Образ Родины в творчестве Салиха Сайдашева
(Сценарий литературно-музыкальной гостиной)
Люция ФАЙЗУЛИНА,
учитель музыки
высшей квалификационной категории
многопрофильной школы № 181 города Казани
Комментарии к внеклассному мероприятию
Внеклассная работа является одной из самых удачных форм воспитания, образования и развития творческих способностей школьника. В подготовке внеурочного мероприятия особое внимание уделяется содержанию материала, организационным формам работы.
Данное мероприятие способно стать украшением школьного досуга.
Цели: пробудить у учащихся чувство гордости за прошлое своей страны и желание самим участвовать в осмыслении и написании ее истории; познакомить с музыкальными произведениями С.З. Сайдашева, в которых раскрывается тема Родины; направить внимание школьников на восприятие неповторимой красоты музыки С.З. Сайдашева.
Задачи: эстетическое воспитание учащихся; раскрытие многогранности творчества С.З. Сайдашева; расширение чувства привязанности и представления о родных местах за счет познания своей страны, через произведения, жизненный опыт и эмоциональные переживания Салиха Сайдашева; исполнение вокальных произведений С.З. Сайдашева.
Музыкальный материал:
- «Марш Красной Армии», «Комсомольский марш».
- Увертюры к музыкальным драмам «Галиябану», «Наемщик».
- Песни: «Эх, күнелле өмәсе», «Дусларым, каңгырып кайттым», «Ал чәчәкләр», «Укучылар вальсы», «Жырларым».
- Татарский наигрыш на гармони.
- Видеоотрывок из драмы «Зәңгәр шәл».
- Вальс из драмы «Наемщик».
- Мелодия.
Оборудование: портрет, фотографии С. Сайдашева, книги о композиторе, компьютер, мультимедиа, презентация, видео и аудиозаписи, высказывания поэтов и писателей о творчестве С. Сайдашева, выставка творческих работ «Детские песни Салиха Сайдашева в рисунках».
Музыкальное начало внеклассного мероприятия: звучит «Марш Красной Армии». Слайд-шоу «Марш Красной Армии».
Ведущая. Какой торжественный марш открывает наш сегодняшний вечер!
Ведущий. А кто его автор?
Ведущая. Салих Замалетдинович Сайдашев.
Ведущий. Салих Сайдашев? Эта фамилия мне знакома. Мы слушали о творчестве этого композитора на уроках музыки и татарской литературы.
Ведущая. Я считаю, что Сайдашев должен быть знаком каждому, кто живет в нашей республике.
Учитель. Да, я тоже считаю, что этот марш знаком многим жителям нашей республики, а также «Марш Красной Армии» известен во всем мире. Он входит в пятерку лучших военных маршей мира.
Ученик. А теперь немного истории. 23 февраля 1929 года в Татарском академическом театре впервые прозвучал «Марш Красной Армии», написанный Салихом Сайдашевым. Под этот марш уходили в 1941 году все призывники нашей республики, а в 1945-м этим маршем встречали тех, кто вернулся с Победой!
Ученица. «Марш Красной Армии» был написан в 1929 году по личной просьбе прославленного командира первой Казанской стрелковой дивизии Якуба Джангировича Чанышева. Этот полк должен был участвовать в параде на Красной площади в Москве, и командиру очень хотелось маршировать под свой особый марш. Марш Якубу Чанышеву понравился настолько, что Сайдашеву присвоили звание почетного красногвардейца татарского полка и подарили обмундирование. В 1935 году, на VII съезде Советов СССР, марш услышал нарком обороны Климент Ворошилов, который знал толк в музыке. Произведение ему настолько понравилось, что он даже поинтересовался: «Чье это сочинение?» Ему ответили: «Татарского композитора Сайдашева». Тогда Ворошилов пригласил композитора к себе, общался с ним и подарил именные часы с гравировкой на крышке. Эти часы стали семейной реликвией.
Ведущий. У Салиха Сайдашева существует еще несколько маршей: «Комсомол маршы» («Комсомольский марш»), «Сакай маршы» («Траурный марш памяти Н. Сакая»), «Каршылау маршы» («Церемониальный марш»).
Звучит аудиозапись «Комсомол маршы» («Комсомольский марш»).
Учитель. Во многих произведениях Салиха Сайдашева звучит тема любви к Родине, к ее народу, традициям, истории, желание сделать свою страну еще прекрасней. Эпиграфом нашего мероприятия станут строчки из детской песни композитора.
Хезмәт итәрбез, зур үскәч, туган илгә без, туган илгә без.
Партиябез эше өчен hәрвакыт хәзер!
Салют бирәбез.
Родина нас учит дружить, учит нас мечтать, учит труд любить.
Нам продолжать дело отцов. Родина зовет – будь всегда готов!
В начале XX века татарский народ, его прогрессивные представители мечтали о профессиональных музыкантах-татарах. В свое время об этом писали Габдулла Тукай, Фатых Амирхан, Галимджан Ибрагимов. Одним из пионеров татарской профессиональной музыки стал Салих Замалетдинович Сайдашев.
Звучит аудиозапись увертюры к музыкальной драме «Галиябану» (фоном).
Ведущий. «Салих Сайдашев – истинный поэт в музыке», – писал Назиб Жиганов. Его творчество развивалось, совершенствовалось на основе народной музыки – неисчерпаемого источника большого искусства. Он знал и очень тонко воспринимал народную музыку, восхищался ею, проникал в глубину ее мелодий, всесторонне изучал их структуру.
Ведущая. Свой путь в большое искусство он начал с исполнения народных песен и мелодий, с переложения их для инструментальных ансамблей. При этом композитор особое внимание уделял структуре, ритмике, звучанию музыки.
Звучит песня «Эх, күңелле өмәсе» («Эх, весело на посиделках»).
Учитель. Любовь к народным песням и наигрышам Салих Сайдашев пронес через всю свою жизнь. А все начинается с детства.
Звучит татарский наигрыш на гармони, просмотр слайдов.
В детские годы он играл на гармони. Игра на этом инструменте не считалась тогда занятием уважительным для мужчины. Но видя, что мальчик не расстается с гармонью, родные покупают Салиху рояль и приглашают учителя музыки Зигидуллу Яруллина. Он познакомил Салиха с нотной грамотой, пробудил у него интерес и большую любовь к народной музыке. Затем он получил музыкальное государственное образование, окончил три курса Казанского музыкального училища.
Ведущий. В 1922 году, после службы в армии, красноармеец, очевидец грозных событий гражданской войны и небывалого героизма Красной Армии, двадцатидвухлетний Сайдашев возвращается в Казань, где разворачивается его творческая деятельность.
Ведущая. Он был приглашен на должность дирижера и музыкального руководителя татарского драматического театра, образованного на базе труппы «Сайяр». Основной областью творчества стала для Салиха театральная музыка.
Звучит увертюра из драмы «Наемщик» (фоном)
Ведущий. В музыкальных спектаклях Карима Тинчурина, Тази Гиззата, Салиха Сайдашева широко показан быт народа, особенности его уклада жизни, народные обряды и традиции. Герои – мужественные юноши, готовые отдать жизнь за свободу народа, и сильные духом женщины, разделяющие судьбу своих возлюбленных. Самыми известными произведениями стали четыре спектакля: «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»), 1926 г., «Наемщик», 1928 г., «Ил» («Родина»), 1929 г., «Кандыр буенда» («На Кандре»), 1932 г.
Учитель. Для драмы «Зәңгәр шәл» Сайдашев написал несколько музыкальных номеров. Песню «Дусларым, каңгырып кайттым» («В край родной возвратился я») Булат поет по возвращении в родную деревню. А вот и он.
Исполнение песни «Дусларым, каңгырып кайттым».
В последнем действии Булат поет лирико-эпическую песню «Кара урман» («Дремучий лес»). Темный лес, приютивший беглецов, воспринимается как образ Родины.
Просмотр отрывка из драмы «Зәңгәр шәл».
Ведущая. В драме «Ил» («Родина») авторы обращаются к историческому прошлому татарского народа. Татарский народ поет песни всегда – и в счастье, и в горе, выражая в них чувства и мысли. Но в самые тяжелые минуты народ не теряет жизнелюбия, оптимизма, веры в будущее. Любовь к природе показана композитором во втором акте в песнях «Сандугач» и «Ал чәчәкләр». В этих светлых, жизнерадостных песнях поется о красоте и богатстве природы, о любви и девичьих мечтах.
Звучит песня «Ал чәчәкләр».
Ведущий. В музыку к драме «Наемщик» композитор ввел балетные номера: народные танцы, танцевальную сюиту, где он использует жанры классического балета: пастораль, адажио, вальс.
Звучит вальс из драмы «Наемщик», исполняется танец.
Ведущая. В годы Великой Отечественной войны тысячи солдат шли на врага с песнями Салиха Сайдашева на устах. Он организовывал концерты. Боевые командиры, бойцы, направляющие на фронт или вернувшиеся с фронта в командировку в Казань, просят билеты, хотят «хоть часок» послушать Сайдашева. Ни одного места нет. Зал переполнен. Солдаты слушают музыку и хранят в сердце тепло этой встречи, стремятся на фронт бить врага.
Слайд-шоу на музыку марша «Ватан».
Ведущий. В послевоенные годы Сайдашев вновь обращается к песне. Он пишет цикл детских песен на слова поэтов М. Садри, Г. Насыри, Г. Насретдинова, А. Ерикеева. Они разнообразны по тематике. Это связано с тем, что Салиха Сайдашева приглашают в школы на творческие вечера. Дети просят писать для них песни, и Салих Сайдашев с удовольствием это делает.
Звучит песня «Укучылар вальсы» (рисунки детей).
Учитель. Последним сочинением стала песня Сайдашева «Жырларым» («Песни мои»). Автор слов – великий татарский поэт Муса Джалиль. Эта задушевная песня стала творческим завещанием композитора. Давайте ее исполним все вместе.
Ведущий. Творчеству композитора свойственны страстная влюбленность в жизнь и подлинный гуманизм. Он умел видеть красоту и смысл жизни. Он горячо любил свой народ и прекрасно знал его культуру, духовные запросы. В этом его сила и источник вдохновения.
Ведущая. Салих Сайдашев жив в народе, и он вовеки не умрет
До той поры, пока в природе людской не прекратится род.
У него при жизни никогда наград не бывало и премий нет.
Любовь народа его медаль, и высшей награды – нет!
Учитель. В наши дни музыка Салиха Сайдашева звучит как один из самых прекрасных символов Родины.
Родина – это не только природа, но еще и человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих.
Родина – это страна, которая способна любить и ненавидеть.
Родина – это страна, способная отстоять себя в века.
Родина – это оплот всего лучшего, что создано человечеством.
Литература:
- Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. – Казань, 1996.
- Кутуй А. Салих Сайдашев и татарская музыка. – Казань, 1970г.
- Нигмедзянов М.П. Певец новой жизни. – «Коммунист Татарии», 1970.
- Саинова-Ахмерова Д.З. Салих Сайдашев. – Казань, 199
- Салих Сайдашев. Материалы и воспоминания. (Сост. С. Раимова и 3. Хайруллина.) – Казань, 1970.
- Воспоминания о Салихе Сайдашеве. (Сост. Р. Исхакова-Вамба, 3. Сайдашева, 3. Хайруллина.) Казань, 1980;
- Исанбет Ю. Огни, зажженные Сайдашевым. – В кн.: С. Сайдашев. Огни, зажженные нами. – Казань, 1980.
Комментарийлар