Логотип Магариф уку
Цитата:

Айсылу Ахметшина: «Всегда ощущала потребность заниматься просветительской деятельностью»

С моей героиней мы познакомились на открытии территории пространства «Искусство жить» перед Новым годом. Тогда за праздничным столом собрались редакторы и журналисты ведущих изданий, а главной гостьей была татарстанский министр культуры Ирада Аюпова. Дом располагается по соседству с музеем Боратынского. Как говорит Айсылу Ахметшина, основательница проекта, вероятно, в этом доме по ул.Горького когда-то жила творческая интеллигенция. Затем его расселили, от прошлого остался только фасад. А несколько лет назад здесь построили совершенно новый дом  комплекс «Капри». Так называется небольшой, но живописный итальянский остров, где на протяжении семи лет жил Максим Горький. Там он написал 27 рассказов цикла «Сказки об Италии», повести «Детство» и «Исповедь» и другие произведения.

– Айсылу Равилевна, Вы рассказали о новом проекте, который презентовали недавно в апреле. Как зародилась идея создания данного проекта?

– Многие удивляются, что нашему проекту более десяти лет. Даже самой не верится, потому что все начиналось просто шутя, можно сказать. Я филолог, кандидат филологических наук, не искусствовед – удивительно для меня самой, как меня занесло в данный профиль. Моя душа связана с культурно-просветительской деятельностью, и у меня была мечта создать культурный проект в историческом центре города. Несколько лет назад в Казани работала основанная мной школа иностранных языков Tell man, где я была директором и преподавала детям и взрослым более десяти лет. В 24 года я экстерном защитила кандидатскую работу по лингвистике на отделении романо-германской филологии Казанского государственного университета и по специальности являюсь преподавателем английского языка.

Когда заходишь в книжный магазин, удивляешься тому, сколько издается книг. Все прочитать невозможно! Трудно отобрать качественную литературу. И если ты выбрал для себя интересную книгу, то возникает вопрос: «А с кем можно обсудить ее содержание?». Так родилась идея создать литературный клуб для ценителей книг.

Я обратилась к своей одногруппнице Жанне Коноваловой (вскоре она будет защищать докторскую работу) и предложила воплотить мою идею в жизнь. Со своей стороны она должна была предлагать произведения и обсуждать, «разбирать» их в кругу таких же, как мы, людей, интересующихся литературой. Началось это с двух-трех человек, одним из которых была я сама. Все смеялись надо мной и спрашивали, зачем мне это нужно. Но спустя несколько месяцев нас, единомышленников, стало больше. Теперь это целый литературный клуб. Символично, что в свой 10-летний юбилей мы обсуждаем «Здравствуй, грусть!» французской писательницы Франсуазы Саган.

Сегодня половина членов клуба – завсегдатаи. Многие удивляются, что литературные вечера длятся 3,5 часа, но и этого времени не хватает. На вопрос «А что вы там делаете?» я им отвечаю: «Вам стоит один раз прийти, чтобы понять, что там происходит».

 – Почему Вы не стали совмещать школу иностранных языков и нынешний проект?

– Невозможно распыляться на два проекта сразу. У меня была потрясающая команда сильных педагогов. И мы отработали все программы на 5+. Однако в определенный момент пришло осознание того, что все уже сделано. Нужна точка роста. Создание моих проектов и реализацию моих идей в жизнь поддерживают мои родители – они мой тыл. Они всегда верили в меня. Что такое культурно-просветительская деятельность? Звучит несколько абстрактно. Понятно, что это проект для души. Однако в жизни приходится выбирать, невозможно преуспеть одновременно во всем.

Литературные встречи постепенно переросли в творческие вечера камерного формата. Тогда к нам приезжали Марат Башаров, певица Алсу, режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев и другие известные личности. Возникло желание познакомить со своими земляками, которые преуспели в жизни и стали знаменитостями. Когда ты общаешься со знаменитостью тет-а-тет, то погружаешься в творчество. Начав заниматься культурно-просветительской деятельностью, я почувствовала прилив сил. Сейчас количество направлений у нас расширилось до семи: литература, кинематограф, музыка, изобразительное искусство, национальное изобразительное искусство (поскольку для нас это важно, мы выделили его в отдельное направление и его ведет отдельный эксперт), философия, история моды, проводим творческие встречи и концертные программы. Для нас большая честь сотрудничать с Фондом Спивакова. В апреле в рамках социального проекта «Камертон регионов» у нас масштабно прошел четвертый гала-концерт воспитанников этого фонда и талантливых учеников музыкальных школ Республики Татарстан. К нам приехали одаренные, гениальные дети из Москвы, Перми, Набережных Челнов и выступали на нашей площадке.

– Вы очень активно ведете свой телеграм-канал, в котором рассказываете о культурных событиях не только Казани, но и Москвы, других российских городов. Удивляюсь, как Вы только успеваете все снимать, показывать! Это можно объяснить только большой любовью к жизни.

– Это огромная любовь. В Казани происходит невероятное количество мероприятий, и мне хочется, чтобы люди об этом знали. К примеру, на сцене БКЗ была поставлена опера «Кави Сарвар» Миляуши Хайруллиной, с которой мы проводили творческую встречу. После просмотра (и здесь нужно добавить, что именно в нашем пространстве проходили репетиции) я всех агитировала и говорила, что это культурное событие нельзя пропустить.

Иногда мне говорят, что надо делегировать полномочия в различных направлениях и, к примеру, ведение телеграм-канала поручить моему сотруднику. Но на мой взгляд, нужно вложить свою душу, чтобы заинтересовать своих подписчиков, эсэмэмщик не сможет передать информацию так, как я вижу сама. Этим объясняется то, почему я сама лично снимаю все мероприятия и монтирую их. Мой пиар-менеджер Лиана Абзалова помогает мне в работе.

 – Ваши родители живут и работают в Москве. Генерал-майор Равиль Калимуллович является заместителем Премьер-министра и возглавляет Полномочное представительство Республики Татарстан в Российской Федерации. Многие мечтают о переезде в федеральную столицу. Вы больше говорите о любви к Казани…

– Я очень люблю нашу Казань. Когда я училась на третьем курсе, у меня были все причины переехать в Москву и с моими высокими отметками был шанс перейти в федеральный вуз, в котором преподаются иностранные языки. Я благодарна родителям, которые не настаивали на переезде, и я осталась жить вместе с родителями моей мамы. Если сравнивать пору юности, студенчества и сегодняшнее время, я была очень стеснительной, достаточно закрытой, несмотря на то, что на телевидении вела передачу «Тамчы», на мероприятиях пела и танцевала. В семье родители нас оберегали. Иногда я спрашиваю маму о том, как они меня оставили одну в Казани. А она отвечает, что сердце кровью обливалось, но было понимание того, что нужно было дать встать на ноги, окрепнуть и выбрать свой жизненный путь.

Мой братишка Айнур уехал в Москву, чтобы поступить в МГИМО, который он блестяще окончил. Затем продолжил учебу в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации, окончил магистратуру в Австралийском университете в Дубае, Австралийский университет – он очень образованный и умный. Я им горжусь. Со своей женой они воспитывают четверых детей.

В нашей семье нет равнодушных к культуре. Здесь, в Доме искусства (как я по-другому называю пространство), представлена библиотека, которую начали собирать наши дедушки-бабушки. Иногда гости, увидев редкую книгу или другой антиквариат, расспрашивают о том, откуда попала к нам эта дореволюционная вещица. Многие экспонаты мне дарит брат. Он, будучи дипломатом, поработав в нескольких странах, высоко ценит искусство и разбирается в нем. К примеру, за стеклом размещены шесть томов прижизненного издания романа Льва Толстого «Война и мир» на французском языке – подарок Айнура. Он не может оставаться равнодушным и, когда мне звонит, то сообщает о том, что отправил посылку для моего центра. В нашей семье всегда высоко ценились книги, и когда меня расспрашивают о подарке на день рождения, то я отвечаю: «Книга». Мои слушатели, увидев где-то редкое издание, приносят мне его в подарок и пополняют коллекцию. Много книг о кинематографе, искусстве, мозаике – о том, что мы любим.

– На Ваших мероприятиях можно главным образом увидеть женщин. Как относятся к Вашим мероприятиям мужчины? Кто они по профессии?

– Возможно, это специфика Татарстана – мужчины не очень любят ходить на культурные мероприятия. Такое наблюдается в театрах и на концертах. Однако за десять лет мы достигли определенного прогресса – наши лекции слушают несколько мужчин, а некоторые женщины приходят вместе со своими супругами. Они мне говорят: «После ваших встреч наши жены две недели порхают». Это лучший комплимент нашей работе!

Образование идет через женщин, именно они влияют на умы детей и всех членов своей семьи. У нас разная возрастная аудитория: к проектам начала приобщаться молодежь, приходят 20-летние девушки, некоторые из которых являются моделями, очень осознанно относящиеся к жизни и глубоко интересующиеся искусством. Мне 40 лет, и, возможно, поэтому наше основное окружение – это аудитория 40+ и 50+. За расширением своего кругозора приходят и дамы старше 65 лет. Они общаются друг с другом, а после мероприятий пьют чай с треугольниками.

– Среди татар до революции было много меценатов, которые поддерживали творческую интеллигенцию: Акчурины, Апанаевы, Дебердеевы, Агишевы, Хусаиновы, братья Рамиевы. Не забудем про скромного мецената Асгата Галимзянова. Не секрет, что бизнес, основанный только на культурных проектах, недолго выживает…

– Коммерческая составляющая - 40 процентов, остальная, большая часть – это благотворительность. Это настоящий культурно-просветительский проект. Те, кто покупают билеты, вовлечены в энергообмен: мы им даем отличный контент, а они позволяют нам жить и продолжать работу. Я их всегда благодарю, поскольку именно при поддержке нашей аудитории мы можем приглашать на встречи людей из различных фондов, с которыми я сотрудничаю долгое время. Мы дружим с фондом «Без бергә». К нам на лекции и встречи приходят женщины с онкозаболеваниями, на каждую встречу я выделяю им билеты. Приходят беженцы. Никто, к сожалению, не застрахован от такого. Я ездила на встречу к Владимиру Вавилову, основателю Фонда имени Анжелы Вавиловой, и сказала, что мы всегда будем рады видеть в нашем центре врачей, которым тоже нужно вдохновение. Они, можно сказать, 24 часа в сутки работают с тяжелобольными, и им нужно эмоционально переключиться. Сейчас врачи приезжают к нам в гости на мероприятия. С уверенностью говорю, что такая возможность появляется при поддержке благотворителей, которые всегда меня спрашивают, чем они могут помочь.

– Помню свое детство, когда в парке на Черном озере были детские площадки, сделанные из яркой мозаики. Мы радовались, если отваливалась одна плиточка, – можно было поднять ее и подолгу разглядывать. Наше интервью проходит в студии, где можно заниматься мозаикой. На стеллажах размещены красочные материалы, представлены отдельные мозаичные картины и панно… Знаю, что Вы сотрудничаете по данному направлению с Сабинским районом. Как появилась идея создать студию мозаики?

– Все благодаря меценату Исмаилу Ахметову, который является одним из крупнейших коллекционеров мозаики в мире. Это была его идея. Он живет в городе Тарусе в Калужской области, расположенном в ста километрах от Москвы. Исмаил реализует много проектов и делает много добрых дел для людей. Он восстановил Дом творчества, в котором открыл школу искусств, а затем передал его городу Тарусе в аренду за 1 рубль. Восстановил бывший дом отдыха советской эпохи, который находился в полуразрушенном состоянии, – теперь это современный Дом литераторов, открыл «Арте-кафе», в котором проходят концерты и мастер-классы для детей и подростков. Его мозаичные фабрики действуют в России и Италии.

Несколько лет назад Исмаил Ахметов пригласил в Тарусу итальянского художника-мозаичиста Марко Бравура. Добавлю, что его работы включены в список адриатического наследия, охраняемого ЮНЕСКО.

Исмаил очень часто бывает в Казани, и в один из его приездов два года назад мы познакомились. Так родилась наша студия мозаики. Если вы обратили внимание, то при входе гостей встречает мозаичный пол ручной работы.

– А Вы сами участвовали в его создании?

– Да, в сборке пола я участвовала. Нам не хватало рук, и так мы научились класть мозаику. Сейчас мы профиль немного поменяли. Мы начали возрождать руническое письмо, ребята здесь провели пару мастер-классов. Теперь в этой части помещения собираются больше ученые.

– Какой отличный проект! Несколько лет назад мне довелось быть в Крыму, где я познакомилась с крымско-татарскими художниками, ювелирами и вышивальщицами, которые занимаются возрождением крымско-татарского искусства, утерянного после депортации. Татарские женщины до революции тоже любили наряжаться: надевали чулпы на косы, нагрудную перевязь - хаситэ… Многие были утеряны во время голода в Поволжье, когда их обменивали на свеклу или картошку, или во время войны. А как складывается Ваша дружба с мозаичной студией в Сабах?

– Восемь лет назад Исмаил посодействовал открытию этой студии в Богатых Сабах, которая сейчас работает при Центре детского творчества. Руководителем студии «Мозаика» является прекрасный преподаватель Алсу Марсовна Шагвалиева. Все эти годы эту деятельность она ведет одна, и ее дети создают шедевры. Конечно, нам, неравнодушным к мозаике, очень хочется их поддержать. У нас состоялись три тематические выставки. Каждые полгода мы приглашаем юных творцов к нам в гости, организуем интересные экскурсии по Казани и вручаем дипломы. Мы благодарим их за работу и видим, как они вдохновляются. Когда идет оформление выставки, ученики наперегонки обсуждают, чья работа будет висеть на стене.

Недавно у нас открылась экспозиция работ ее воспитанников - «Живопись нитями». Они привезли работы, вышитые своими руками.

В нашем Доме проходимость очень большая. Судя по статистике, за прошлый год на наших мероприятиях побывало свыше 2,5 тысяч человек. И хочется, чтобы эти необыкновенные работы из мозаики увидело как можно больше людей.

Сейчас мы сами мозаикой не занимаемся: очень сложно найти мозаичиста, который готов только этим заниматься. Нам привозят готовые работы из Богатых Сабов. Мозаичное искусство в Татарстане пока не столь популярно, и наша задача - развить интерес к нему у подрастающего поколения. В июне состоится грандиозная мозаичная выставка в Галерее современного искусства в Казани, на которой будут представлены работы из личной коллекции Исмаила Ахметова, работы известных мозаичистов Марко Бравура и Марко де Лука. У меня в пространстве временно представлены четыре работы Марко де Лука.

Мы в начале встречи говорили о Максиме Горьком, который был крупным издателем, очень состоятельным человеком. Об этом мало кто знает, но из 18 лет своей жизни в эмиграции он 15 лет прожил в Италии. Раньше многие, наоборот, мечтали уехать за границу. Как итальянец Марко Бравура, который любит говорить «Я верю в человечество!», переехал в Россию, в Калужскую область? Была ли у Вас возможность съездить в Тарусу?

– Марко Бравура приехал в Россию вместе с супругой. Исмаил создал для него наилучшие условия для занятия любимым делом – прекрасная мастерская и необходимые материалы. Что нужно творцу, прежде всего? Ему нужны условия.

Поездка в Тарусу стала первым делом после моего знакомства с Исмаилом Ахметовым. Для того, чтобы полюбить мозаику, прежде всего необходимо познакомиться с ее созданием. Люди привыкли разглядывать картины, однако глаза многих из них «не видят» мозаику, поскольку они не изучали ее историю и процесс создания. Теперь наши слушатели, когда приходят к нам на лекции, видят мозаичные полотна и останавливаются, любуются ими. Все нужно изучать.

Мне довелось побывать в Испании и познакомиться с мозаикой Гауди, в Италии увидеть мозаичные фрески… Самая известная - флорентийская, византийская мозаика?

– Да, это так. Наши искусствоведы, среди которых Светлана Арсеновна Авдошина, готовили лекцию по мозаике, и мы изучали ее начиная с самых азов, в том числе и то, какая была самая древняя. Мы изучали также советский этап и все работы, представленные в Казани. Закончили лекцию разговором о современных мозаичистах. Теперь у нас есть отдельное направление, которое ведет крупнейший коллекционер и реконструктор татарского национального костюма Гульшат Нугайбекова. Для нас очень важно, чтобы все мы помнили свою историю. С ней мы изучили татарские головные уборы и национальный костюм. Исмаил Ахметов и Гульшат-ханум не просто собирают вещи, они знают историю каждой из них. У нас на подобных лекциях можно подойти и потрогать ювелирные изделия, которым свыше ста лет, и национальную вышивку. Где еще это можно сделать? Благо, скоро в июне будет повтор, поскольку очень большой запрос. Эта тема вызывает огромный интерес у людей. Наши слушатели теперь разбираются в смыслах орнаментов на вышивках, на старинных полотенцах. Теперь, зная, как выглядят настоящий калфак и тюбетейка, никто в магазинах не будет приобретать деревянный аналог. Приходит осознанность. Лекции посещают самые популярные модельеры Казани, которые используют национальные элементы в своих коллекциях, понимая смысл. К примеру, приходила Мира Рахматова, которая ведет свои проекты.

– В последние годы наблюдается еще один бум – многие изучают свою родословную. Знаете ли Вы свои корни?

– Моя дочь является представителем 16-го поколения. Благодаря моим родителям, неравнодушным к истории и искусству людям, эта информация собиралась в архивах. Была выпущена книга с древом с двух сторон приблизительно с XVI века. Наши родители так воспитывали нас, что обязательно нужно знать свой род и происхождение. Мы были партнерами форума по генеалогии «Терра». В будущем планируем развивать это направление отдельно.

– Как Вы думаете, дочка будет продолжать Ваше дело? Многие родители стремятся отдать своих детей в престижные платные школы, а Вы выбрали традиционную…

– Моя дочка помогает мне в моей работе, в организации мероприятий. Было приятно наблюдать за ней, как она все самостоятельно делает. Видимо, незаметно для меня всему научилась.

Моя мама всегда говорит: «Не надо воспитывать, надо просто жить». Своих детей мы воспитываем образом жизни. Дочка учится в одной из школ в центре Казани (№116). Мы никогда не рассматривали платную школу, я и мой брат учились в обычной школе. Ничего не имею против платных школ, однако мое мнение – ребенок должен быть готов к жизни, социализация должна быть во всех отношениях. С маминой стороны у нас династия педагогов. Когда я выбирала школу, то прекрасно интуитивно понимала, какое там образование будет и какие преподаватели работают.

Что необходимо предпринять, чтобы увеличить количество Ваших почитателей, до которых Вы сможете донести важность литературы и культуры?

– Почти год мы работаем над тем, чтобы нас включили в Пушкинскую карту. Нам есть, что показать, у нас идут содержательные лекции. На них с удовольствиям приходят молодежь и студенты. Им очень понравились лекции художника Рустема Шамсутова, его картины представлены в нашем пространстве. Надеемся, что уже с мая у нас по Пушкинской карте будет проходить одно мероприятие в месяц. Эксперты уже начали планировать свои лекции, «встали в очередь», образно говоря. Мы часто слышим от людей: «Вы улучшили качество нашей жизни!». Это самый важный для нас комплимент!

Фотографии из архива Айсылу Ахметшиной

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ