Потомки великого педагога Хусаина Фаизханова

Пари

На одной из встреч с депутатом Государственного Совета РТ Ринатом Ханбиковым и известным российским писателем Ильдаром Абюзаровым зашел разговор о будущем среднего и высшего образования в России и о перспективах школ с преподаванием татарского языка в российских регионах. «Довелось ли редактору «Магарифа» побывать в Нижегородской области?» – то ли в шутку, то ли всерьез спросили меня собеседники. Мне уже давно было известно, что их объединяет не только любовь к мировой истории и литературе, но и место их рождения: родом они из Краснооктябрьского района Нижегородской области и оба, как называют в народе, сергачские татары-мишари. В итоге мы заключили своего рода пари, что я привезу материал для журнала, а Ринат Сагитович станет спонсором новой книги лауреата Новой Пушкинской премии и премии им. Валентина Катаева – Ильдара Абюзарова о мишарах.

Сразу на другой день отправиться в дорогу я не решилась: расстояние по трассе М7 до Сергача составляет более 320 км. Вдруг спустя всего пару дней в казанской школе №171 во время открытия музея Рашида Вагапова, одного из самых известных татарских певцов, меня познакомили с руководителем Краснооктябрьского района Хамитом Сулеймановым. «Приезжайте к нам на Сабантуй, на родину Хайдара Аббясовича и Рашида Вагаповича! И праздник увидите, и с нашими татарскими школами познакомитесь», – такими словами пригласил он в гости. Для меня Нижегородский край был интересен еще и как родина выдающегося российского и татарского общественного деятеля, педагога Хусаина Фаизханова, который к концу своей короткой 38-летней жизни читал лекции по восточным языкам в Петербургском университете. Таким образом, как говорится, звезды сошлись.

Край столкновения интересов

В Краснооктябрьском, Сергачском и Пильнинском районах Нижегородской области татары-мишари являются коренными жителями. Как пишет известный краевед Фазылжан Гимранов в недавно изданной книге «Очерки из истории Кзыл-Октябрьского района» и презентованной гостям на Сабантуе, «формирование татаро-мишарской народности происходило в Мещере – местности, расположенной в среднем течении реки Ока». По мнению российских ученых-историков, докторов исторических наук Альфреда Халикова и Равиля Фахрутдинова, предками татар-мишарей были булгаризованные буртасы, жившие в окрестностях Арзамаса в IX-X вв., а спустя век входившие в состав Волжской Булгарии. В XIV в. земли между Окой и Сурой были закреплены по ярлыку Тохтамыша за великим князем Московским Василием Дмитриевичем. Именно в то время образовался институт служилых татар, обязанностью которых была охрана восточных границ русского протектората. Во время похода Ивана Грозного на Казань здешние некоторые татарские деревни оказывали сопротивление его войскам. Однако, как пишет автор книги, «…основная часть татар Касимовского ханства во главе с Шах-Али участвовала в составе русских войск. Служилой мещерой для войск Ивана Грозного в 1552 г. было построено три моста через реку».

После победы над Казанским ханством некоторое время статус служилых татар был очень значим. Многие потомки знатных родов, владевшие тюркскими и восточными языками, стали послами при царском дворе. Но с укреплением русского государства необходимость в их услугах постепенно отпала. В течение XVIII в. служилые татары утратили свой высокий социальный статус. Фактически они были переведены в государственные крестьяне, что сопровождалось ухудшением экономического положения из-за неподъёмных налоговых поборов, лашманства, рекрутства и других притеснений. При таких условиях некоторые уезжали на Урал, в Сибирь или в Финляндию, в Турцию. Многие знатные мурзы вынуждены были добровольно принять христианство, чтобы не лишиться своего имущества и прав. А.М.Орлов в книге «Мещера, мещеряки и мишаре» насчитал не менее 120 дворянских родов татарского происхождения только в Симбирской губернии: это Тургеневы, Урусовы, Нарышкины, Бахметьевы, Давлеткильдеевы, Ахматовы, Баюшевы, Чегодаевы. В Нижегородской области также имелось множество обрусевших помещиков, выходцев из татар, среди которых Чаадаевы, Мустафины, Енгалычевы, Беклемишевы, Исуповы, Кугушевы.

Тур по татарским сёлам

Историческая летопись гласит, что первые татарские населенные пункты в этих местах, богатых озерами и реками, появились в середине XIV в. По мнению старожилов, самым древним татарским селом является Сафаджай (Красная Горка). К сожалению, нам не удалось побывать в этом селе, которое дало великого просветителя XIX века, автора проекта «Школьная реформа» для татарских школ-медресе, специалиста, читавшего лекции по восточным языкам в Петербургском университете, поскольку оно находится в соседнем районе. Зато молодой Председатель комитета по образованию, делам молодежи и спорта Краснооктябрьского района, административный центр которого находится в самом большом татарском селе Уразовка (Ураз авыл), Фанис Саберов для нас с моим заместителем Расихой Фаизовой организовал тур еще по нескольким татарским деревням своего района. В школах деревень Чембилей (Чүмбәле), Большое Рыбушкино (Зур Ырбишча), Малое Рыбушкино (Кече Ырбишча), Семеновка (Семочки), Ендовищи (Ендовишча), как и в Уразовской средней школе, татарский язык преподается как родной. Будет справедливо, если скажу, что с первой минуты пребывания на Нижегородской земле нас охватило возвышенное чувство гордости: в самом центре Уразовки рядом стоят два памятника знаменитым татарским певцам XX века – Рашиду Вагаповичу Вагапову и Хайдару Аббасовичу Бегичеву, уроженцам деревни Чембилей. Каково было мое удивление, когда я узнала, что одна из героинь нашего журнала – композитор, певица и директор Московской средней школы №1186 им. М. Джалиля с татарским этнокультурным компомпонетом Роза Жафяровна Хабибуллина – тоже родом из этих мест. Она и сама выросла в семье учительницы. Поистине кладезь талантов – этот небольшой Чембилей.

По данным словаря Брокгауза и Ефрона 1899 г., на данной территории все дети (около 2000 мальчиков, девочек, обучавшихся на дому, в статистку не включали) были охвачены начальным образованием на родном языке. Это был самый высокий показатель грамотности всего Поволжья. Сегодня здесь в шести общеобразовательных учреждениях с преподаванием татарского языка и литературы обучается всего 731 ученик. По словам Фаниса Харисовича, первоклассников с каждым годом становится все меньше и меньше. К примеру, если в прошедшем учебном году в V-IX классах обучалось 228 школьников, то в начальной школе их число было всего 152. Надежды на то, что под действием принятых правительством дополнительных преференций для новорожденных и рожениц количество детей увеличится, нет. Хотя в районе при общеобразовательных учреждениях с татарскими группами функционируют шесть детских садов и три дошкольные группы, там воспитывается всего 81 ребёнок. Общая демографическая ситуация России коснулась и татар-мишар Нижегородской области, которые издревле славились большими семьями. Даже здешняя высокая религиозность не смогла быть преградой в регулировании рождаемости в худшую сторону.

Казань – Мекка для учителей родного языка

Естественно, представители современной образовательной сферы для сохранения родного языка и нации в целом на этих исконно татарских землях стараются использовать доступные им пути и средства. В отличие от такого же края, где до сих пор компактно проживают татары – Самарской области, здесь родители не отказались от преподавания в школах татарского языка как родного. «В образовательных учреждениях татарский язык и литературу преподают 7 учителей. Из них 5 с высшим профессиональным, а 2 со средним педагогическим образованием. В районе функционирует методическое объединение учителей татарского языка и литературы, – уточнил Фанис Харисович, когда наша беседа конкретно перешла к самой болезненной теме последних лет. – Учителя регулярно проходят курсы повышения квалификации в Институте развития образования в Казани. В дистанционной образовательной программе «Ана теле» по изучению родного языка участвовали все учителя татарского языка и литературы и 11 учеников из общеобразовательных школ района».

Ему и самому часто вместе с педагогами приходится ездить в Казань на такие мероприятия, как Всероссийский съезд учителей татарского языка и литературы, который проводится Министерством образования и науки РТ. На таких встречах, крайне необходимых для профессионального роста и расширения кругозора, обновления знаний, вместе с коллегами обсуждаются вопросы реализации государственной национальной политики, укрепления межрегионального сотрудничества. «Такое общение подобно глотку свежего воздуха», – говорит начальник комитета образования.

В феврале 2017 г. Республикой Татарстан был организован Всероссийский конкурс учителей родного языка. В нем от Краснооктябрьского района участвовала учительница татарского языка и литературы Уразовской средней школы Марзия Абдулбариевна Харрасова. Она была признана победителем в номинации «За сохранение татарского языка». Руководитель Комитета приводит еще один пример. Так, в мае 2018 г. все образовательные учреждения района участвовали в акции «Татарча диктант», которую проводила Нижегородская региональная общественная организация «Татарский национальный центр» при поддержке Правительства Нижегородской области. Во всех общеобразовательных учреждениях, где преподается татарский язык, проводится школьный этап организованной Министерством образования и науки Республики Татарстан олимпиады по татарскому языку и литературе. Далее победители участвуют на районном этапе. Ученики и учителя, подготовившие призеров, награждаются грамотами и дипломами.

В школе мецената

На конкурсах особенно активны педагоги Больше-Рыбушкинской (Зур Ырбишча) средней общеобразовательной школы им. Абдулхамита Саитовича Садекова. Расположенная внутри яблоневого сада, она с первого взгляда поразила порядком и чистотой. Как разъяснил нам руководитель образовательного комитета, эта школа является образцовой в округе, а ее ученики каждый год радуют своими показателями по ЕГЭ. Здесь все родители, посоветовавшись со своими детьми, написали заявление о согласии на преподавание татарского языка как родного. А как иначе, если на улицах все, в том числе дети, разговаривают на родном мишарском цокующем наречии. Директор школы – обаятельная молодая женщина Гульнара Раисовна Фехретдинова вместе с педагогами познакомила нас со своими владениями. Большие светлые классы, хороший спортивный зал и просторная столовая отличают эту школу от других учебных учреждений района. В рекреации мы насчитали больше сорока кубков победителей спортивных соревнований. На земле, которая взрастила таких выдающихся спортсменов, как братья Валемеевы – мастера спорта по классической борьбе Зяки Анваровича и бывшего директора школы, тренера, мастера спорта СССР Адепа Валемеева, двухкратного чемпиона России по национальной борьбе Ханняна Гаяровича Мусина, чемпиона Европы и мира по греко-римской борьбе Фархата Ахатовича Мустафина (отца трехкратной чемпионки мира и Европы гимнастки Алии Мустафиной), по-другому и быть не может.

«Знаменитые тренеры из Краснооктябрьского района активно участвовали в поднятии спортивной славы Татарстана, – говорю я. – Это, в первую очередь, тренер «Ак Барса» Зинэтулла Хайдярович Билялетдинов и тренер «Рубина» Ринат Саярович Билялетдинов…» «Но и Татарстан не остался в долгу, – смеётся директор школы. –Благодаря поддержке руководства вашей республики, все школы с изучением родного языка, в том числе и наша, на сто процентов обеспечены учебно-методической литературой». А вот компьютерный класс подарил им бывший выпускник Абдулхамит Саитович Садеков, чьё имя после трагической смерти было присвоено школе. За свою короткую жизнь основатель предприятия «Волга Петролеум» успел порадовать односельчан добрыми делами: провел газопровод, асфальтировал дороги, охотно помогал родным пенатам. После гибели мецената его дело и благотворительность продолжил брат Мансур. Благодаря такой помощи, строение 1974 года сохранило нынешний респектабельный вид.

Согласно проектной мощности, школа может принять до 640 учеников. Но проблема одна на всех – демографическая. В последнее время в разные годы в школе учатся от 150 до 200 детей. Фаниса Харисовича как руководителя образовательной системы района беспокоит еще одна проблема. Большинство учащихся после IX класса, едва сдав ОГЭ, забирают свои документы для поступления в техникумы и училища. Таким образом, боязнь пресловутого ЕГЭ уменьшает и без того малое количество старшеклассников. Многие учащиеся из-за предстоящих ЕГЭ уходят из школы после IX класса. Фактически это свидетельствует о том, что меньшее число краснооктябрьцев, окончив ПТУ или техникум, поступит в вуз и в дальнейшем получит высшее образование. А на родине великого просветителя Хусаина Фаизханова вряд ли с этим согласны.

Оптимизация не обходит стороной

Не только ЕГЭ, но и упавший в начале нового столетия социальный статус учителя сильно ударили по образовательной системе страны. Краснооктябрьский район в этом не исключение. Если талантливая молодежь области все больше стремится в Москву в поисках больших денег, то кадры для своих нужд приходится искать на стороне. Пример тому молодой директор Семеновской (Семоцки) основной школы – Альфия Алиевна Сюняева. Она после окончания Мордовского Педагогического Университета у себя на родине преподавала в школе математику. «Увидев информацию о вакансии в Краснооктябрьском районе, решила отправить свои документы по программе поддержки молодого специалиста. Администрация района здесь выделила нам дом и машину, которые впоследствии передали в собственность», – рассказывает она свою историю. Сегодня она – директор, муж – в сельском хозяйстве, а двое детей стали учениками Семеновской школы. При общей проблеме уменьшения количества детей появление новых учеников радует. Оптимизация «косит» небольшие сельские школы. К Семеновской основной школе еще в 2008 г. в формате филиала присоединили Ендовищенскую основную школу. А недавно закрыли школу в деревне Пашатово (Пашат), оставив лишь детский сад. Сегодня Семеновской школе, носящей имя Героя Советского Союза Садыка Фахретдиновича Абельханова, погибшего в 28 лет в битве за Днепр, нужен основательный ремонт и новое оборудование. Хорошо, что пока дети не спрашивают: за что же Герой отдал свою жизнь?

Рядом с роскошными особняками…

В конце нашего тура по школам в татарских деревнях мы встретились с главой района Хамитом Мухамматовичем Сулеймановым. Он сам уроженец деревни Трехозерки (Өчкүл) и, победив на выборах 2010 г., последние девять лет руководит районом. Проблемы образования ему не чужды, ведь он выпускник физико-математического факультета Арзамаского филиала Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. «Нас в семье росло 4 детей, и, как младший сын, я должен быть опорой для своей мамы, – рассказал он, когда речь зашла о получении высшего образования в современных условиях. – В сложные послевоенные годы мама в 32 года осталась вдовой (наш отец в 33 года умер – несчастный случай) и растила четырех сыновей одна. Несмотря на это, все смогли получить высшее образование. Тогдашняя образовательная система дала нам такую возможность. Учиться и параллельно работать было незазорно. Два брата окончили Казанский авиационный институт, третий брат – Горьковский сельскохозяйственный. Уже в те годы люди понимали, что главные инвестиции – это учеба в вузе, которая позволит «выйти в люди» – найти хорошую работу и построить крепкую жизнь».

Глава района в хорошем смысле слова большой оптимист. «Недавно в деревне Салган открыли новую комфортную школу, а в Уразовской средней общеобразовательной школе в 2020 году планируется провести капитальный ремонт на сумму 60,7 млн рублей. По возможности стараемся поддерживать учителей, –подытожил он свой рассказ. – В дальнейшем на программу «Земский учитель» возлагаем надежду на обеспечение педагогическими кадрами».

Под конец встречи я никак не могла не спросить у главы района о народной традиции, которая гласит: младший сын должен остаться в родном доме для воспитания престарелых родителей. На этот, видимо, больной для него вопрос Хамит Мухамматович ответил немного с грустью: «Мои все три ребенка уехали в Москву. Приезжают на праздники и летом в отпуск». Как говорят, кровь тянет на родину, а жизнь кипит в столицах. Свою лепту в эту реальность внесло и открытие железнодорожного сообщения «Сапсан» между Нижним Новгородом и Москвой: длительность поездки всего 4 часа.

Таким образом, в XX в. началось и в XXI в. продолжается переселение нижегородских мишар в крупные города, а вместе с этим усиливается процесс ассимиляции, утеря родного языка. Москва стала не только финансовым, но и духовным «пылесосом». Люди за высокой зарплатой, чтобы обеспечить в перспективе достойную жизнь своим детям, не колеблясь, уезжают в столицу. Правда, есть и такие, как глава района, который прикипел к родной земле, или как председатель комитета по образованию, который, хлебнув красивой жизни на стороне, вернулся в родные пенаты. По их мнению, для тех, кто хочет работать, а не просто гонится за деньгами, в районе больше перспектив в части карьеры.

На площадке Сабантуя я спросила у торгово-экономического представителя Республики Татарстан в РФ и за рубежом Айрата Марселевича Усманова, что нужно сделать для изменения ситуации, чтобы молодежь оставалась на малой родине, и создавались семьи, и в них рождались дети. Он ответил, имея в виду не только центр Поволжского Федерального округа: «По школьной программе, наверное помните, в физике есть закон сообщающихся сосудов. Здесь такое же явление. В экономике области многое зависит от экономической эффективности градообразующих предприятий. К примеру, в Нижнем Новгороде население жило лучше, когда у ГАЗа имелись постоянные заказы. Сегодня этого нет, и жители, не видя перспективы для своих детей, стараются отправить их куда подальше. Уезжает не только молодежь, но и опытные врачи, учителя. Причина одна и та же. Если здесь у педагога зарплата всего 14-19 тыс., то и он будет стремиться уехать в Москву, где коллеги получают по 90 тыс. рублей. Так что на уровне российского правительства должен быть системный подход в отношении кадров, развития промышленности, сельского хозяйства. Без привлечения инвесторов невозможно обеспечить людей хорошо оплачиваемой работой».

Мы проехали почти по всей области и соседней Чувашии, но таких деревень, как Большое и Малое Рыбушкино и возрождающаяся Уразовка, не встретили. О том, насколько энергичны и успешны «нижгарские мишары», свидетельствуют во всей округе двухэтажные каменные терема с особой татарской архитектурой, но особенно – в Рыбушкино. Но в ответ на наше удивление богатству и убранству домов сопровождающие нас сельчане сказали, что самые зажиточные дома принадлежат москвичам, выходцам из Нижегородской области. Они вернутся в родные края, когда выйдут на пенсию, а пока отстраивают хоромы на столичный вкус. К слову сказать, цена таких домов достигает от 20 до 50 млн. Кому-то везет, а кого-то привозят лишь, как это ни прискорбно, только на родное кладбище. Тем не менее жизнь кипит вовсю: кто-то не только дом строит, но и мечети возводит, число которых мы насчитали не менее восьми в четырех селах. Больше всего нас поразила мечеть Рашиды в некогда крупном селе Медяна. Однако работать сельчанам, кроме как в самой мечети и в местной поликлинике, негде. Такие села, как нам показалось, постепенно становятся летними резиденциями приезжающих на отдых москвичей.

Парадокс заключается в том, что на параллельной той улице, где высится роскошная мечеть, которой могут с радостью позавидовать мусульмане крупных городов, стоит опустошенное, разграбленное здание двухэтажной школы. Во время этой поездки у меня было такое ощущение, что наши сородичи с Нижегородской стороны сохранение татар как нации, в первую очередь, видят через религиозную призму. Благотворительность в понимании состоятельных мишар – это, безусловно, строительство мечети, а признак богатства – сногсшибательный коттедж. До слез обидно, когда рядом с нарядным, новым домом Аллаха или круглый год пустующим замком обогатившегося москвича-нижегородца видишь обветшалый дом образования. Для того чтобы остановить этот процесс, характерный для большинства российских регионов, в первую очередь, нужны программы и кардинальные действия и со стороны федерального правительства. Но не помешает понимание обеспеченных москвичей, выходцев из Уразовки или Медяны, Большое Рыбушкино или Чембилей, что деньги нужно вкладывать, прежде всего, в детские сады и школы, как это дальновидно делали их предки, открывая мектэбе при мечетях на свои средства. Ведь если сегодня не родятся дети, то через 50 лет будет некому молиться за них в мечети, которая может остаться лишь символом и историческим памятником нашего сложного меркантильного века. Самое время вспомнить, за что ратовал их знаменитый земляк – богослов, историк, археограф, полиглот Хусаин Фаизханов ещё в XIX веке: он боролся за параллельное равноправное развитие мусульманского и светского образования.

Сюмбель ТАИШЕВА

Добавить комментарий