Логотип Магариф уку
Цитата:

ЕГЭ-2021. Элементы математического анализа в составе профильного уровня

Новые формы обучения, инновации в обучении, введение современных технологий диктуют педагогу необходимость совершенствовать мастерство, а значит, и менять методы обучения и воспитания обучающихся.В по...

Новые формы обучения, инновации в обучении, введение современных технологий диктуют педагогу необходимость совершенствовать мастерство, а значит, и менять методы обучения и воспитания обучающихся.
В последние годы в содержание школьного курса все чаще закладывается алгоритмическая линия и применение алгоритмов является приоритетным.
Остановимся на задании 7 профильного уровня и на его примере разберем применение алгоритмов при решении задач.
Задание профильного уровня ЕГЭ относится к математическому анализу.
В этой задаче предлагается исследовать функцию с помощью:

  1. Графика самой функции. Обычно просят найти точку экстремума или интервал возрастания/убывания.

  2. Графика ее производной. В этом случае могут спрашивать что угодно: от всех тех же точек экстремума до касательных с заданным углом наклона. В зависимости от представленного графика принципиально различаются и методы решения задачи.


При подготовке к ЕГЭ по математике задания 7 ЕГЭ профильного уровня вызывают значительную сложность у выпускников. Это, прежде всего, продиктовано неумением учащихся внимательно «вчитываться» в текст задания, тем, что ребята путают обозначения при заданиях на производную и первообразную, отвечают не строго на поставленный в задании вопрос.
Чтобы решить задания 7 ЕГЭ, нужно хорошо знать теорию производной, первообразной функции, уметь работать с текстом задания в КИМе ЕГЭ, ответить строго на поставленный в задании вопрос.
Так как задания 7 ЕГЭ очень разнообразны, то для облегчения работы можно составить алгоритмические задания 7 ЕГЭ для всех типов данного задания, которые позволяют учащимся структурировать теоретический материал и верно выполнить задание.
Возможные варианты применения алгоритмических карточек при подготовке к ЕГЭ:
– использовать карточки учителем в отдельности при объяснении решений данных заданий;
– использовать карточки учителем в комплексе на едином листе на уроках обобщающего повторения или на консультациях по подготовке к ЕГЭ;
– применять учащимися для самостоятельного, более осознанного решения заданий данного типа;
– для развития компьютерной грамотности при самостоятельном составлении алгоритмической карточки в электронном варианте;
– для дистанционного обучения учащихся.
Алгоритмические карточки по типам заданий
Алгоритмическая карточка по графику производной

















































В задании изображен график производной f'(x)
Повторим: функция ­ f(x), производная – f'(x), f'(x)=tg=kМатери-альная точка
В задании нужно найти:V(t)=x'(t)
a(t)= x''(t),
где
x(t) – закон движения,
V(t) – скорость,
a(t) – ускорение
 
наим. f(x) на [a;b]наиб. f(x) на [a;b]точки экстремума
 
Убы-вает f(x)Воз-раста-ет f(x)касательная к f(x) параллельна прямой y=kx+b или совпадает с ней
Решением является:
на [a;b] гра-фик выше оси хна [a;b] гра-фик ниже оси хна [a;b] гра-фик выше оси хна [a;b] гра-фик ниже оси х(на оси x)f'(x)<0f'(x)>0Проводим прямую у=к, и точки пересечения искомое
в а наим. значениев b наим. значениев b наиб. значениев а наиб. значениемахminГра-фик ниже оси хГра-фик выше оси х
Гра-фик сверху внизГра-фик снизу вверх

Пример 1.
 

 
На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (-10;2). Найдите количество точек, в которых
f'(x)–2 касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y=-2x−11 или совпадает с ней.
Решение.
Значение производной в точке касания равно угловому коэффициенту касательной. Поскольку касательная параллельна прямой y=-2x−11 или совпадает с ней, их угловые коэффициенты равны –2. Найдем количество точек, в которых это соответствует количеству точек пересечения графика производной с прямой y=–2. На данном интервале таких точек 5.
Ответ: 5.
Пример 2.

 
На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (-7; 14). Найдите количество точек максимума функции f(x) на отрезке [-6; 9].
Решение:
Точки максимума соответствуют точкам смены знака производной с положительного на отрицательный. На отрезке [-6; 9] функция имеет одну точку максимума x=7.
Ответ: 1.
Алгоритмическая карточка по графику функции














































В задании изображен график функции f(x) 
Повторим: функция – f(x),  производная – f'(x),  f'(x)=tg=k 
В задании нужно найти: 
с касательной, f'(x)=?
(если касательной нет, то провести через указанные в условии точки)
f'(x)>0f'(x)<0f'(x)=0, кас. парал. прям. y=af'(x) не существ.наим. f'(x)
в точ-ках
наиб. f'(x) в точках 
Решением является: 
(2 и 4 четв., окно)
 
к=f'(x)=tg=
(1и3 четв., дверь)
 
к=f'(x)=tg=
f(x) возрастает, поднимаетсяf(x) убывает, опускаетсяв точках max, min (верш., впадинах)в острых пикахнаим. в той точке в кото-рой  к=tg
наи-меньшее
наиб. в той точке в которой  к=tg
наи-боль-шее
 
 
 

 
Пример 1.
На рисунке изображен график функции y = f(x), определенной на интервале (-5; 5). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y=6 или совпадает с ней.
Решение:
Поскольку касательная параллельна прямой y=6 или совпадает с ней, их угловые коэффициенты равны 0. Угловой коэффициент касательной равен значению производной в точке касания. У данной функции производная равна нулю только в точках экстремума функции. На заданном интервале функция имеет 2 максимума и 2 минимума, итого 4 экстремума. Таким образом, касательная к графику функции параллельна прямой y=6 или совпадает с ней в 4 точках.
Ответ: 4.
Пример 2.
На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Решение
Значение производной в точке касания равно угловому коэффициенту касательной, который, в свою очередь, равен тангенсу угла наклона данной касательной к оси абсцисс. Построим треугольник с вершинами в точках A(1;2), B(1;-4), C(-2;-4). Угол наклона касательной к оси абсцисс будет равен углу ACB.
Ответ: 2.
 
Алгоритмическая карточка по графику первообразной














































В задании изображен график функции F(x) 
Повторим: функция (первообразная)- F(x),  производная - f(x) F(x)== F(b)-F(a)=Sкрив.трапеции (a – начальная точка отрезка, b – конечная точка отрезка) 
В задании нужно найти: 
с касательной, f(x)=?
(если касательной нет, то провести через указанные в условии точки)
f(x)>0f(x)<0f(x)=0, кас. парал. прям. y=люб. числуf (x) не сущ.наим. f(x)
в точках
наиб. f(x) в точках 
Решением является: 
(график во
2 и 4 четв., окно)
 
к=f(x)=tg=
(график в
1 и 3 четв., дверь)
 
к=f(x)=tg=
F(x) возрастает, поднимаетсяF(x) убывает, опускаетсяв точках max, min (верш., впадинах)в острых пикахнаим. в той точке, в которой  к=tg
наименьшее
наиб. в той точке, в которой  к=tg
наибольшее
 
 
 

Пример 1.
 
На рисунке изображён график функции y=F(x) – одной из первообразных функции f(x), определённой на интервале (-3; 5). Найдите количество решений уравнения f(x)=0 на отрезке [-2; 4].
Решение
По определению первообразной на интервале (-3; 5) справедливо равенство f(x)=F'(x)
Следовательно, решениями уравнения f(x)=0 являются точки экстремумов изображенной на рисунке функции F(x).
 
На рисунке точки, в которых выделены красным и синим цветом. Из них на отрезке [-2;4] лежат 10 точек (синие точки). Таким образом, на отрезке [-2;4] уравнение f(x)=0 имеет 10 решений.
Ответ: 10.
Алгоритмическая карточка по графику производной от первообразной
















































В задании изображен график производной f(x)
Повторим: функция (первообразная) – F(x), производная – f(x) F(x)== F(b)–F(a)=Sкрив.трапеции
(a – начальная точка отрезка, b – конечная точка отрезка)
В задании нужно найти:     Ин-те-грал=плошади кри-воли-ней-ной тра-пе-ции=раз-нос-ти пер-вооб-раз-ных                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
Наим. F(x) на [a;b]Наиб. F(x) на [a;b]Точки экстре-мума
 
Бы-вает F(x)Возрас- тает F(x)Кас. к F(x) парал. прям. y=kx+b или совпада-ет с ней
 
Решением является:
На [a; b] гра-фик выше
оси х
На [a; b] гра-фик ниже
оси х
На [a; b] гра-фик выше
оси х
на [a; b] гра-фик ниже
оси х
(На оси x)f(x)<0f(x)>0Прово-дим прямую у=к, и точки пересе-чения искомое
в а наим. Зна-чениев b наим. Зна-чениев b наиб. Зна-чениев а наиб. Зна-чениемахminграфик ниже
оси х
Гра-фик выше
оси х
график сверху внизграфик снизу вверх

 
Пример 1.
На рисунке изображен график некоторой функции y=f(x). Пользуясь рисунком, вычислите определенный интеграл 15f(x)dx.
Решение.
Определенный интеграл от функции y=f(x) по отрезку [1;5] дает значение площади подграфика функции f(x) на отрезке. Область под графиком разбивается на прямоугольный треугольник, площадь которого Sтр.=    ∙2∙4=4, и прямоугольник, площадь которого Sпр=2∙4=8. Сумма этих площадей дает искомый интеграл
15f(x)dx=Sпр+Sтр.=8+4=12.
Ответ: 12.
Делая выводы, можно сказать, что теперь это самая сложная задача из негеометрических задач первой части экзамена. Средний процент правильных ответов к задаче 7 – 50,7%. Причины могут быть следующие:

  • во-первых, эта задача на материал курса алгебры и начал анализа X – XI классов, для освоения которого необходима достаточная база знаний программы основной школы, которой, к большому сожалению, нет сейчас у многих старшеклассников;

  • во-вторых, несмотря на невысокий уровень сложности самого задания, спектр проверки понимания темы «производная» в этом задании, к примеру, довольно широк: предлагаются и задачи на геометрический и механический смысл производной, и задачи с множеством ситуаций, описывающих связь между поведением функции и ее производной;

  • в-третьих, для решения большинства задач 7 требуется не просто непосредственно применить алгоритм, что можно сделать, например, при решении простейших уравнений, а самостоятельно проанализировать ситуацию и сделать вывод. Даже в случае крайней простоты анализа все это требует от старшеклассников некоторых усилий, к которым не все готовы.


 

Гульназ КАШАПОВА,

учитель математики I квалификационной категории лицея-инженерного центра Советского района, г. Казань

Кадрия ШАКИРОВА,

доцент кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н.И.Лобачевского КФУ, кандидат педагогических наук

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ