Айсылу Ахметшина: «Всегда ощущала потребность заниматься просветительской деятельностью»
С моей героиней мы познакомились на открытии территории пространства «Искусство жить» перед Новым годом. Тогда за праздничным столом собрались редакторы и журналисты ведущих изданий, а главной гостьей была татарстанский министр культуры Ирада Аюпова. Дом располагается по соседству с музеем Боратынского. Как говорит Айсылу Ахметшина, основательница проекта, вероятно, в этом доме по ул.Горького когда-то жила творческая интеллигенция. Затем его расселили, от прошлого остался только фасад. А несколько лет назад здесь построили совершенно новый дом комплекс «Капри». Так называется небольшой, но живописный итальянский остров, где на протяжении семи лет жил Максим Горький. Там он написал 27 рассказов цикла «Сказки об Италии», повести «Детство» и «Исповедь» и другие произведения.
– Айсылу Равилевна, Вы рассказали о новом проекте, который презентовали недавно в апреле. Как зародилась идея создания данного проекта?
– Многие удивляются, что нашему проекту более десяти лет. Даже самой не верится, потому что все начиналось просто шутя, можно сказать. Я филолог, кандидат филологических наук, не искусствовед – удивительно для меня самой, как меня занесло в данный профиль. Моя душа связана с культурно-просветительской деятельностью, и у меня была мечта создать культурный проект в историческом центре города. Несколько лет назад в Казани работала основанная мной школа иностранных языков Tell man, где я была директором и преподавала детям и взрослым более десяти лет. В 24 года я экстерном защитила кандидатскую работу по лингвистике на отделении романо-германской филологии Казанского государственного университета и по специальности являюсь преподавателем английского языка.
Когда заходишь в книжный магазин, удивляешься тому, сколько издается книг. Все прочитать невозможно! Трудно отобрать качественную литературу. И если ты выбрал для себя интересную книгу, то возникает вопрос: «А с кем можно обсудить ее содержание?». Так родилась идея создать литературный клуб для ценителей книг.
Я обратилась к своей одногруппнице Жанне Коноваловой (вскоре она будет защищать докторскую работу) и предложила воплотить мою идею в жизнь. Со своей стороны она должна была предлагать произведения и обсуждать, «разбирать» их в кругу таких же, как мы, людей, интересующихся литературой. Началось это с двух-трех человек, одним из которых была я сама. Все смеялись надо мной и спрашивали, зачем мне это нужно. Но спустя несколько месяцев нас, единомышленников, стало больше. Теперь это целый литературный клуб. Символично, что в свой 10-летний юбилей мы обсуждаем «Здравствуй, грусть!» французской писательницы Франсуазы Саган.
Сегодня половина членов клуба – завсегдатаи. Многие удивляются, что литературные вечера длятся 3,5 часа, но и этого времени не хватает. На вопрос «А что вы там делаете?» я им отвечаю: «Вам стоит один раз прийти, чтобы понять, что там происходит».
– Почему Вы не стали совмещать школу иностранных языков и нынешний проект?
– Невозможно распыляться на два проекта сразу. У меня была потрясающая команда сильных педагогов. И мы отработали все программы на 5+. Однако в определенный момент пришло осознание того, что все уже сделано. Нужна точка роста. Создание моих проектов и реализацию моих идей в жизнь поддерживают мои родители – они мой тыл. Они всегда верили в меня. Что такое культурно-просветительская деятельность? Звучит несколько абстрактно. Понятно, что это проект для души. Однако в жизни приходится выбирать, невозможно преуспеть одновременно во всем.
Литературные встречи постепенно переросли в творческие вечера камерного формата. Тогда к нам приезжали Марат Башаров, певица Алсу, режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев и другие известные личности. Возникло желание познакомить со своими земляками, которые преуспели в жизни и стали знаменитостями. Когда ты общаешься со знаменитостью тет-а-тет, то погружаешься в творчество. Начав заниматься культурно-просветительской деятельностью, я почувствовала прилив сил. Сейчас количество направлений у нас расширилось до семи: литература, кинематограф, музыка, изобразительное искусство, национальное изобразительное искусство (поскольку для нас это важно, мы выделили его в отдельное направление и его ведет отдельный эксперт), философия, история моды, проводим творческие встречи и концертные программы. Для нас большая честь сотрудничать с Фондом Спивакова. В апреле в рамках социального проекта «Камертон регионов» у нас масштабно прошел четвертый гала-концерт воспитанников этого фонда и талантливых учеников музыкальных школ Республики Татарстан. К нам приехали одаренные, гениальные дети из Москвы, Перми, Набережных Челнов и выступали на нашей площадке.
– Вы очень активно ведете свой телеграм-канал, в котором рассказываете о культурных событиях не только Казани, но и Москвы, других российских городов. Удивляюсь, как Вы только успеваете все снимать, показывать! Это можно объяснить только большой любовью к жизни.
– Это огромная любовь. В Казани происходит невероятное количество мероприятий, и мне хочется, чтобы люди об этом знали. К примеру, на сцене БКЗ была поставлена опера «Кави Сарвар» Миляуши Хайруллиной, с которой мы проводили творческую встречу. После просмотра (и здесь нужно добавить, что именно в нашем пространстве проходили репетиции) я всех агитировала и говорила, что это культурное событие нельзя пропустить.
Иногда мне говорят, что надо делегировать полномочия в различных направлениях и, к примеру, ведение телеграм-канала поручить моему сотруднику. Но на мой взгляд, нужно вложить свою душу, чтобы заинтересовать своих подписчиков, эсэмэмщик не сможет передать информацию так, как я вижу сама. Этим объясняется то, почему я сама лично снимаю все мероприятия и монтирую их. Мой пиар-менеджер Лиана Абзалова помогает мне в работе.
– Ваши родители живут и работают в Москве. Генерал-майор Равиль Калимуллович является заместителем Премьер-министра и возглавляет Полномочное представительство Республики Татарстан в Российской Федерации. Многие мечтают о переезде в федеральную столицу. Вы больше говорите о любви к Казани…
– Я очень люблю нашу Казань. Когда я училась на третьем курсе, у меня были все причины переехать в Москву и с моими высокими отметками был шанс перейти в федеральный вуз, в котором преподаются иностранные языки. Я благодарна родителям, которые не настаивали на переезде, и я осталась жить вместе с родителями моей мамы. Если сравнивать пору юности, студенчества и сегодняшнее время, я была очень стеснительной, достаточно закрытой, несмотря на то, что на телевидении вела передачу «Тамчы», на мероприятиях пела и танцевала. В семье родители нас оберегали. Иногда я спрашиваю маму о том, как они меня оставили одну в Казани. А она отвечает, что сердце кровью обливалось, но было понимание того, что нужно было дать встать на ноги, окрепнуть и выбрать свой жизненный путь.
Мой братишка Айнур уехал в Москву, чтобы поступить в МГИМО, который он блестяще окончил. Затем продолжил учебу в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации, окончил магистратуру в Австралийском университете в Дубае, Австралийский университет – он очень образованный и умный. Я им горжусь. Со своей женой они воспитывают четверых детей.
В нашей семье нет равнодушных к культуре. Здесь, в Доме искусства (как я по-другому называю пространство), представлена библиотека, которую начали собирать наши дедушки-бабушки. Иногда гости, увидев редкую книгу или другой антиквариат, расспрашивают о том, откуда попала к нам эта дореволюционная вещица. Многие экспонаты мне дарит брат. Он, будучи дипломатом, поработав в нескольких странах, высоко ценит искусство и разбирается в нем. К примеру, за стеклом размещены шесть томов прижизненного издания романа Льва Толстого «Война и мир» на французском языке – подарок Айнура. Он не может оставаться равнодушным и, когда мне звонит, то сообщает о том, что отправил посылку для моего центра. В нашей семье всегда высоко ценились книги, и когда меня расспрашивают о подарке на день рождения, то я отвечаю: «Книга». Мои слушатели, увидев где-то редкое издание, приносят мне его в подарок и пополняют коллекцию. Много книг о кинематографе, искусстве, мозаике – о том, что мы любим.
– На Ваших мероприятиях можно главным образом увидеть женщин. Как относятся к Вашим мероприятиям мужчины? Кто они по профессии?
– Возможно, это специфика Татарстана – мужчины не очень любят ходить на культурные мероприятия. Такое наблюдается в театрах и на концертах. Однако за десять лет мы достигли определенного прогресса – наши лекции слушают несколько мужчин, а некоторые женщины приходят вместе со своими супругами. Они мне говорят: «После ваших встреч наши жены две недели порхают». Это лучший комплимент нашей работе!
Образование идет через женщин, именно они влияют на умы детей и всех членов своей семьи. У нас разная возрастная аудитория: к проектам начала приобщаться молодежь, приходят 20-летние девушки, некоторые из которых являются моделями, очень осознанно относящиеся к жизни и глубоко интересующиеся искусством. Мне 40 лет, и, возможно, поэтому наше основное окружение – это аудитория 40+ и 50+. За расширением своего кругозора приходят и дамы старше 65 лет. Они общаются друг с другом, а после мероприятий пьют чай с треугольниками.
– Среди татар до революции было много меценатов, которые поддерживали творческую интеллигенцию: Акчурины, Апанаевы, Дебердеевы, Агишевы, Хусаиновы, братья Рамиевы. Не забудем про скромного мецената Асгата Галимзянова. Не секрет, что бизнес, основанный только на культурных проектах, недолго выживает…
– Коммерческая составляющая - 40 процентов, остальная, большая часть – это благотворительность. Это настоящий культурно-просветительский проект. Те, кто покупают билеты, вовлечены в энергообмен: мы им даем отличный контент, а они позволяют нам жить и продолжать работу. Я их всегда благодарю, поскольку именно при поддержке нашей аудитории мы можем приглашать на встречи людей из различных фондов, с которыми я сотрудничаю долгое время. Мы дружим с фондом «Без бергә». К нам на лекции и встречи приходят женщины с онкозаболеваниями, на каждую встречу я выделяю им билеты. Приходят беженцы. Никто, к сожалению, не застрахован от такого. Я ездила на встречу к Владимиру Вавилову, основателю Фонда имени Анжелы Вавиловой, и сказала, что мы всегда будем рады видеть в нашем центре врачей, которым тоже нужно вдохновение. Они, можно сказать, 24 часа в сутки работают с тяжелобольными, и им нужно эмоционально переключиться. Сейчас врачи приезжают к нам в гости на мероприятия. С уверенностью говорю, что такая возможность появляется при поддержке благотворителей, которые всегда меня спрашивают, чем они могут помочь.
– Помню свое детство, когда в парке на Черном озере были детские площадки, сделанные из яркой мозаики. Мы радовались, если отваливалась одна плиточка, – можно было поднять ее и подолгу разглядывать. Наше интервью проходит в студии, где можно заниматься мозаикой. На стеллажах размещены красочные материалы, представлены отдельные мозаичные картины и панно… Знаю, что Вы сотрудничаете по данному направлению с Сабинским районом. Как появилась идея создать студию мозаики?
– Все благодаря меценату Исмаилу Ахметову, который является одним из крупнейших коллекционеров мозаики в мире. Это была его идея. Он живет в городе Тарусе в Калужской области, расположенном в ста километрах от Москвы. Исмаил реализует много проектов и делает много добрых дел для людей. Он восстановил Дом творчества, в котором открыл школу искусств, а затем передал его городу Тарусе в аренду за 1 рубль. Восстановил бывший дом отдыха советской эпохи, который находился в полуразрушенном состоянии, – теперь это современный Дом литераторов, открыл «Арте-кафе», в котором проходят концерты и мастер-классы для детей и подростков. Его мозаичные фабрики действуют в России и Италии.
Несколько лет назад Исмаил Ахметов пригласил в Тарусу итальянского художника-мозаичиста Марко Бравура. Добавлю, что его работы включены в список адриатического наследия, охраняемого ЮНЕСКО.
Исмаил очень часто бывает в Казани, и в один из его приездов два года назад мы познакомились. Так родилась наша студия мозаики. Если вы обратили внимание, то при входе гостей встречает мозаичный пол ручной работы.
– А Вы сами участвовали в его создании?
– Да, в сборке пола я участвовала. Нам не хватало рук, и так мы научились класть мозаику. Сейчас мы профиль немного поменяли. Мы начали возрождать руническое письмо, ребята здесь провели пару мастер-классов. Теперь в этой части помещения собираются больше ученые.
– Какой отличный проект! Несколько лет назад мне довелось быть в Крыму, где я познакомилась с крымско-татарскими художниками, ювелирами и вышивальщицами, которые занимаются возрождением крымско-татарского искусства, утерянного после депортации. Татарские женщины до революции тоже любили наряжаться: надевали чулпы на косы, нагрудную перевязь - хаситэ… Многие были утеряны во время голода в Поволжье, когда их обменивали на свеклу или картошку, или во время войны. А как складывается Ваша дружба с мозаичной студией в Сабах?
– Восемь лет назад Исмаил посодействовал открытию этой студии в Богатых Сабах, которая сейчас работает при Центре детского творчества. Руководителем студии «Мозаика» является прекрасный преподаватель Алсу Марсовна Шагвалиева. Все эти годы эту деятельность она ведет одна, и ее дети создают шедевры. Конечно, нам, неравнодушным к мозаике, очень хочется их поддержать. У нас состоялись три тематические выставки. Каждые полгода мы приглашаем юных творцов к нам в гости, организуем интересные экскурсии по Казани и вручаем дипломы. Мы благодарим их за работу и видим, как они вдохновляются. Когда идет оформление выставки, ученики наперегонки обсуждают, чья работа будет висеть на стене.
Недавно у нас открылась экспозиция работ ее воспитанников - «Живопись нитями». Они привезли работы, вышитые своими руками.
В нашем Доме проходимость очень большая. Судя по статистике, за прошлый год на наших мероприятиях побывало свыше 2,5 тысяч человек. И хочется, чтобы эти необыкновенные работы из мозаики увидело как можно больше людей.
Сейчас мы сами мозаикой не занимаемся: очень сложно найти мозаичиста, который готов только этим заниматься. Нам привозят готовые работы из Богатых Сабов. Мозаичное искусство в Татарстане пока не столь популярно, и наша задача - развить интерес к нему у подрастающего поколения. В июне состоится грандиозная мозаичная выставка в Галерее современного искусства в Казани, на которой будут представлены работы из личной коллекции Исмаила Ахметова, работы известных мозаичистов Марко Бравура и Марко де Лука. У меня в пространстве временно представлены четыре работы Марко де Лука.
– Мы в начале встречи говорили о Максиме Горьком, который был крупным издателем, очень состоятельным человеком. Об этом мало кто знает, но из 18 лет своей жизни в эмиграции он 15 лет прожил в Италии. Раньше многие, наоборот, мечтали уехать за границу. Как итальянец Марко Бравура, который любит говорить «Я верю в человечество!», переехал в Россию, в Калужскую область? Была ли у Вас возможность съездить в Тарусу?
– Марко Бравура приехал в Россию вместе с супругой. Исмаил создал для него наилучшие условия для занятия любимым делом – прекрасная мастерская и необходимые материалы. Что нужно творцу, прежде всего? Ему нужны условия.
Поездка в Тарусу стала первым делом после моего знакомства с Исмаилом Ахметовым. Для того, чтобы полюбить мозаику, прежде всего необходимо познакомиться с ее созданием. Люди привыкли разглядывать картины, однако глаза многих из них «не видят» мозаику, поскольку они не изучали ее историю и процесс создания. Теперь наши слушатели, когда приходят к нам на лекции, видят мозаичные полотна и останавливаются, любуются ими. Все нужно изучать.
– Мне довелось побывать в Испании и познакомиться с мозаикой Гауди, в Италии увидеть мозаичные фрески… Самая известная - флорентийская, византийская мозаика?
– Да, это так. Наши искусствоведы, среди которых Светлана Арсеновна Авдошина, готовили лекцию по мозаике, и мы изучали ее начиная с самых азов, в том числе и то, какая была самая древняя. Мы изучали также советский этап и все работы, представленные в Казани. Закончили лекцию разговором о современных мозаичистах. Теперь у нас есть отдельное направление, которое ведет крупнейший коллекционер и реконструктор татарского национального костюма Гульшат Нугайбекова. Для нас очень важно, чтобы все мы помнили свою историю. С ней мы изучили татарские головные уборы и национальный костюм. Исмаил Ахметов и Гульшат-ханум не просто собирают вещи, они знают историю каждой из них. У нас на подобных лекциях можно подойти и потрогать ювелирные изделия, которым свыше ста лет, и национальную вышивку. Где еще это можно сделать? Благо, скоро в июне будет повтор, поскольку очень большой запрос. Эта тема вызывает огромный интерес у людей. Наши слушатели теперь разбираются в смыслах орнаментов на вышивках, на старинных полотенцах. Теперь, зная, как выглядят настоящий калфак и тюбетейка, никто в магазинах не будет приобретать деревянный аналог. Приходит осознанность. Лекции посещают самые популярные модельеры Казани, которые используют национальные элементы в своих коллекциях, понимая смысл. К примеру, приходила Мира Рахматова, которая ведет свои проекты.
– В последние годы наблюдается еще один бум – многие изучают свою родословную. Знаете ли Вы свои корни?
– Моя дочь является представителем 16-го поколения. Благодаря моим родителям, неравнодушным к истории и искусству людям, эта информация собиралась в архивах. Была выпущена книга с древом с двух сторон приблизительно с XVI века. Наши родители так воспитывали нас, что обязательно нужно знать свой род и происхождение. Мы были партнерами форума по генеалогии «Терра». В будущем планируем развивать это направление отдельно.
– Как Вы думаете, дочка будет продолжать Ваше дело? Многие родители стремятся отдать своих детей в престижные платные школы, а Вы выбрали традиционную…
– Моя дочка помогает мне в моей работе, в организации мероприятий. Было приятно наблюдать за ней, как она все самостоятельно делает. Видимо, незаметно для меня всему научилась.
Моя мама всегда говорит: «Не надо воспитывать, надо просто жить». Своих детей мы воспитываем образом жизни. Дочка учится в одной из школ в центре Казани (№116). Мы никогда не рассматривали платную школу, я и мой брат учились в обычной школе. Ничего не имею против платных школ, однако мое мнение – ребенок должен быть готов к жизни, социализация должна быть во всех отношениях. С маминой стороны у нас династия педагогов. Когда я выбирала школу, то прекрасно интуитивно понимала, какое там образование будет и какие преподаватели работают.
– Что необходимо предпринять, чтобы увеличить количество Ваших почитателей, до которых Вы сможете донести важность литературы и культуры?
– Почти год мы работаем над тем, чтобы нас включили в Пушкинскую карту. Нам есть, что показать, у нас идут содержательные лекции. На них с удовольствиям приходят молодежь и студенты. Им очень понравились лекции художника Рустема Шамсутова, его картины представлены в нашем пространстве. Надеемся, что уже с мая у нас по Пушкинской карте будет проходить одно мероприятие в месяц. Эксперты уже начали планировать свои лекции, «встали в очередь», образно говоря. Мы часто слышим от людей: «Вы улучшили качество нашей жизни!». Это самый важный для нас комплимент!
Фотографии из архива Айсылу Ахметшиной
Комментарийлар