Логотип Магариф уку
Цитата:

Александр Ким: «Образование изменится под влиянием искусственного интеллекта»

В апреле делегация из Татарстана посетила Московскую бизнес-школу управления СКОЛКОВО.

Гостей встретил ректор Александр Ким, а также директор МВА, Executive MBA и магистерских программ Булат Нуреев.

Участие в круглом столе приняли генеральный директорАО «Татмедиа» Шамиль Садыков, заместитель полномочного представителя Республики Татарстан в Москве Фаннур Гарифуллин, заместители гендиректора, главный редактор ИА «Татар-информ» Ринат Билалов и главный редактор журнала «Магариф» Сюмбель Таишева, медиадиректор АО «Татмедиа» Алсу Исмагилова, редактор газеты «Казанские ведомости» Венера Якупова и главный редактор молодежного журнала «Идель» Рамзия Галимова.
На встрече был затронут ряд важных тем, касающихся сегодняшнего образования и того, каким станет образование в будущем под влиянием развития искусственного интеллекта. Участники обсудили, как в СКОЛКОВО происходит отбор талантливых подростков – будущих Илонов Масков, и насколько важно современному руководителю и бизнесмену быть хорошим управленцем. Какие коммуникационные компетенции понадобятся ему в работе, и как это отразится на приросте производительности?

Александр Ким: – Добрый день! В начале встречи хотелось бы рассказать о деятельности бизнес-школы управления СКОЛКОВО. Как вы знаете, с одной стороны, она является передовой в терминах академических и образовательных, но при этом она еще и передовая в терминах архитектурных. Под зданием, в котором мы находимся, расположен кампус школы, территория – 26 гектаров земли, 50 тысяч квадратных метров, которые мы эксплуатируем в качестве образовательных и рекреационных мощностей. Они позволяют нам быть бизнес-школой управления полного цикла: обучающиеся получают здесь весь образовательный опыт, и им не нужно выходить за пределы кампуса.

На территории расположены гостиница, спортивный зал и бассейн; есть возможность обучаться в аудиториях, проводить форумы и конференции. Условия такие, чтобы ничего не отвлекало от образовательного процесса и развития. Никакую образовательную институцию и школу управления нельзя представить без исследований. У нас присутствуют семь исследовательских центров.

Центр международного развития поддерживает новую экономическую географическую политику нашей страны. На днях к нам приезжала делегация, представляющая Королевскую академию управления Омана. Мы активно развиваем наши отношения с институциями стран Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки. Для нас это те истории, которые мы вместе делаем с нашими партнерами в части исследований.

Мы появились в 2006 году. Изначально школа имеет определенное влияние от стран-участников БРИКС (межгосударственное объединение), которое переживает реинкарнацию и новое осмысление. Поэтому нам важно проводить большое количество исследований, связанных с развивающимися рынками.

Центр развития лидерства. Без лидерства, в принципе, невозможно помыслить ни один вид деятельности. Я думаю, что вы это видите на примере вашей республики, в лице Раиса Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова.

Всегда нужен достойный образец для подражания. Это важный аспект, и без этого нет возможности изменения. Это касается как больших компаний, так и целой республики или страны. В центре развития лидерства мы проводим исследования, и, собственно говоря, материал для исследования становится частью образовательного процесса в наших программах.

Центр устойчивого развития занимается всем, что связано с экологией, с повесткой, с представленностью женщин, в том числе и в органах управления. Вопросы связаны с корпоративным управлением, со всем, что мы называем развитием не в ущерб будущим поколениям. Это для нас важная часть процесса, и мы активно в этом принимаем участие.

Центр цифрового развития. Понятно, что без цифры сейчас никуда, и мы в этом смысле точно движемся вместе с трендом. У нас есть несколько отраслевых центров: Центр развития здравоохранения, Центр трансформации образования, Центр института общественных стратегий. Из названия понятно, какая у каждого из них сфера деятельности.

Они важны, и мы их развиваем. Однозначно, это повод для гордости. Например, если говорить про Центр трансформации образования, то примерно 10 % ректоров всех вузов страны – выпускники наших программ.

Для нас это важная деятельность: мы развиваем не только бизнес, но и целую индустрию. Образование в целом – это одна из тех сфер, которая имеет наибольшие мультипликаторы влияния на будущее поколение, будущее страны и соответствующих регионов. Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков является спонсором этой программы. Его выпуск состоялся еще когда он был ректором.1 У нас огромный штат преподавателей-профессоров, которые с нами работают в совершенно разных дисциплинах. Это – российские преподаватели с международным опытом и иностранные преподаватели, которые продолжают работать с нами, несмотря на определенные ограничения. В Московской школе управления СКОЛКОВО огромный портфель образовательных программ, потому что бессмысленно проводить исследование, если оно не становится частью образовательных программ.

В этом смысле у нас есть несколько важных целевых сегментов. Во-первых, это программы, которые направлены непосредственно на предпринимателей и менеджеров. Второй наш большой сегмент это кастомизированные образовательные программы для компаний и крупных холдингов, есть программы для молодых специалистов и для молодежи.

Два года назад мы открыли бакалавриат, и в этом смысле мы реализуем нашу миссию – помогать талантливым становиться успешными. В борьбе за них мы конкурируем с лучшими предложениями, которые есть в других вузах, поэтому у студентов есть шанс на бесплатное образование. Эти программы финансируются из бюджета школы, за счет доноров и грантовых программ.

Сюмбель Таишева: Перед приездом я ознакомилась с информацией о программах на вашем сайте. Какой у вас конкурс на место?

– Показатель 10 к 1, но конкурс на место является лишь одним из параметров. Другой важный параметр – средний балл по ЕГЭ, и он у нас довольно высокий. Сейчас балл составляет примерно 270 за 3 предмета.

У нас есть несколько программ совместно с Московским физтехом (МФТИ). Для понимания – средний балл у них по математике равен 85. Если балл меньше, то невозможно попасть на платное место. Это для нас определенный параметр качества. Есть олимпиады, победа в которых дает 100 баллов. У нас такой принцип: чем лучше качество на входе, тем больше мы сможем добавить, и лучше будет качество на выходе. Строим надежды, что через 20-30 лет они станут будущими Илонами Масками и вспомнят, как бесплатно обучались в нашей школе, и станут спонсорами для будущих абитуриентов.

Мы – некоммерческая организация, при этом у нас много коммерческой деятельности. Мы находимся на самофинансировании, и вся наша деятельность проверяется, в том числе на рыночный запрос и рыночную востребованность. В связи с этим важно мыслить длинными горизонтами в 25-50 лет, только в таком ключе это экономически выгодно.

У нас есть большой цифровой слой кампуса, это особенно важно. На экскурсии вы познакомились с нашей территорией: виртуальные классы и аудитории, созданные для работы в дистанционном формате, и при этом с высоким уровнем живого общения и вовлечения. СКОЛКОВО богато огромным количеством разных возможностей, это позволяет вовремя «переключиться» и сделать процесс обучения эффективным.

Есть притча, она называется «точи топор». Две команды лесорубов соревнуются в рубке леса. Одна команда постоянно рубит и слышит, как другая останавливается на некоторое время, это стимулирует их рубить еще быстрее. В конце дня они встречаются и начинают считать срубленные бревна. Оказывается, именно та команда, которая останавливалась, нарубила больше. А причина проста – они останавливались для того, чтобы заточить топоры. Поэтому важно вовремя остановиться и наточить топор. Может показаться, что переключение будет сбивать, отвлекать, однако в реальности на более длинном горизонте вы будете намного эффективней.

Если вы посмотрите вокруг, на территории, которую мы называем «Большим СКОЛКОВО», есть множество институций, так или иначе имеющих к нему отношение: Московская школа управления СКОЛКОВО, Инновационный центр СКОЛКОВО, в котором находится Сколковский институт науки и технологии. Здесь располагается фонд СКОЛКОВО, где многие резиденты, стартапы, проекты связаны с высокими технологиями.

Несмотря на то, что мы разные организации, работаем в одном поле. Изначальная идея– это создание большого кластера в формате Stanfordа, когда с одной стороны стоит образование, а с другой – альтернатива Силиконовой долины, которая позволяет реализовывать, запускать стартапы, «выращивать единорогов».

Сюмбель Таишева: Дети и подростки участвуют в ваших подготовительных программах для школьников?

– У нас есть несколько элементов, которые мы реализуем для того, чтобы создавать ценность для наших партнеров. Первая активность называется «карьера – навигатор – джуниор». Ее задача – помочь школьникам 9-11 классов создать диалог с родителями и определиться с будущей профессией. Часто родители не слышат детей или дети не понимают их логику. Иногда родители перекладывают свои нереализованные амбиции на плечи детей, а это тормозит потенциал детей.

Еще одно направление – воспитание будущих предпринимателей. У нас есть те дети, особенно бизнесменов, которые хотят себя попробовать в качестве бизнесменов. Для них есть программа «стартап – академия – джуниор». Таким образом, это образовательная программа как раз для детей этого возраста, которые хотят попробовать себя в качестве стартаперов.

В конце у них есть возможность получить инвестиции членов жюри, которые присутствуют на защите разрабатываемых ими проектов. Понятное дело, в каком-то смысле – это симуляционный подход, но тем не менее мы стараемся сделать так, чтобы подростки действительно попытались придумать какую-то свою идею, либо создать бизнес-проект для существующей.

У нас есть и свой «скаутинг» талантов. У нашего бакалавриата пока нет богатой истории, и нам важно активно искать способных. Проводим разные мероприятия, участвуем в различных выставках.

В январе месяце у нас проходят традиционные «Дни открытых дверей» в формате «кэмпа», куда могут приезжать дети с родителями. Они принимают участие в двухдневном образовательном мероприятии. Так они лучше понимают, что происходит в СКОЛКОВО, и узнают о нашей программе.

У нас есть мероприятия, но не олимпиады, как таковые. Это конкурс грантов, который мы проводим для того, чтобы ребята могли получить грант на полную стоимость обучения. У нас есть и платное отделение, но все, кто учится сейчас, учатся бесплатно. Мы считаем, что талант не должен быть привязан к деньгам. Сначала надо найти талантливого человека, а вопрос, как профинансировать его обучение, школа берет на себя.

Сюмбель Таишева: В Москве работает Московская школа «Летово», в которой конкурс составляет 34 ребенка на 1 место. Идет очень сильный отбор среди школьников, которые демонстрируют выдающиеся успехи, в том числе среди олимпиадников. Может, у вас с ними существует совместный проект?

– Мы много общаемся с основателем школы и хорошо знаем друг друга. Среди наших студентов порядка семи процентов как раз выпускники школы «Летово». Это – большой процент. Мы в этом смысле стараемся максимально притягивать суперумных, суперталантливых ребят, чтобы помочь максимально раскрыться их талантам, чтобы они в будущем достигали больших успехов, становились главами корпораций и эффективными предпринимателями.

Сюмбель Таишева: У нас есть желание создать новую программу, связанную с обучением менеджеров медиаотрасли, к примеру, для главных редакторов АО «Татмедиа». Ведь «Татмедиа» – крупнейшая медиакомпания, 66 филиалов находятся на территории Татарстана. Медиа-
отрасль у нас емкая, более
1,5 миллиардов финансирования. По этому вопросу я хотела передать слово нашему генеральному директору Шамилю Мухаметовичу.

Шамиль Садыков: Есть ли у вас курсы для медиа-управленцев не только Татарстана, но и для российских регионов?

Александр Ким: – У нас выстроено очень сильное обучение коммуникационным направлениям для предпринимателей и бизнесменов. Однако это немного другой ракурс. Так сложилось, что мы можем встраивать специальные модули, посвященные коммуникационным проблемам в бизнесе управления, в разные программы, в том числе флагманские программы, Executive MBA и так далее.

Булат Нуреев, директор МВА, Executive MBA и магистерских программ: – Раньше у нас внутри программы был стандартный модуль по переговорам. Мы в какой-то момент себе сказали, что нужен модуль по коммуникации. СКОЛКОВО показало, что для любого управленца коммуникация– это очень важная компетенция. Руководитель может все отлично сделать, а потом ошибиться в какой-то коммуникационной ситуации. Поэтому мы с коллегами как раз на Executive MBA делаем модуль по коммуникациям, где студенты сначала учатся коммуницировать в разных ситуациях. По большому счету, на сегодняшний момент это стало для нас стандартом наших флагманских программ. Этого удалось добиться за счет нашей сильной команды, многие члены которые раньше работали в ведущих медиа. Некоторые сами возглавляли ведущие российские медиа. Если мы делаем программу для корпораций, то никогда не продаем готовое. Мы подстраиваемся под нужды заказчика, под то, какие он видит приоритеты. Была программа для Газпроммедиа. Если у вас в этой зоне есть предметный интерес, то убежден, что мы достаточно легко сделаем хорошую программу для медиаменеджеров. Это будет отличным опытом.

Сюмбель Таишева:У нас ранее были проекты с Институтом коммуникационного менеджмента Высшей школы экономики. Мы активно с ними работали.

Булат Нуреев: – Некоторые наши профессоры там также читают лекции, при этом становятся лучшими профессорами года. В отличие от ВШЭ, мы больше привыкли работать со взрослыми и более зрелыми управленцами. У нас с ними разные рынки, поэтому пересекаемся редко.

В школе мы идем по такому пути, который старается соединить и взять лучшее из двух миров. Начиная от банальных вопросов операционной эффективности либо проектного подхода. Очевидно, что все эти типы деятельности так или иначе присутствуют в любом виде, неважно, школа управления либо медийный холдинг. Везде определенные виды деятельности существуют, и повышение этих элементов точно даст результаты с учетом специфик и особенностей, которые есть в каждой индустрии. Именно поэтому у нас есть, например, в каждой программе такая позиция, как академический директор. Мы формируем готовый целостный продукт для того, чтобы достигать тех целей, которые ставят перед собой наши образовательные партнеры. Мы стремимся создать улицу с двухсторонним движением.

У нас есть одна из типовых игр, которую мы часто используем. Это игра, связанная с катастрофическим экологическим инцидентом, который случился в одной из российских бизнес-компаний. И мы в этом смысле проводим коммуникационную игру, симуляцию, чтобы люди могли почувствовать себя, что называется, в разной шкуре, в разных ролях, подумать, как бы они действовали на интересы своей группы. Отдельная группа интересов – это менедж-
мент, отдельная группа интересов– это госслужащие.

Сюмбель Таишева: – Речь идет о программе, в которой рассматриваются не только антикризисные коммуникации, а их взаимосвязь с финансовыми рынками, заимствованиями для запуска новых медиа.

Александр Ким: – Вы очень интересно затронули тему по поводу – как писать, что писать и так далее. Мы, например, много экспериментируем с применением искусственного интеллекта, когда он становится co-пилотом, свое-
образным инструментом, который вместе с нами помогает пилотировать ту или иную деятельность.

В этом смысле и написание статей мы пытаемся реализовать с помощью эффективного промтинга. Мы считаем, что важно внедрить это в подготовку наших тизеров или рекламных материалов, кастомизировать под разные целевые аудитории. Это позволяет во многом экономить время. Медиаотрасль будет испытывать на себе довольно большое влияние. Например, если нравится слог какого-то журналиста, автора какой-то колонки, то теоретически можно «скормить» все колонки, которые написал автор определенной языковой модели, и через какой-то период времени она будет писать очень похоже: с такими же речевыми оборотами, вводными словами, с аналогичной стилистикой. Будет и дополнительная фактологическая проверка.

Сегодня даже самый знаменитый и распиаренный ChatGPT доступен по подписке за символическую сумму.2 Теоретически это уровень младшего стажера, который иногда пишет не хуже, чем выпускник топового вуза. К тому же, последнего все равно надо учить. Понимание того, как выстроить качественное взаимодействие с искусственным интеллектом, сделать хороший промтинг – важная часть в будущем вашей индустрии.

Еще проблема – вопрос, что написал искусственный интеллект в отличие от того, что написал человек. Это, мне кажется, тоже важная характеристика, потому что оплата должна быть соответствующей. В одном случае, написать за полчаса, а в другом– можно потратить несколько дней работы. Мы не знаем всех тех будущих событий и последствий, которые есть сейчас. Однако становится понятно, что искусственный интеллект– это технология, которая будет сильно менять нашу жизнь. А как? Это хороший вопрос.

Если к этому подойти осознанно, технологию надо сделать своим другом, и тогда она принесет пользу.

Сюмбель Таишева: – Это затрагивает и бильд-редакторов, и дизайнеров, и фотографов. Даже творчество писателей, можно сказать, под некой угрозой, если искусственный интеллект будет писать литературные тексты. Сильно возрастет уровень конкуренции во всех сферах.

Александр Ким: – Если говорить про использование инструментов искусственного интеллекта, то мы их активно используем в нашем аудиовизуальном продакшене. В последнее время очень много роликов, материалов, симуляций, иллюстраций делаем с помощью искусственного интеллекта. Есть огромное количество инструментов, которые облегчают распознавание текста в интервью, осуществляют его нужную нарезку. Раньше нужно было взять интервью, затем отсмотреть его вместе с видеомонтажером, решить, что нужно обрезать или отправить длинный бриф, некое поручение.

Сейчас можно «загнать» это в систему, которая, в принципе, сразу разложит все на текст, и можно задать пограничные значения, как текст должен начинаться и где отрезаться. Сразу будет короткий, условный, маленький рилс3, который можно запостить в social media. В этом случае не нужен специальный монтажер, который это делает.

Сейчас это все можно сделать через облачные решения. С другой стороны, мы, например, делаем какие-то иллюстрации кейсов, и если раньше это занимало от двух до четырех недель, то теперь только одну неделю. Если этим занимались четыре человека, то теперь вовлечены всего два: сценарист и и специалист, который с помощью программы миджорни или других инструментов создает нужные нам картинки-иллюстрации, исходя из сценария, и «сцепляет» движения. Для нас это – обогащение образовательного опыта.

Сюмбель Таишева: Учебная программа, к сожалению, значительно отстает не только в школе, но и в некоторых крупных вузах. Нет ли у вас желания организовать хорошую летнюю школу, программу для детей с 14-летнего возраста с анализом и разбором успешных бизнес-кейсов и бизнес-проектов?

Александр Ким: – Мы очень много занимаемся образованием взрослых. Обучение детей для нас является не сильно освоенной территорией. У нас есть небольшие попытки в виде карьерного навигатора, в виде стартап-академии, но полновесных программ пока не планируется. Возможно, в будущем. Наш подход довольно прагматичный. Несмотря на то, что все является образованием. Это разные виды образования с разными подходами, со своими особенностями регулирования и акцентами.

Заход в сознание школьников– это большая ответственность провести людей с 1 по 11 класс. Для этого нужно разработать действительно сильную методику и возможность дать им больше ценностей и знаний, чем в других школах. Мы очень часто любим делать в партнерстве, потому что нельзя быть профессионалом везде.

Булат Нуреев: – У нас сейчас есть программа «Шаг развития школы». Мы учим школьных управленцев, особенно тех, которые работают в национальных школах. Это вызывает большой интерес именно за пределами Москвы.

Периодически мы делаем совместные проекты для детей сотрудников какой-нибудь корпорации: интегрируем в действующую программу для корпорации либо делаем для них отдельную программу. Это своеобразный летний лагерь, когда руководство корпорации может найти возможность поощрить тех сотрудников, которых они считают важными в развитии своей компании.

Венера Якупова: – Как искусственный интеллект скажется на образовательном процессе в будущем? Что изменится?

Александр Ким: – Когда-то у одного писателя-фантаста была такая гипотеза, что люди будут посылать друг другу сообщения, а за их получением они будут приходить на почту. А теперь почта, как институция, для получений сообщений не нужна. Теперь эта функция в телефоне. Заглядывать за горизонт 10-20 лет – это настолько все сложно. Мы все пройдем новый путь. Если раньше в детстве в гостях у бабушки я переключал плоскогубцами каналы на старом телевизоре (многие застали этот период), то сейчас телевизором можно голосом управлять. (Он показывает не каналы, а другие приложения.) Как любая индустрия в целом, образование из-за развития искусственного интеллекта перейдет в другое качество. В какое именно качество – большой вопрос. Если попытаться идти по стандартам, продолжить существующие тренды – то они будут следующими: будет некая говорящая голова– голограмма в виде говорящего профессора, который будет обучен на примере какого-либо известного профессора-звезды, и он будет читать лекции и проводить семинарские занятия. Он будет искусственной личностью, созданной путем каких-то вещей. По этой аналогии тренд может быть совсем другим, к примеру, как в фильме «Матрица». Помните диалог? «Ты умеешь летать на вертолете?» – «Нет» – «Тогда я загружу в тебя эти знания».

В этом варианте не будет никакого профессора, а знания будут имплементироваться в мозг, и будут формироваться новые нейронные связи с помощью новых технологий, и человек будет осознавать то, что он это умеет делать. Это очень сложный вопрос. Сейчас мы видим так называемое со-пилотирование с искусственным интеллектом  – это будет точно. Это – наше ближайшее будущее.

 

Светлана ХАЙЭР

Камиль ТАИШЕВ

Фото автора

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ