Здоровая подготовка к ЕГЭ

На подходе конец учебного года. Для большинства учеников – это счастье и радость от ожидаемого лета, а для выпускных классов – часто огромный стресс. В их глазах читается только одно слово – «ЕГЭ». Как показывает практика, даже самые вроде бы безразличные к учебе ребята испытывают дискомфорт и стресс от ЕГЭ.

Чем же мы, педагоги и просто взрослые, можем помочь детям при подготовке к экзаменам?

Давайте начнем с родителей. В общем и целом, наверное, с каждым учеником и родителем стоит обсуждать тему «А что, если не получится сдать ЕГЭ очень хорошо?» Очень часто ребята боятся к этой мысли даже приближаться. В психотерапии есть такой прием по работе со страхами – максимально увеличить страх и посмотреть в него – и тогда страх пропадает или значительно ослабевает. Ну, ладно, плохо сдал. Ну, ладно, поступил не совсем туда, куда хотел. Но мир же не разрушился? Рассуждения в подобном ключе снижают уровень лишней тревоги. Естественно, это не призыв к ничегонеделанию. Просто эффективно готовиться к ЕГЭ удобней с холодной головой.

Стоит упомянуть еще один хороший приём, который помогает «заземлить» излишне тревожных родителей. Хорошо помогает вопрос: «Каким бы вы хотели, чтобы стал ваш ребенок – успешным или счастливым?» Если помочь родителям глубоко поразмышлять на эту тему, то иногда это приводит к неожиданным результатам, позволяет переоценить ситуацию, войти в более комфортное состояние.

А что же можно порекомендовать самим ученикам?

Первое – банальное, но, пожалуй, самое главное – это старательно учиться. Чем больше ученик готов к экзамену, тем ему комфортнее. Для этого подготовку к экзаменам нужно проводить систематически.

Помогает варьировать типы заданий, чтобы не было однообразия. Обязательно нужно решать много заданий ЕГЭ, так как ученики «пропитываются» логикой экзамена. Можно решать онлайн задания – для разнообразия. В урочной деятельности полезно устраивать интерактив: делать так, чтобы не только учитель проверял ответы, но и одноклассники. Таким образом, подростки получают обратную связь от сверстников, это комфортней. Самые сложные задания нужно детально разбирать с учителем. Кстати, важно рассказывать ученикам, по каким критериям оцениваются ответы ЕГЭ, чтобы они могли «мыслить как проверяющий», и в нужных местах расставляли акценты правильным образом.

Важная составляющая подготовки уча­щихся к ЕГЭ – это убрать у них фактор неожиданности. По наблюдениям, страх ЕГЭ в значительной мере основан на незнании формата: ребята не знают, чего ожидать. Чтобы ослабить этот фактор, с учениками стоит иногда проводить пробные экзамены с максимальным приб­лижением к реальности: использо­вать настоящую инструкцию ЕГЭ, настоящую продолжительность, настоящие бланки, рассадку по одному, делать настоящую проверку и анализ. Когда ребята пройдут через это много раз, форма проведения экзамена перестает их страшить.

Также имеет смысл поддержать подростков чисто психологически. В Интернете имеется много видеоматериалов на эту тему. Можно просто всем вместе садиться и смотреть видеорекомендации, обсуждать их.

Нужно создавать для учеников возможность в комфортной бе­зопасной обстановке обсуждать, выговаривать свои тревоги. Поговорят, проговорят – становится легче. Важна обычная человеческая взаимопомощь и поддержка.

Следующий фактор, который тоже стоит учитывать при подготовке к ЕГЭ – это комфорт и удобство. Важно регулярно давать себе отдохнуть, делать физические упражнения, проветривать помещение, иметь достаточное количество питьевой воды поблизости. Важно подойти к подготовке основательно: составить график занятий и следовать ему. Такая системная работа тренирует дисциплину.

Подготовка к ЕГЭ – очень длинная дистанция, и ее важно делить на обозримые шаги.

И тогда это не «целый год тяжелой работы впереди», а «поработай две недели, сдай пробный экзамен, получи шоколадку» (а потом – еще и еще).
Иногда у учеников бывает злоба на ЕГЭ, они раздражаются, ругают тестовую систему и т.д. В этой ситуации иногда бывает полезно согласиться с подростком, поддержать его точку зрения о, возможно, не самом эффективном формате государственного экзамена. Но в то же самое время важно донести до ученика, что существует понятие «правила игры», и мы не всегда на них можем влиять.

Подробно.

Ильнур МИФТАХОВ,
психолог, координатор проектов лицея-интерната №2 г. Казани

2007–2009 гг. – обучался в Институте непрерывного педагогического образования по специальности «Учитель английского языка».
2012 г. – окончил Институт практической психологии «Иматон»
(г. Санкт-Петербург) по специальности «Психологическое консультирование: интергративный подход».
2014 г. – окончил аспирантуру в Инс­титуте педагогики и психологии профессионального образования при РАО (г. Казань) по специальности «Социальная психология».
Последние 10 лет работает в сфере образования и реализации молодежного потенциала в различных формах: преподавание, консультирование, тренинги. Был в первой команде специалистов, запускавших в РТ сингапурский проект. Являлся координатором проектов государственной программы «Стратегическое управление талантами в Рес­публике Татарстан на 2015–2020 гг.».

Фото: www.b17.ru

Добавить комментарий