Логотип Магариф уку
Цитата:

Наблюдаем за природой. Сравнение произведений литературы и живописи

Цель: познакомить со стихотворением А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...»

Нина Петрова,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

многопрофильной школы №181 г. Казани

 

Цель: познакомить со стихотворением А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...»; анализировать картину С. А. Тутунова «Зима пришла»; обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение лирического героя; развивать память, речь, мышление.

Задачи: научить читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; научить различать стихотворный и прозаический тексты; научить находить взаимосвязи в произведениях литературы и живописи.

Ход урока

1. Организационный момент

«Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

 На меня все посмотрели!»

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

2. Речевая разминка

- Настроиться на урок нам поможет речевая разминка.

Он кружится,

Легкий, новый,

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить над мостовой.

                                              Я. Аким

- Прочитайте жужжащим способом.

- Начнем с шепота, затем усилим голос. (Дети читают.)

- А сейчас наоборот: мы будем начинать громко и постепенно переходить к шепоту.

- Прошу прочитать произведение выразительно и красиво.

3 этап. Постановка цели и задач, мотивация учеников к учебной деятельности.

- О чем данное стихотворение? Как бы вы его назвали? (Это стихотворение о первом снеге, можно назвать его "Первый снег".)

- С чем автор сравнивает снежное покрывало? (Снежное покрывало сравнивается с пуховым платком.)

- Каким образом автор описывает снег? (Автор описывает его как новый и легкий, потому что это первый снег.)

- Какому времени года посвящено данное стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью, времени, когда зима еще не пришла, но уже выпал первый снег.)

- Подумайте, почему люди радуются, когда идет первый снег. Поделитесь своими впечатлениями.

- Почти каждый день мы наблюдаем за природой: с утра, просыпаясь, глядим в окно, чтобы подобрать одежду под погоду, в пути в школу, во время прогулки и так далее. Можно ли наблюдать за природой, не выходя на улицу, а, к примеру, сидя на уроке в классе? (Да, это возможно.)

- Как еще можно наблюдать за природой? (Разглядывать картинки, читать рассказы, стихи и прочее.)

- На ваших листках и на экране проектора представлены произведения литературы и живописи, посвященные наступлению зимы.

 

- Как вы предполагаете, о чем будет идти речь в нашем уроке? (Мы рассмотрим природу, конкретно наступление зимы, в литературных произведениях (стихотворениях) и произведениях живописи (картинах).)

- Какие работы мы будем анализировать? Пожалуйста, ознакомьтесь с названиями на листочках - стихотворение "А ну-ка, мама, погляди в окошко" Афанасия Фета и картина Сергея Тутунова "Первый снег".

- Что, по вашему мнению, объединяет эти два произведения? И в чем их различия?

- Какие цели мы ставим перед собой? (Выявить сходства и различия).

4 этап. Открытие нового знания

4.1. Первичное усвоение новых знаний

На четвертом этапе учащиеся открывают для себя новые знания. В рамках этого этапа они знакомятся со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета "Мама! Глянь-ка из окошка...". Учитель демонстрирует портрет поэта и читает стихотворение.

Затем проводится обсуждение: ученики отвечают на вопросы о содержании стихотворения, об авторе, о том, что удивило главного героя.

- Чем он радуется? (Он радуется тому, что иней на ветвях не колючий и светло-синий.)

- Да, он так восхитился этим, что хочет показать это даже маме.

- Что еще его восхищает? (Ему кажется, что кто-то украсил кусты свежей, белой и пухлой ватой. И это радует малыша. Мальчика также радует то, что можно уже идти кататься на санках.)

- Значит, основная идея стихотворения заключается в чем? (В том, что первый снег вызвал радость и восхищение у мальчика.)

- Вы понимаете все слова? (Нет, я не понимаю слово "тороватый".)

- Попробуйте определить значение данного слова. Тороватый означает щедрый, не скупой.

- Как вы понимаете выражение "Все убрал кусты"? Здесь слово "убрал" означает "украсил, придал нарядный вид".

Обсуждение понятия "рифма"

- Друзья, назовите основной принцип построения стихотворения. Без чего нельзя создать стихотворение? (Строки стихотворения должны рифмоваться.)

- Правильно. Строки в стихотворениях должны быть созвучны.

- Найдите рифму в стихотворении. (Окошка - кошка; нос –  мороз; одело –  побелело; синий иней; тороватый  ватой; ты –  кусты; спору –  в гору; бежать –  гулять; не отка­жешь –  скажешь.)

Подготовка к выразительному чтению стихотворения

-  Прочитайте восклицательные предложения. (Дети находят и читают.)

- Какие эмоции помогают передать эти предложения? (Чувства восторга, радости, удивления.)

- Прочитайте вопросительное предложение. Какую интонацию вы будете использовать? (С интонацией, выражающей сомнение. Ребенок не уверен, позволит ли ему мама пойти гулять.)

- Какую интонацию использует ребенок, говоря с мамой? Как мы будем читать это стихотворение? (Ребенок разговаривает с мамой быстро, стремясь поделиться своим видением. Интонация радостная, восторженная.)

- Отличная работа! Теперь просим вас прочитать стихотворение самостоятельно, используя памятку:

- Укажите автора и название произведения;

- Старайтесь избегать ошибок;

- Читайте громко, четко и выразительно;

- Постарайтесь передать настроение стихотворения: представьте, что вы обращаетесь к своей маме и рассказываете ей о том, что увидели.

Эмоциональное чтение стихотворения.

4.2. Первичная проверка понимания

- Ребята, как вы считаете, удалось ли автору передать красоту родной природы? (Да.)

Какие чувства и настроение вызывает у вас данное стихотворение? И почему мы реагируем эмоционально на переживания героя в стихотворении?

Физкультминутка

- Давайте поднимемся с места и немного разомнемся, а затем внимательно посмотрим в окно. После этого будет разминка по видео.

 

4.3. Первичное закрепление

Прошу обратить внимание на рабочие листы, предлагаю составить рассказ на тему "Зима пришла" согласно плану текста:

1. Вступление: название картины и имя художника.

2. Основная часть: описание картины.

3. Заключение: мои впечатления и отношение к картине, моё настроение.

- Посмотрите на картину. Восхититесь ею.

Беседа о картине.

1. Какое название у этой картины?

2. Кто изображен на переднем плане?

3. Что делает мальчик?

4. Что привлекло его внимание?

5. Каково описание деревьев?

6. Как изменится вид за окном из-за выпавшего снега?

7. Какие чувства испытывает мальчик?

- О чем хотел рассказать художник? Что он хотел, чтобы вы обратили внимание на? (Главная цель художника - вызвать яркие эмоции и чувства.)

- Достиг ли он своей цели? Вам нравится эта картина? (Да, нравится.)

- Абсолютно верно. Она не оставит никого равнодушным. Ведь она напоминает о нас самих – мы тоже стояли у окна и наблюдали, как всё вокруг стало белым-бело всего за ночь. И не только мы, каждый может наслаждаться такой красотой природы.

- Какими словами можно описать мальчика, его одежду, время суток, окно, снег, деревья за окном? Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Самостоятельная работа

С помощью вспомогательных вопросов и опорных слов составьте рассказ по картине. (Два-три человека зачитывают полученные тексты.)

5 этап. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление

- Мы с вами на уроке наблюдали за природой не только на картине, но и в стихотворении.

Сделаем вывод: что общего и чем различаются эти два способа наблюдения за русской природой?

Общее:

Можно ли сказать, что эти два произведения объединяет определенное настроение?

Различия:

Кто автор стихотворения? Как мы его называем? (поэт)

Кто автор картины? Как мы его называем? (художник)

С помощью чего передается содержание произведения? (Стихотворение написано с помощью слов, а картина - с помощью изображения природы, его нарисовали.);

- используются средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения) и линии, цвет, колорит и т.д.

6 этап. Домашнее задание: грамотно и аккуратно записать получившиеся рассказы на листе бумаги и оформить с помощью рисунков. Работу выполняем на листе бумаги. Потом сделаем выставку наших работ.

7 этап. Рефлексия (подведение итогов урока)

Над какой темой работали?

Какую цель перед собой ставили? (Сравнить произведения литературы и живописи.)

Достигли цели урока?

Продолжите предложения:

- На уроке я узнал…

- На этом уроке я похвалил бы себя…

- После урока мне захотелось…

- - Русскую природу можно наслаждаться не только непосредственно, но и через литературные произведения (стихи, рассказы) и произведения живописи (картины). Оба этих вида искусства способны передать настроение автора и вызвать у нас эмоции и чувства. Они различаются в способах описания: словесное описание и описание через изображение. Также они различаются в средствах выразительности.

Учитель с комментированием выставляет оценки за урок; отмечает, кому над чем нужно еще поработать.

- Спасибо за активную работу. Урок окончен.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ