Наблюдаем за природой. Сравнение произведений литературы и живописи
Цель: познакомить со стихотворением А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...»
Нина Петрова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
многопрофильной школы №181 г. Казани
Цель: познакомить со стихотворением А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...»; анализировать картину С. А. Тутунова «Зима пришла»; обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение лирического героя; развивать память, речь, мышление.
Задачи: научить читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; научить различать стихотворный и прозаический тексты; научить находить взаимосвязи в произведениях литературы и живописи.
Ход урока
1. Организационный момент
«Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парты сели,
Тихо мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели!»
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
2. Речевая разминка
- Настроиться на урок нам поможет речевая разминка.
Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.
Я. Аким
- Прочитайте жужжащим способом.
- Начнем с шепота, затем усилим голос. (Дети читают.)
- А сейчас наоборот: мы будем начинать громко и постепенно переходить к шепоту.
- Прошу прочитать произведение выразительно и красиво.
3 этап. Постановка цели и задач, мотивация учеников к учебной деятельности.
- О чем данное стихотворение? Как бы вы его назвали? (Это стихотворение о первом снеге, можно назвать его "Первый снег".)
- С чем автор сравнивает снежное покрывало? (Снежное покрывало сравнивается с пуховым платком.)
- Каким образом автор описывает снег? (Автор описывает его как новый и легкий, потому что это первый снег.)
- Какому времени года посвящено данное стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью, времени, когда зима еще не пришла, но уже выпал первый снег.)
- Подумайте, почему люди радуются, когда идет первый снег. Поделитесь своими впечатлениями.
- Почти каждый день мы наблюдаем за природой: с утра, просыпаясь, глядим в окно, чтобы подобрать одежду под погоду, в пути в школу, во время прогулки и так далее. Можно ли наблюдать за природой, не выходя на улицу, а, к примеру, сидя на уроке в классе? (Да, это возможно.)
- Как еще можно наблюдать за природой? (Разглядывать картинки, читать рассказы, стихи и прочее.)
- На ваших листках и на экране проектора представлены произведения литературы и живописи, посвященные наступлению зимы.
- Как вы предполагаете, о чем будет идти речь в нашем уроке? (Мы рассмотрим природу, конкретно наступление зимы, в литературных произведениях (стихотворениях) и произведениях живописи (картинах).)
- Какие работы мы будем анализировать? Пожалуйста, ознакомьтесь с названиями на листочках - стихотворение "А ну-ка, мама, погляди в окошко" Афанасия Фета и картина Сергея Тутунова "Первый снег".
- Что, по вашему мнению, объединяет эти два произведения? И в чем их различия?
- Какие цели мы ставим перед собой? (Выявить сходства и различия).
4 этап. Открытие нового знания
4.1. Первичное усвоение новых знаний
На четвертом этапе учащиеся открывают для себя новые знания. В рамках этого этапа они знакомятся со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета "Мама! Глянь-ка из окошка...". Учитель демонстрирует портрет поэта и читает стихотворение.
Затем проводится обсуждение: ученики отвечают на вопросы о содержании стихотворения, об авторе, о том, что удивило главного героя.
- Чем он радуется? (Он радуется тому, что иней на ветвях не колючий и светло-синий.)
- Да, он так восхитился этим, что хочет показать это даже маме.
- Что еще его восхищает? (Ему кажется, что кто-то украсил кусты свежей, белой и пухлой ватой. И это радует малыша. Мальчика также радует то, что можно уже идти кататься на санках.)
- Значит, основная идея стихотворения заключается в чем? (В том, что первый снег вызвал радость и восхищение у мальчика.)
- Вы понимаете все слова? (Нет, я не понимаю слово "тороватый".)
- Попробуйте определить значение данного слова. Тороватый означает щедрый, не скупой.
- Как вы понимаете выражение "Все убрал кусты"? Здесь слово "убрал" означает "украсил, придал нарядный вид".
Обсуждение понятия "рифма"
- Друзья, назовите основной принцип построения стихотворения. Без чего нельзя создать стихотворение? (Строки стихотворения должны рифмоваться.)
- Правильно. Строки в стихотворениях должны быть созвучны.
- Найдите рифму в стихотворении. (Окошка - кошка; нос – мороз; одело – побелело; синий – иней; тороватый – ватой; ты – кусты; спору – в гору; бежать – гулять; не откажешь – скажешь.)
Подготовка к выразительному чтению стихотворения
- Прочитайте восклицательные предложения. (Дети находят и читают.)
- Какие эмоции помогают передать эти предложения? (Чувства восторга, радости, удивления.)
- Прочитайте вопросительное предложение. Какую интонацию вы будете использовать? (С интонацией, выражающей сомнение. Ребенок не уверен, позволит ли ему мама пойти гулять.)
- Какую интонацию использует ребенок, говоря с мамой? Как мы будем читать это стихотворение? (Ребенок разговаривает с мамой быстро, стремясь поделиться своим видением. Интонация радостная, восторженная.)
- Отличная работа! Теперь просим вас прочитать стихотворение самостоятельно, используя памятку:
- Укажите автора и название произведения;
- Старайтесь избегать ошибок;
- Читайте громко, четко и выразительно;
- Постарайтесь передать настроение стихотворения: представьте, что вы обращаетесь к своей маме и рассказываете ей о том, что увидели.
Эмоциональное чтение стихотворения.
4.2. Первичная проверка понимания
- Ребята, как вы считаете, удалось ли автору передать красоту родной природы? (Да.)
Какие чувства и настроение вызывает у вас данное стихотворение? И почему мы реагируем эмоционально на переживания героя в стихотворении?
Физкультминутка
- Давайте поднимемся с места и немного разомнемся, а затем внимательно посмотрим в окно. После этого будет разминка по видео.
4.3. Первичное закрепление
Прошу обратить внимание на рабочие листы, предлагаю составить рассказ на тему "Зима пришла" согласно плану текста:
1. Вступление: название картины и имя художника.
2. Основная часть: описание картины.
3. Заключение: мои впечатления и отношение к картине, моё настроение.
- Посмотрите на картину. Восхититесь ею.
Беседа о картине.
1. Какое название у этой картины?
2. Кто изображен на переднем плане?
3. Что делает мальчик?
4. Что привлекло его внимание?
5. Каково описание деревьев?
6. Как изменится вид за окном из-за выпавшего снега?
7. Какие чувства испытывает мальчик?
- О чем хотел рассказать художник? Что он хотел, чтобы вы обратили внимание на? (Главная цель художника - вызвать яркие эмоции и чувства.)
- Достиг ли он своей цели? Вам нравится эта картина? (Да, нравится.)
- Абсолютно верно. Она не оставит никого равнодушным. Ведь она напоминает о нас самих – мы тоже стояли у окна и наблюдали, как всё вокруг стало белым-бело всего за ночь. И не только мы, каждый может наслаждаться такой красотой природы.
- Какими словами можно описать мальчика, его одежду, время суток, окно, снег, деревья за окном? Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Самостоятельная работа
С помощью вспомогательных вопросов и опорных слов составьте рассказ по картине. (Два-три человека зачитывают полученные тексты.)
5 этап. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление
- Мы с вами на уроке наблюдали за природой не только на картине, но и в стихотворении.
Сделаем вывод: что общего и чем различаются эти два способа наблюдения за русской природой?
Общее:
Можно ли сказать, что эти два произведения объединяет определенное настроение?
Различия:
Кто автор стихотворения? Как мы его называем? (поэт)
Кто автор картины? Как мы его называем? (художник)
С помощью чего передается содержание произведения? (Стихотворение написано с помощью слов, а картина - с помощью изображения природы, его нарисовали.);
- используются средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения) и линии, цвет, колорит и т.д.
6 этап. Домашнее задание: грамотно и аккуратно записать получившиеся рассказы на листе бумаги и оформить с помощью рисунков. Работу выполняем на листе бумаги. Потом сделаем выставку наших работ.
7 этап. Рефлексия (подведение итогов урока)
Над какой темой работали?
Какую цель перед собой ставили? (Сравнить произведения литературы и живописи.)
Достигли цели урока?
Продолжите предложения:
- На уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя…
- После урока мне захотелось…
- - Русскую природу можно наслаждаться не только непосредственно, но и через литературные произведения (стихи, рассказы) и произведения живописи (картины). Оба этих вида искусства способны передать настроение автора и вызвать у нас эмоции и чувства. Они различаются в способах описания: словесное описание и описание через изображение. Также они различаются в средствах выразительности.
Учитель с комментированием выставляет оценки за урок; отмечает, кому над чем нужно еще поработать.
- Спасибо за активную работу. Урок окончен.
Комментарийлар