает директор школы, учительница первой квалификационной категории Гелюса Ильдаровна Рахимзянова:

– У нас перед педагогами поставлена задача индивидуальной работы с каждым учеником. Цель такого обучения – развить в детях способность к исследованиям, пытливость ума. Сегодня много говорят о новых стандартах. Мы – пилотная школа по внедрению их в учебный процесс. По новым стандартам учитель – это наставник, а ученик – исследователь. Понимая, что в каждом ребенке заложено творческое начало, мы стараемся его раскрыть, помочь ему найти свое предназначение, создаем условия для его дальнейшего развития. А такие условия можно увидеть на каждом уроке, во внеклассной деятельности, даже в оформлении нашего здания.

Директор затронула тему оформления неслучайно. Большеатнинская школа участвует в федеральной программе «Точка роста», во внутреннем оформлении за основу взяли яркие цвета из этой программы. Школа словно отреставрирована под строгим наблюдением талантливого дизайнера. Она получилась, действительно, очень изысканной и современной. За чистотой стен следит дежурный класс. Хотя уже с новым ремонтом начинается второй год, на них не заметишь ни единого пятнышка. По той же федеральной программе школа получила современное оборудование. В результате четыре кабинета преобразились до неузнаваемости.

 – Кружок робототехники работает уже давно. Сейчас добавилось управление дронами. Есть три дрона. За последние три года занимаемся в этом направлении очень серьезно. Во время каникул дети с ними не расставались. Используя фотоснимки, сделанные с помощью дронов, хотим сделать подарок к тридцатилетию района, — говорят учителя.

Школа одновременно является ресурсным центром подготовки учеников района к экзаменам. Достойно уважения, что в обычной сельской школе созданы условия и есть мотивация для учителей по подготовке выпускников к баллам выше чем при ЕГЭ. В этом году в Атнинском районе единые экзамены сдали 45 детей. Из них 15 – ученики Большеатнинской школы. За последние годы учитель физики Гульнур Мухарлямова, учитель русского языка Галия Мингазова, учитель профильной математики Гелюсу Гарипова по своим предметам подготовили учеников, набравших по 96 баллов на ЕГЭ. Безусловно, в условиях пандемии педагогам нелегко было достичь такого успеха.

— Как и везде, ученики готовились к главному испытанию дистанционно. «Если учителя нас не бросят, мы сможем» — с самого начала такова была их установка на успех. Наверняка дети и боялись, и волновались. Но мы были уверены, что они получили хорошие знания в течение десяти лет. Учиться в старших классах остаются лишь те, кто уверен в себе, — говорит директор.

Поэтому и неудивительно, что выпускники этой школы продолжают обучение в разных вузах. В основном выбирают медицинский и авиационный. Было и такое, что половина из числа выпускников поступили в медицинский университет. Много атнинцов и среди студентов КХТИ, КФУ, КГАСУ.

 

В БОЛЬШОЙ АТНЕ – ЧЕМПИОН РОССИИ

В Большеатнинской школе играть в шахматы на большой перемене или после уроков – дело обычное. Среди игроков не обходится без чемпиона Россия по шахматам, ученицы VII класса Азалии Мифтаховой. В школе шахматным клубом руководит бабушка Азалии, учительница Альфия Закирова.

Дети, которые играют в шахматы отличаются, уверены учителя. На уроках математики это особенно заметно.

– Почему бы вам не сотрудничать с Казанской школой по шахматам имени Р.Нежметдинова? В этом направлении у ваших учеников большой потенциал, — предложила Сюмбель Нурисламовна опыт Актанышского района. – Их глава Энгель Навапович Фаттахов – сам ярый фанат шахмат. В свое время они приглашали на турниры таких гроссмейстеров, как Алиса Галлямова, Анатолий Карпов. И Атня, в отличие от Актаныша, не «на краю земли». Для ваших ребят не составит труда ездить в Казань на мастер-классы и турниры.

МОЛОДЫМ — У НАС ВЕЗДЕ ДОРОГА?

Поскольку Атня находится недалеко от Казани, мы были уверены, что учителям не хватает часовых нагрузок. Но как сильно мы ошибались. Наоборот, в ходе беседы выяснилась проблема нехватки педагогических кадров.

– Особенно нуждаемся в учителях математики, физики. Как неудивительно, такая же ситуация с учителем истории, — говорит начальник роо, подтвердив слова собеседников. – Казань рядом, поэтому молодые специалисты не очень стремятся в деревню. Хотя мы всегда поддерживаем связь с высшими учебными заведениями. Это не зависит от зарплаты, от условий в школах. Лично я после учебы приехал жить в село.

– Возможно, молодежь пугает жилищный вопрос. Сейчас молодые семьи не хотят жить с родителями или с кем-либо еще, — подняла Сюмбель Нурисламовна и этот вопрос, – По программе «Земский учитель» молодых учителей, переехавших в село, обязаны обеспечить жильем. Почему бы по примеру этой программы не создать свою, республиканскую? Сейчас, когда социальная ипотека стала доступна не только для бюджетников, переезд молодых специалистов в село может стать и вовсе редким явлением. Это как же получается: если переехал – добро пожаловать, а те, кто всю жизнь трудится на благо односельчан – ничего. Не зря говорят: соседская курица всегда выглядит гусем. Во всех районах схожая ситуация. Если так продолжится, через несколько лет некому будет заменить старшее поколение педагогов.

По словам Ленара Талгатовича, есть еще одна проблема: педагогические вузы, как правило, практику проводят только в городах, в деревню студентов не направляют. – Странная у них политика. Особенно такая ситуация наблюдается после присоединения пединститута к КФУ. – Поэтому мы, в основном, работаем с Арским педколледжем. Летом студентов отправляем на работу в пришкольные лагеря, — рассказывает он. – Ничто не сравнится с тем, когда растишь и воспитываешь своих!

 

ТАЛАНТ НЕ КУПИШЬ

Есть у Большеатнинской школы еще одно отличие. Здесь реализуют программу «Одаренные дети». Она предполагает единство ученика, учителя и родителей. Результаты ошеломляют. Одаренные дети школы добились больших успехов, будь то в учебе или внешкольной деятельности. На конкурсе «Парламентский урок» заняли первое место по республике. Спектакль учеников на английском языке также удостоен высшей награды. За последние три года по итогам районных олимпиад немало призовых мест. Своими достижениями сельская школа еще раз подтверждает фразу, что «неспособных детей не бывает, есть только нераскрытые таланты». На сегодняшний день участие в республиканских олимпиадах определяет результат работы с одаренными детьми. Движение «Путь к Олимпу» открывает для любой школы большие возможности в достижении своих целей. «В будущем чтобы встать на путь развития по всем предметам необходимо использовать фундамент знаний в полную силу», — уверены в коллективе. По мнению педагогов, у школы есть еще нереализованный потенциал.

Версию на татарском языке читайте в октябрьском номере журнала «Магариф»
Расиха ФАИЗОВА
Перевод: Чулпан ДРЕДИТОВА
Фото автора

 

Добавить комментарий