«С дамокловым мечом над учителем никто стоять не должен…»

В докладе заместителя Премьер-министра РТ – министра инфор­матизации и связи РТ Р.А.Шайхутдинова «IT потенциал Республики Татарстан» в коллегии министерства отдельно отмечены усилия ведомства по развитию электронного обра­зования. Практической сто­роной вопроса за­ни­мается Центр инфор­мационных технологий РТ. О проблемах и пла­нах респуб­ли­ки на этом пу­ти рассказывает гене­ральный дирек­тор Центра Татьяна Сергеевна Кама­летдинова.

камалетдинова

В ожидании замены

– Татьяна Сергеевна, Министерство образования и науки и Министерство информатизации и связи РТ особо гордятся тем, что учителя стопроцентно обеспечены ноутбуками. Это так, но пос­ле пяти лет эксплуатации эти девайсы все без исключения «еле пашут»…
– Проблема есть. В повестку следующей коллегии Министерства информатизации и связи мы внесли предложение  о том, чтобы произвести замену выданных в 2010 году ноутбуков на новые. Пока мы обходимся заменой техники, сломавшейся физически. Скажем, в этом году было закуплено 500 ноутбуков. Кроме того, поскольку прошла оптимизация, и некоторые школы были объединены, у районов появился резерв из старых ноут­буков. Масштабная замена, наверное, могла бы пройти и в этом году, но свои коррективы внесли известные события на валютном рынке. Мы надеемся, что ситуация будет выправляться, и к следующему учебному году такая замена будет произведена.

– Что делать учителям, чей ноутбук неисправен уже сегодня?
– Подойти в управление образования, которое формирует список школ, где учителя нуждаются в замене ноутбука. Перед этим физическую неисправность надо подтвердить в одном из центров поддержки ICL, благо, они есть почти в каждом районе. Некоторые учителя восстанавливают функционал техники своими силами. Первоначально это можно было сделать в рамках гарантийных обязательств завода-изготовителя, но их срок уже вышел.

– «Физическая неисправность» – это если девайс вообще не включается. Лично знаю учителей, которые, намучившись с заполнением электронного журнала, купили ноутбук на свои кровные. К слову об электронном журнале. Какие планы у ЦИТа относительно развития данного ресурса?
– План номер один – в 2016 году интегрировать edu.tatar.ru в большой региональный проект «Контингент». Идея этого проекта в том, чтобы на федеральном уровне увидеть всех детей, посещающих школы, детские сады, учреждения дополнительного образования, и на основании увиденного дать оценку эффективности расходования федеральных средств, выделяемых на развитие образования. Татарстан в числе 39 регионов стал пилотной площадкой в данном проекте. На очереди – подключение к edu.tatar.ru всех учреждений среднего профессионального образования. Пока из-за недостатка средств с электронным журналом, который в случае с СПО правильнее называть электронной зачеткой и ведомостью, работают только в 15 из 100 учреждений.

Карточный долг

– В мае 2014 года стартовал проект «Школьная карта». Не скажу за все райо­ны, но, к примеру, в Зеленодольске к проекту много нареканий. Так, многие дети забывают карты.
– С самого начала предполагалось, что 10–15 процентов детей будут забывать или терять карточки. Фактическое присутствие этих детей на уроках подтверждает в электронном журнале учитель. Он и раньше это делал, но теперь существует интеграция между Министерством образования и науки и Министерством здравоохранения – мы имеем возможность получать выгрузки из больничных справок. Остался чисто человеческий фактор. Скажем, если на вашей карточке написано Мухутдинов Ринат, а вы Мухутдинов Ренат, то связка не сработает, потому что системы здравоохранения и образования по-разному вас отметили. В «Контингенте» будет абсолютная выверка данных по всем детям с использованием баз данных ЗАГСа и Пенсионного фонда. В edu.tatar.ru это пока есть только для детей с 2008 года рождения.

От учителей и родителей поступали жалобы на задержку с оплатой. Что могу сказать в оправдание? Система надежности такова, что если человек произвел оплату и не увидел результата на экране, это не означает, что платеж не прошел. Он остался в памяти, в конце недели мы производим сверку и все доплаты высылаем. Не было ни одного случая, чтобы деньги пропали.

– Но в Казани, по отзывам классных руководителей, подобного рода накладок вообще нет…
– Казань реализует проект «Школьная карта» без Министерства информатизации и связи РТ. Там используется так называемая Mifare карта, с которой можно только подтвердить оплату, а у нас более современная технология  PayPass. На сегодняшний день PayPass-карты используются в школах г. Зеленодольска, Набережных Челнов и Нижнекамска, но в перспективе опыт этих городов будет распространен на всю республику. Технология нашего проекта более сложная, так в ней интегрированы сразу четыре системы: система edu.tatar.ru, портала госуслуг РТ, банка, школы и комбината питания. У детей в руках реальное платежное средство, которым можно расплачиваться и вне школы, и пользование которым повышает их финансовую грамотность, и уверенность родителей в целевом расходовании положенных на карту средств.

– Еще бы эти родители, все как один, вовремя и самостоятельно пополняли карты. На практике многие классные руководители по старинке в начале учебного дня собирают с детей деньги, чтобы затем закинуть их на школьные карты…
– А почему это не могут сделать сами дети?

– Потому что многие из них не доносят родительские деньги до Инфомата.
– Мы начинаем говорить о том, что кто-то не выполняет свои обязанности, и это ложится бременем на другого. Если вы – добросовестный родитель и один раз в месяц пополнили карту ребенка – все, учителю вообще ничего делать не надо. Ребенок пришел в школу, приложил карту и тем самым обеспечил себя горячим питанием. Одной из задач проекта было освободить учителя от работы с деньгами. К сожалению, в школах, где учителя еще собирают деньги на питание, могут быть их кражи, и учителю приходится кормить детей за свой счет.

Питание – это только один аспект школьной карты. С ее помощью можно также оплатить проезд в общес­твенном транспорте, дополнитель­ные образовательные услуги. В планах интегрировать карту с библиотечной сетью, но это вопрос денег: к каждой книжке нужно сделать либо штрих-код, либо чип плюс расходы на считывающие устройства.

Методом пряника

– На edu.tatar.ru есть раздел «Цифровые образовательные ресурсы». От учителей требуют посещать этот раздел, хотя выложенные там материалы не обновляются…
– Я поясню почему.

Продолжение.

Беседовал Сергей Елизаров

Добавить комментарий