Логотип Магариф уку
Цитата:

Музей «Легенды разведки»

В современных условиях гражданско-патриотическое воспитание является одним из главных направлений воспитательной работы в школе. Опыт показывает, что большую роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют школьные музеи.

В 2007г. в средней школе № 1186 им. Мусы Джалиля г. Москвы был открыт музей «Легенды разведки». Огромную работу по организации музея провели ветераны Службы внешней разведки Российской Федерации Биби-Иран Каримовна Алимова, Павел Георгиевич Громушкин, генерал-майор КГБ в отставке, начальник Управления «С» ПГУ КГБ СССР Юрий Иванович Дроздов, Совет ветеранов СВР РФ и руководство СВР РФ. В создании военно-патриотического музея приняли активное участие учащиеся школы, родители. Благодаря их усилиям, была создана экспозиция «Война в истории моей семьи».
Идея музея заключается в том, чтобы по-новому открыть школьникам и гостям имена легендарных разведчиков, подвигами которых гордится наш народ.
Ветераны Службы внешней разведки, многие из которых участвовали в Великой Отечественной войне, с огромным интересом помогают в воспитательном процессе современного школьника. Разведчики-нелегалы прошли нелёгкий, но яркий путь, их профессия требовала отдачи всех сил, упорства, целеустремлённости, собранности и глубоких знаний во многих областях человеческой деятельности. Личное счастье они видели в служении своему Отечеству. И сегодня их силы направлены на то, чтобы юное поколение проявляло интерес к истории нашей Родины, росло грамотным, уважающим и любящим своё Отечество.

Музей «Легенды разведки» обладает уникальным фондом, который направлен на обогащение учащихся знаниями по истории Отечества. Здесь собрана богатая библиотека по специальной и военной истории России, книги и журналы по истории отечественных спецслужб, подаренные музею ветеранами Службы внешней разведки, Главного разведывательного управления, дипломатической службы, которые сегодня входят в разряд раритетных. Среди них: «Нужная работа» Ю.И. Дроздова, «Разведка: люди, портреты, судьбы» П.Г. Громушкина, «Наш человек в Ватикане» В.М. Чикова, «Красная капелла» Жиля Перро, «Гордон Лонсдейл: Моя профессия – разведчик» авторского коллектива (Н.В. Губернаторов, А.Е. Евсеев, Л.К. Кор- нешов), «Миссия «Мейси»» Леонида Гульева, «Явка в Копенгагене» Владимира Мартынова, «Григулевич» Н. Никандрова…

Конечно, для нас каждый экспонат дорог и ценен. У каждой фотографии, книги, вещи своя особая судьба. Советская разведчица-нелегал, татарка по национальности, Биби-Иран Каримовна Алимова, внёсшая огромную лепту в дело создания военно-исторического музея «Легенды разведки», как-то раз привезла женское и мужское кимоно, своё и своего мужа, Шамиля Абдуллазяновича Хамзина, который был резидентом внешней разведки в Токио. Супруги долгое время работали в Японии в годы «холодной войны». В 1966 г. по решению руководства их специальная командировка закончилась, и они уехали из страны Восходящего солнца, будучи не раскрытым противником.
И вот эти кимоно, бережно привезённые из Токио и долгие 40 лет хранившиеся в домашних условиях, стали очень дорогим подарком для музея. Одну из своих стихотворных пьес «Во имя Отечества!» я посвятил нашим татарским разведчикам – Алимовой и Хамзину, и кимоно нелегалов получили здесь своё новое дыхание - сценическое.
Очень дороги для нас подписанные и подаренные музею автором копии графических работ видного разведчика-нелегала Павла Георгиевича Громушкина. Портреты, посвящённые коллегам П.Г. Громушкина по «невидимому фронту» Исхаку Абдуловичу Ахмерову, Иосифу Ромуальдовичу Григулевичу, Рудольфу Ивановичу Абелю (В.Г. Фишеру), Шамилю Абдуллазяновичу Хамзину, Биби-Иран Каримовне Алимовой, Джорджу Блейку, Александру Михайловичу Короткову, Василию Михайловичу Зарубину, Николаю Кузнецову, Дмитрию Александровичу Быстролётову, членам кембриджской пятёрки во главе с Кимом Филби, составляют одну из очень ярких и значимых экспозиций.
И опять возвращаюсь к книгам - дорогим сердцу книгам, благодаря которым мы больше узнаём о жизни и деятельности «героев невидимой войны», чьи судьбы неразрывно связаны с интересами Родины. Великий пример бескорыстного служения Отечеству для нас, для нашей молодёжи, для будущих поколений. Благодаря выдающемуся командиру нелегалов - генерал-майору Службы внешней разведки (в отставке) Юрию Ивановичу Дроздову, наш музейный фонд регулярно пополнялся замечательными книгами, среди которых оказалась книга «Исхак Абдулович Ахмеров», тираж которой был совсем небольшим, всего тысяча экземпляров. Юрию Ивановичу книгу прислали из далёкого российского города. Он знал, что в продаже её не будет: разойдётся среди ветеранского круга. Знал и о её большой значимости для гражданско-патриотического воспитания школьников. Знал, что такие книги учат как-то поособенному любить и дорожить своей Родиной, учат служить своему Отечеству и защищать интересы страны и в мирное, и в военное время. Знал и подарил музею. Дорогой подарок! Значимый! Ценный!
Фотографии, книги, журналы, альбомы. У каждого предмета, у каждой вещи тоже есть своя судьба, свои пути, свои дороги, своя память. Мы не только бережно храним свои экспонаты, но бережно с ними работаем. И тогда они словно оживают и начинают создавать свою особую ауру, рассказывая об особых людях специального назначения, волею судьбы ставших Героями невидимого фронта.
Одной из главных задач в работе музея является создание комплексной системы кружковой работы, которая способствовала бы повышению познавательной активности среди школьников. Можно твёрдо сказать, что мне как руководителю музея это удалось сделать. Создан актив, куда входят учащиеся V – XI классов. Коллектив музея, состоящий из детей разных национальностей, работает плодотворно и успешно, доброжелательно и тепло.
При нашем музее активно работают такие направления, как театральный коллектив «Патриоты»; научное общество «Легран», где ведётся проектная и исследовательская деятельность; кружки «Юный поэт», «Юный художник», «Юный шахматист», «Клуб поэтов и прозаиков», «Клуб чтецов».
С 2007 г. по настоящее время коллектив музея показывает результативную работу по всем своим направлениям. Выступления учащихся на международных, городских, окружных научно-практических конференциях, смотрах-конкурсах, форумах, фестивалях нашли высокую оценку со стороны жюри. Обучающиеся являются
победителями и призёрами научных конференций, которые проходили в РГУ нефти и газа им. И. Губкина, в ИМПЭ им. А.Грибоедова, МПГУ, МФЮА, РГГУ.
Всего активистами музея завоёвано 237 победных и призовых мест.


Для театрального коллектива «Патриоты» стихотворные пьесы я пишу сам. Всего на школьной сцене было поставлено 12 пьес, большинство из которых стали победителями окружных и городских конкурсов детских театральных коллективов. Сейчас к премьере готовятся две новые работы. Тематика разная: спорт, космос, современная молодёжь, но большая часть спектаклей посвящена военно-патриотическому направлению. «Герои Моабита» – Мусе Джалилю и Героям Сопротивления», «1941-й год», «У войны не женское лицо» – юношам и девушкам, ушедшим на фронт защищать свою Родину, «Фронт для фронта» – лётчицам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., «Во имя Отечества» – советским разведчикам-нелегалам Биби-Иран Каримовне Алимовой и Шамилю Абдуллазяновичу Хамзину. Кстати, советской внешней и военной разведке посвящено большинство пьес: «День длиною в год», «На поле секретной войны», «Красная капелла», «Поле битвы – невидимый фронт», «Без права на ошибку, без права на провал». Ко Дню Победы 9 мая готовится новая премьера – пьеса «Война невидимок». Спектакль посвящён подвигу советских разведчиков, которые спасли детей из фашистского концлагеря смерти.
В музее «Легенды разведки» созданы все условия для интеграции музейного научно-исследовательского направления с предметами гуманитарного цикла. Вместе с каждым юным исследователем мы ищем тему, которая для него интересна и доступна его возрасту. Определяем цели и задачи работы. Создаём структуру. Как руководитель я внимательно слежу за работой и помогаю на каждой ступени начинающему исследователю, чтобы в потоке информации он не растерялся и смог выбрать, отыскать материал для своего исследования. Очень важно, чтобы работа вдохновляла и поддерживала интерес у школьника. Доброжелательная атмосфера, созданная в музее, является одним из условий для этого. Старшеклассники из актива музея также стараются своими советами и вниманием помочь юным товарищам обрести твёрдую почву в исследовательском и проектном направлении.
Деятельность нашего музея направлена на формирование и развитие личности школьника, на воспитание человека высокой культуры и нравственности, ответственного перед обществом за судьбу Отечества. Система научно-поисковой и исследовательской работы построена так, чтобы каждый ребёнок смог реализовать свои творческие возможности. Вовлечь ребёнка в созидательную деятельность, дать почувствовать себя сильным, крепким, способным, талантливым человеком является важной задачей военно-патрио­тического музея.

Дамир ЕНИКЕЕВ,

педагог-организатор музея, лауреат гранта г. Москвы в сфере образования

 

Язмага реакция белдерегез

1

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ