Проектная деятельность по предмету «Физика» в физико-математическом лицее
Проектная деятельность в лицее ведется довольно давно. Она позволяет привить интерес к преподаваемому предмету в начале изучения физики и развить его в более старших классах.
Алексей СЕМЕНОВ,
учитель физики,
высшей квалификационной категории
лицея № 131 города Казани
Проектная деятельность в лицее ведется довольно давно. Она позволяет привить интерес к преподаваемому предмету в начале изучения физики и развить его в более старших классах.
Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления, ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую участники выполняют в течение определенного отрезка времени. Подобная форма деятельности всегда подразумевает решение определенной проблемы, подготовку способов ее решения и получение такого результата, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.
В 7–9 классах проекты могут выполняться как индивидуально, так и группами. Это направлено на активное включение детей в процесс обучения такому новому для них предмету, как физика. Кроме того, может приводить к некоему соревновательному моменту. Учащиеся только-только пришли из своих прежних школ и стремятся выделиться на фоне одноклассников, в том числе и знаниями. Наиболее серьезные проекты выставляются на городские и республиканские конференции.
В 10–11 классах при выполнении проектов значительно повышается мотивация к изучению предмета, растет познавательный интерес, способности в учебной деятельности. Выбор проекта учениками происходит как на базе уже имеющихся знаний, так и на основе интереса к конкретной теме. Зачастую проект в старших классах помогает разобраться в определенных физических процессах, изучить теоретическую базу, высказать предположения и построить действующую модель или иной обучающий продукт.
Важно понимать, что в современном образовательном процессе особую роль играют цифровые технологии. Проектная работа, связанная с использованием мультимедийных средств, созданием презентаций или видеоматериалов, позволяет детям не только развивать свои технические навыки, но и делать процесс обучения более увлекательным.
Большую роль при оценивании играет выбор школьником продукта, который должен появиться в результате работы над проектом. Это могут быть обучающие материалы, брошюры, программы, но особый интерес вызывают готовые модели устройств или приборов, «живые» макеты сложных систем.
В ходе совместной работы учителя и учащегося над проектом осуществляется постоянный контроль над ходом проекта. Преподаватель проверяет этапы выполнения, помогает направить школьника к достижению необходимых целей, исправляет возможные ошибки и предостерегает от излишних действий. Также выставляются промежуточные баллы, которые затем суммируются в итоговой оценке. Защита проекта происходит перед комиссией из нескольких учителей, а также перед заинтересованными учениками, желающими расширить знания по данному предмету.
Проектная деятельность в школе – это эффективный метод, способствующий не только обучению, но и воспитанию самостоятельных, уверенных в себе и ответственных учеников, готовых к решению различных задач в будущем. Подобные проекты могут представлять интерес не только в контексте школьной программы. Они могут являться первым «кирпичиком» в будущей карьере растущего ученого. Нет сомнений, что успешное выполнение проектов в старших классах школы повлияет на выбор будущей специальности в вузе и, возможно, технической профессии, что так необходимо для нашей страны.





Комментарийлар