Учителя Татарстана получили «ежа под череп»

В Казани с лекцией  перед учителями выступил Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в Будущее» Петр Положевец, более известный педагогическому сообществу России как бывший главный редактор «Учительской газеты». Положевец сегодня прибыл в столицу Татарстана, чтобы дать старт трехлетней образовательной программе, в которой примут участие учителя республики. 

В Казанском федеральном университете Петр Положевец прочел лекцию «Школа будущего — школа возможностей. Как ее построить?». В начале встречи с татарстанскими учителями гость из Москвы предупредил, что собирается запустить ежа под череп участников образовательной программы.

«В вузе у меня был замечательный учитель литературы Иван Николаевич. Он заканчивал свою лекцию словами: «Я запускаю вам ежа под череп.  На следующем семинаре поговорим, что он вам там наколол». Я сегодня хочу вам тоже бросить несколько ежей под череп, чтобы они там шевелились, стимулировали серое вещество. Собственно, каждый еж — это провокация для человеческого организма»,— пояснил Петр Григорьевич.

Положевец заявил, что уверен в том, что в школе нет необходимости. Речь идет о школе в том виде, в которой она существует сегодня. Все дело в том, что в большинстве случаев школе не известно, зачем, чему и как учить детей.

«Не потому, что учителя плохие, у нас замечательные учителя, профессиональные талантливые педагоги.  И не потому, что руководители школ не компетентны, у нас отличные директора.  И  не потому, что материально-техническая база устарела. Да, кое-где она на уровне середины прошлого века. Но в своей массе обновления присутствуют. И не потому, что руководители региональных образовательных систем не представляют себе, чем они руководят. У нас немало эффективно развивающихся муниципальных, региональных систем. Республика Татарстан — пример этому», — сказал лектор.

Тем не менее российская начальная школа — самая лучшая на мировом уровне. Свидетельством этому являются внешний взгляд, независимая оценка, варьированные измерения, что подтверждают  международные исследования качества образования. Петр Положевец выдвинул предположение о том, что наши успехи в  начальной школе связаны с особенностями образовательной программы. Она построена совсем по-другому, нежели  как в средней школе.

«Ребенок переходит в 5-й класс и оказывается на краю образовательного оврага, слава Богу, что не обрыва пока. Как показывают исследования, начиная с 5-го класса и до окончания школы увлеченность и мотивация школьника образовательным процессом падают. Школьная программа не дает целостного представления о мире, его многосвязности  и о роли в нем современного человека. Предметы, изучающие одни и те же явления, но на разных уровнях, преподают раздельно», — пояснил Положевец.

По его мнению, мы не понимаем, что такое метапредметные данные. Между тем, по данным академика Казаковой, ученик в современной школе работает не более 7 минут. В массовой школе учителю приходится преподавать большому классу, в котором учатся минимум 8 групп детей. Они  отличаются по восприятию, пониманию и усвоению информации. Отстающие продолжают отставать, опережающие перестают опережать, поскольку вскоре им становится скучно.

Петр Положевец рассказал о том, что в современных условиях от учителей потребуются непрерывное обучение, освоение новых навыков с нуля и стрессоустойчивость. В скором времени будут важны свойства и характеристики мышления, а не предметные дисциплины.

Айгуль ЮНУСОВА

 

Добавить комментарий