Арифметические действия. Переместительное свойство сложения
УМК: «Школа России». Урок математики в 1 классе.
Милеуша СИТДИКОВА,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
средней общеобразовательной
школы № 8 г. Азнакаево
Тип урока: «Открытие нового знания»
Цель урока: Помочь учащимся сформулировать и осознать математическое правило о том, что от перестановки слагаемых результат сложения не изменяется.
Задачи:
1. Познакомить с переместительным свойством сложения, научить применять его на практике, совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 10.
2. Развивать учебно-организационные, учебно-речевые (правильно отвечать на вопросы), учебно-интеллектуальные умения (сравнивать, анализировать, делать выводы) обучающихся.
3. Воспитывать положительное отношение к учению, к открытию новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научиться сложению с опорой на переместительный закон; выполнять вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 10.
Получить возможность научиться применять переместительное
свойство сложения для удобства вычислений.
Метапредметные:
Познавательные: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы (вопроса); продолжать обучать учащихся формулировать тему и цель урока, делать выводы.
Регулятивные: отслеживание собственных учебных успехов на уроке, правильности работы товарища.
Коммуникативные: строить простейшие речевые высказывания; включаться в диалог с учителем и одноклассниками.
Личностные: формирование навыка работы в паре, уважительного взаимодействия с одноклассниками, интереса к уроку математики.
Ход урока
I. Мотивационный этап урока
Цель: мотивация, создание позитивного психологического настроя. (2 мин.)
Деятельность учителя
Учитель. Поприветствуем всех, кто время нашел и к нам на урок сегодня пришел.
Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок.
Садитесь девочки.
Садитесь мальчики.
У нас урок математики.
Ну-ка, покажи, дружок!
Готов ли ты начать урок? (Да!)
Все ли правильно сидят? (Да.)
Все ли весело глядят? (Да.)
Будем на уроке думать? (Да.)
А может, будем спать? (Нет.)
Мы будем рассуждать? (Да.)
А в облаках летать? (Нет.)
Друг другу будем помогать? (Да.)
Девиз урока: Сам не отставай и товарищу помогай! (на слайде)
Деятельность учащихся. Взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы.
II. Этап актуализации знаний
Цель: подготовка мышления учащихся, создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. (4 мин.)
Учитель. Ребята, кто из вас любит математику? Математика – это очень интересная и важная наука, но порой она бывает и очень сложной. В ней много правил и законов. Сегодня приглашаю вас в увлекательную страну «Математика», а я буду царицей Математики. Мы будем играть, решать, делать открытия. Я надеюсь, что вы полюбите математику еще сильнее. В этой стране нам надо быстро соображать. Проведем разминку для ума и поиграем в игру «Живые числа».
Раздать ученикам карточки с цифрами от 1 до 10.
– Теперь расположите эти числа в порядке возрастания.
– Назовите самое маленькое число. (1)
– Назовите самое большое однозначное число. (9)
– Увеличьте 5 на 3. (8)
– Уменьшите 7 на 1. (6)
– Найдите сумму чисел 5 и 5. (10)
– Первое слагаемое 5, второе – 2. Чему равна сумма? (7)
– Уменьшите 6 на 2. (4)
– Сколько нужно прибавить к 4, чтобы получить 7? (3)
Деятельность учащихся: Учащиеся у доски выстраиваются по порядку от 1 до 10, называют и показывают карточку – ответ на вопрос учителя. Дети, сидящие за партами, сигнализируют обратную связь: желтый – верно, красный – нет.
III. Этап выявления затруднения
Цель: создание условий к активной учебно-познавательной деятельности, формулировка темы урока вместе с учениками. (4 мин.)
Деятельность учителя:
– На уроке нам понадобится помощник.
– Как называют мальчика, который учится в школе? (Ученик.)
– Как называется книга, по которой мы изучаем математику? (Учебник.)
– Как ученика превратить в учебник? (Добавить букву Б.)
– Какое математическое выражение вы можете составить?
(6+1 = 7)
– Назовите компоненты действия сложения. (Слагаемое, слагаемое, сумма.)
– Кто хочет записать это математическое выражение по-другому? (1+6 = 7)
– Что произошло со слагаемыми? (Переставили, поменяли местами.)
– Как будет звучать тема нашего урока? (Перестановка слагаемых.)
Деятельность учащихся: Взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы, формулируют тему урока при помощи учителя.
IV. Этап реализации выбранного плана по разрешению затруднения
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учениками изучаемого материала, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности. (6 мин.)
Деятельность учителя:
– Я предлагаю провести исследование. Согласны? Исследовать – это значит понять, установить.
На полу 3 обруча: слагаемое/слагаемое/сумма
Выходят 2 мальчика и 1 девочка
(занимают два круга).
2 мальчика + 1 девочки = ?
– А теперь, что нужно сделать, чтобы кружок «сумма» заполнился?
(Выполняем сложение – все перебегают в третий овал.)
– Что сделали ребята, чтобы занять третий кружок?
– Каким математическим действием это можно заменить.
– Как это записать с помощью числового выражения? (1+2 = 3)
Поменялись местами: девочки встали в первый овал, мальчики – во второй.
– Как это записать с помощью числового выражения? (2+1 = 3)
– Чему равна сумма в первом выражении? (3) А во втором? (3)
– Что можно сказать о суммах?
– А что сделали со слагаемыми?
– Какой вывод можно сделать? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
Деятельность учащихся: Взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы, формулируют математическое правило.
V. Этап открытия нового знания
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учениками изучаемого материала и математического правила. (3 мин.)
Деятельность учителя:
– А сейчас давайте дадим этому правилу название. Для этого вспомним, какие действия выполняли.
– Что делали со слагаемыми? (Переставляли, передвигали, перемещали, меняли местами.)
– Как же будет называться свойство? (Переместительное свойство сложения.)
– Обратимся к нашему помощнику и прочитаем правило в учебнике на с. 14. Расскажите теперь друг другу и запомните это важное математическое правило.
– От перестановки слагаемых значение суммы не меняется. (повторяют хором) Совпал ли результат нашего исследования с математическим законом? (Да.)
Деятельность учащихся: Взаимодействуют с учителем, друг с другом, отвечают на вопросы, работают с учебником, запоминают математическое правило.
VI. Этап первичного закрепления
Цель: обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. (5 мин.)
Деятельность учителя:
– А давайте проверим, всегда ли это правило работает?
Практическая работа в парах:
– Найдите, не вычисляя, числовые выражения с одинаковыми значениями. Выделите их, соединив линиями или раскрасив карточки. (рабочий лист)
4+5 6+2
4+3 5+4
2+6 3+4
28+15 15+28
– Поменяйтесь листами друг с другом. Какие числовые выражения вы нашли (выделили)? Почему вы так считаете? Докажите.
– Какой знак сравнения можно поставить между этими числовыми выражениями?
– Чему равны суммы?
– Какие примеры не смогли вычислить? (28+15, 15+28)
Как можно догадаться, что результат верный? (Применить наше правило.)
Сверьте ответы, оцените смайликом. (по слайду) Похлопайте себе, у кого нет ни одной ошибки! Молодцы!
Деятельность учащихся: Выполняют работу в рабочих листах, оценивают правильность выполнения действия товарища, осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату на слайде, оценивают работу одноклассника.
Физминутка
Цель: здоровьесбережение.
(2 мин.)
VII. Этап включения в систему знаний и умений
Цель: обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. (7 мин.)
Деятельность учителя:
– Ребята, сейчас вы знаете правило, знаете, как оно называется, а зачем нам это правило? Почему мы его должны знать и где его можно применять? Предлагаю выполнить следующую работу: № 1, с. 14 учебника.
Работа с домино:
– Сколько красных кружочков? Сколько синих кружочков? Сколько кружочков стало?
– Запишите в виде числового равенства.
– Теперь считаем синие кружочки, добавьте к ним красные. Сколько кружочков стало? Запишите.
Вывод:
– Когда вы быстрее нашли результат? Как легче: к 1+6 или к 6+1?
– Почему? (Потому что удобнее к большему числу прибавлять меньшее.)
Деятельность учащихся: Взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы, работают с учебником, делают вывод.
VIII. Этап рефлексии
Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности. (4 мин.)
Деятельность учителя:
– Быстро время пролетело и идёт к концу урок.
Так давайте без задержки подведём всему итог.
Подведение итогов (на слайде)
Я узнал….
Я запомнил ….
Мне понравилось…
Деятельность учащихся: Формулируют собственное мнение, строят монологические высказывания на основе имеющихся знаний.
IX. Этап подведения итогов урока
Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности.
Информация о д/з. (3 мин.)
Деятельность учителя:
– Юные мои исследователи, предлагаю расшифровать волшебное слово, расставив буквы соответственно цифрам. Какое слово у вас получилось?
7 1 4 6 3 5 2
Ц М О Е Л Д О
– Вы молодцы, ребята! Я благодарю вас за активную работу и дарю всем математические задания. Вы можете выполнять их в свободное время и закреплять свои знания. Успехов вам в изучении математики!
Деятельность учащихся: Отгадывают зашифрованное слово – МОЛОДЕЦ. Получают математические задания для домашней работы.
Комментарийлар