Логотип Магариф уку
Цитата:

Электризация тел

(Урок физики 8 классе)

Айназ ГАЙНЕТДИНОВА,

учитель физики

первой квалификационной категории

средней школы № 6 города Бавлы

 

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока: формирование новых знаний и умений по теме «Электризация тел».

Задачи

Общеобразовательные: познакомить с явлением электризации и видами зарядов; формировать представления об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов зарядов.

Воспитательные: вовлечь в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения, вовлечь в активную деятельность, создать условия для реальной самооценки обучающихся, для реализации их, как личностей.

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать полученный результат эксперимента, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, продолжить развитие коммуникативных навыков работы в группах, исследовательской работы, учить видеть электрические явления в жизни, научно объяснять их, показать объективность проявления законов физики в быту и технике.

Планируемые результаты обучения

Личностные: самостоятельно приобретать знания об электризации тел и взаимодействии заряженных тел и осознать практическую значимость изученного материала, использовать экспериментальный метод исследования электризации тел, развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний, уважительное отношение друг к другу, к учителю.

Коммуникативные: умение работать в группе, умение аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; организовывать и планировать учебное сотрудничество; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать и т. д.

Регулятивные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об электризации тел, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, научиться предвидеть возможные результаты своей деятельности, понимать различия между исходными фактами электризации и гипотезами для их объяснения.

Познавательные: уметь воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и образной формах, освоить приемы действия в нестандартных ситуациях; понимать природу электризации тел и взаимодействия заряженных тел; уметь пользоваться методами научного исследования явлений электризации тел и взаимодействия заряженных тел, проводить наблюдения, планировать и выполнять опыты по электризации; объяснять, анализировать полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике, кратко и четко отвечать на вопросы.

Оборудование урока, его техническое оснащение: учебник, проектор, рабочие листы, контрольные листы, презентация к уроку, ребус, тест, карточки, оборудование для эксперимента.

Применяемые формы работы: работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная.

 

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы завершили изучение темы «Тепловые явления» и переходим к изучению следующей. Чтобы наш урок прошел интересно и плодотворно, необходимо хорошо поработать. Сегодня мы работаем в группах. В течение всего урока вы будете работать с рабочими и оценочными листами. Они находятся перед вами на партах. Рассмотрите их. В рабочем листе основа нашего урока, в контрольном листе таблицы для самооценки. Их мы будем заполнять постепенно.

Актуализация знаний из жизненного опыта учащихся.

Постановка учебной задачи.

Учитель. Оценка за урок складывается из количества баллов, полученных вами на каждом этапе. Желаю успехов в работе!

Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие явления изображены на рисунках. Правильно, ребята, это электрические явления. Следующая большая тема, которую мы начинаем сегодня изучать, так и называется – «Электрические явления». Давайте подумаем и скажем, с чем связаны электрические явления?

История изучения электричества уходит в далекое прошлое.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу «Хочешь расширить кругозор – заряжайся знаниями!»

А для этого мы отправляемся в Древнюю Грецию в VI век до н. э.

Дочь известного философа и математика древности Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено.

Итак, как вы поняли, что произошло? Скажите, пожалуйста, случалось ли что-то подобное у вас в жизни? (Ответы учащихся.)

Вернемся к легенде. Девушка обратилась к своему отцу с просьбой объяснить, почему так произошло. Фалес заинтересовался этим явлением и приступил к его изучению. И мы сегодня на уроке последуем его примеру.

В ваших рабочих листах показан план исследования, изучите его:

  • Определение темы и целей урока.
  • Выбор объекта исследования. (Что будем исследовать.)
  • Исследование.
  • Результаты исследования. (Что получилось.) Приступим к выполнению плана.

Определим тему и цель урока.

Физическое явление, которое мы сегодня изучаем, зашифровано в ребусе. Отгадайте этот ребус. (Учащиеся в группах отгадывают ребус.)

Ответ: электризация.

Запишем в рабочий лист тему урока «Электризация тел».

Сформулируем цели урока, используя слова «помощники»: узнать, изучить, выяснить, установить.

Определим объект исследования (Что исследуем?) Выясним, что же такое электризация.

Первоначально свойство притягивать различные предметы приписывалось только янтарю. От названия «янтарь» произошло слово «электричество», т. к. греч. еlectron – янтарь. Для того чтобы сформулировать определение «электризация», проведем эксперименты.

В опытах мы будем использовать стеклянную и эбонитовую палочки. Эбонит – каучук с большим содержанием серы.

1группа.

А) Наэлектризовать трением о бумагу стеклянную палочку, поднести ее к мелким листочкам бумаги.

Б) Наэлектризовать расческу и поднести к султанчику.

Расскажите о результате опытов по плану:

1) Какое оборудование вы использовали?

2) Что наблюдали?

2 группа.

А) Наэлектризовать трением о мех эбонитовую палочку.

Поднести ее к мелким листочкам бумаги.

Б) Наэлектризовать расческу и поднести ее к шарику, подвешенной на нити.

Расскажите о результате опытов по плану:

1) Какое оборудование вы использовали?

2) Что наблюдали?

3 группа

А) Наэлектризовать трением о шелк или бумагу стеклянную

палочку, поднести ее к мелким листочкам бумаги.

Б) Наэлектризовать трением о шерсть эбонитовую палочку, поднести ее к дождику. Расскажите о результате опытов по плану:

1. Какое оборудование вы использовали?

2. Что наблюдали?

Учитель. Сформулируем определение электризации. Обратите внимание, что в каждом задании повторяются некоторые слова. Это поможет вам при формулировке определения.

Если тело получило после натирания способность притягивать другие тела, то говорят, что тело наэлектризовано или что оно получило электрический заряд.

Сколько тел участвует в электризации?

Электризуется только палочка?

Подумайте, как это проверить? Заполним рабочие листы.

Какими способами можно наэлектризовать тело?

Все наэлектризованные тела приобретают способность притягивать к себе другие тела. Стеклянная палочка, потертая о шелк, и эбонитовая палочка, потертая о мех, притягивают листочки бумаги. Означает ли это, что заряды, полученные на телах из разных веществ, ничем не отличаются друг от друга? Как взаимодействуют заряженные тела? Какие возможны случаи?

Рассмотрим следующий опыт. Опыт с султанчиками.

Фронтальный эксперимент с полосками бумаги и полиэтилена.

Возьмите две полоски из полиэтилена, положите их друг на друга и прогладьте. Разъедините их и расположите на некотором расстоянии. Что вы наблюдаете? Замените одну из полосок на бумажную и сделайте то же самое. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод из опыта.

Какой вывод мы можем сделать из опытов?

Почему так происходит? Ответить на этот вопрос мы сможем, изучив материал в учебнике. Откройте, пожалуйста, страницу 77 и изучите текст и постарайтесь заполнить рабочий лист самостоятельно.

Как вы поняли, почему наэлектризованные тела взаимодействуют?

Первичное закрепление знаний

Для закрепления изученного материала решаем качественные задачи. Внимательно прочитайте и ответьте

Качественные задачи

1. Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют.)

2. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (Потому что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса.)

3. Может ли одно и тоже тело, например, эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (Может, в зависимости от того, чем ее натирают.)

Контроль знаний (выполняется тест)

Учитель. Цель следующего этапа урока – контроль усвоения темы урока. Для этого мы выполняем тест индивидуально.

Занесем результат выполнения теста в контрольный лист.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведем итоги урока. Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы этой цели? Какие задания вам понравились больше всего? Что вызвало затруднение?

Обращаемся к оценочным листам. Отметьте в таблице степень усвоения материала. Все ли вопросы, записанные в таблице, мы рассмотрели?

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание. П. 25, 26 пересказ, вопросы (устно)

Написать сообщение «Польза и вред электризации».

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ