Какие изменения ждут в аттестации учителей?

Планируется, что с 2020 года учителя смогут пройти педагогическую аттестацию по новой модели. В Министерстве образования и науки РТ «Магарифу» ответили на актуальные вопросы, касающиеся педагогической аттестации. Когда Татарстан будет готов перейти к новой системе? Сколько учителей нашей республики будут первопроходцами в этом деле?

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в 2024 году системе образования страны необходимо обеспечить вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.

Как будет работать аттестация после 2020 года?

Выпускники педвузов, решившие идти в школы или другие образовательные организации, будут сдавать входной экзамен. Точное его содержание неизвестно, но будущий учитель должен будет продемонстрировать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции.

Через два года он должен будет пройти аттестацию на соответствие должности «Учитель». Именно для этого этапа готовы оценочные материалы, их и апробируют Министерство просвещения и Рособрнадзор. Дальше педагогу нужно будет через несколько лет подтверждать соответствие должности или расти «вверх» и проходить добровольную аттестацию на первую категорию. Пока термин «категория» остался, но разработчики хотели создавать новую должность «Учитель-методист». Для прохождения аттестации нужно будет демонстрировать методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. Материалы для оценки пока не разработаны.

После можно претендовать на высшую категорию или должность «Учителя-лидера». Материалы для оценки пока также не разработаны. Также неизвестно, через сколько лет после получения первой категории можно претендовать на высшую.

Министерство просвещения закладывает пять лет на переходный период к новой модели аттестации

Скорее всего, это значит, что через пять лет будут готовы единые федеральные оценочные материалы для всех категорий и будет полностью отработан порядок новой аттестации. До этого аттестация на первую и высшую категорию скорее всего будет проходить по действующей модели.

Министерство просвещения хочет создать такую модель аттестации наших педагогов, которая станет настоящим стимулом профессионального роста, позволит учителям без сбора портфолио и массы других документов обеспечить
прохождение процедуры аттестации на рабочем месте. Доработанная окончательная версия модели аттестации пройдет обязательное широкое общественное обсуждение и в окончательном варианте будет утверждена в 2020 году.

Что выявили на данном этапе апробации?

Проблема выявилась при снятии видеоуроков или видео-фрагмента урока, и не столько по причине трудности съемки, сколько по причине требования согласия родителей или законных представителей на видео-съемку. Пришли к выводу, что использование этого формата нецелесообразно.

Проект профессионального стандарта «Педагог» основан на уровневом подходе к квалификации учителей, в нем найдут свое отражение и новые должности. Карьера учителя будет развиваться как по горизонтали (первая и высшая
квалификационные категории), так и с введением новых должностей: «старшего учителя» (методиста) и «ведущего учителя»(наставника). Есть подготовленный проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». Этот документ призван утвердить в правовом
поле новые должности – «Старший учитель» и «Ведущий учитель».

Национальная система учительского роста состоит из взаимосвязанных элементов: аттестация, повышение квалификации, педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, повышение престижа профессии.
Один из федеральных проектов нацпроекта «Образование» – «Учитель будущего» – направлен на внедрение национальной системы учительского роста, системной модели поддержки учителей, которая предусматривает работу
по непрерывному развитию профессионального мастерства педагогов, обновлению содержания программ повышения их квалификации и введению усовершенствованной модели аттестации. Аттестация должна отражать качество работы
педагога, его профессионализм и быть для учителя максимально простой и понятной, позволяющей определять дальнейшие траектории профессионального развития.

Также предполагается, что у педагогов должен быть «экзамен на вхождение в профессию, как у медиков»

Минпросвещения планирует создать сеть независимых аттестационных центров, где педагоги смогут пройти независимую аттестацию еще до официальной процедуры, чтобы самостоятельно оценить свой уровень квалификации, имеющиеся пробелы и устранить их. В этом независимом центре я как учитель могу пройти аттестацию до официальной, посмотреть, то не так, понять, что нужно подтянуть.

Республика Татарстан уже готова перейти к новой системе

С  2009 года у нас идет оценка профессиональной деятельности через профессиональное тестирование по республиканским оценочным материалам. Ежегодно проходят процедуру добровольной аттестации около 20% учителей.

Фото Юлии Калининой
Категория: