Парадоксы русского характера
Парадоксы русского характера (Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова» (Урок родного русского языка в 5 классе) Фания ШАЙХУТДИНОВА, учитель русского языка высшей квалификационной категории многопрофильной школы № 181 г. Казани
Цель: знакомство с новым произведением поэта-прозаика Юрия Яковлева; совершенствование умения работать с текстом; развитие монологической и диалогической речи учащихся; умение вести дискуссию; умение работать в группе; воспитание любви к своей Родине, патриотизма и гордости за свою страну. Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, (Родная русская литература. 5 класс. Учебник Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.).
Планируемые результаты: знание основных фактов биографии и творчества Ю.Я. Яковлева, развитие интереса к произведениям о русском национальном характере, парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины.
Ход урока I. Организационный момент
II. Работа по теме урока а) Вступительное слово учителя
– Мы с вами изучаем очень интересный раздел в нашем учебнике – «Загадки русской души». Н.А. Бердяев, русский философ, богослов, пишет: «Необьятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта».
Иностранцы, которым приходилось общаться с русскими людьми, отмечают, что для русского человека характерна необычайная широта души. Русский человек может отдать другому последнее, что у него есть, пожертвовать своими интересами и даже жизнью ради другого человека.
– Ребята, как вы понимаете выражение «загадки русской души» и «парадоксы русского характера»? Прежде чем ответить, поработаем со словарем на странице 116 нашего учебника. Парадокс – (от греческого paradoxos – неожиданный, странный) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод.
Ответы учащихся. Для русского человека характерны не только доброта, трудолюбие, смелость и способность к сопереживанию, но и необычайная широта души. Русский человек порой совершает парадоксальные — странные, противоречащие здравому смыслу поступки. Он может отдать другому последнее, что у него есть, пожертвовать своими интересами и даже жизнью ради другого человека.
– Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с писателем и сценаристом, автором книг для подростков Юрием Яковлевичем Яковлевым. (Презентация.) Книги Юрия Яковлева – это учебники добра и совести, дружбы и благородства, тех самых качеств, которые и составляют душу человека.
б) Актуализация знаний
– Какое участие принимал Ю.Я. Яковлев в Великой Отечественной войне?
– Кого из писателей он считал своими учителями в литературе?
– Еще какие произведения Яковлева вы знаете?
III. Работа по рассказу (Читает учитель.) Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова — Семен и Василий. Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. И, прочитав, к примеру, о том, что Семен и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. Они знают, в чем дело. Кто такие Семен и Василий?
1. Обсуждение вопроса к отрывку. Кто такие Семен и Василий? Сыновья Пешеходова? Прежде чем ответить на этот вопрос, попрошу вас дочитать рассказ и найти ответ на этот вопрос самим.
2. Краткий пересказ рассказа.
3. Работа по содержанию рассказа.
– Кто такой Пешеходов?
– Почему рассказ называется «Сыновья Пешеходова»?
– Найдите в тексте описание внешности Пешеходова. Как оно характеризует героя?
– Подготовьте выразительное чтение фрагментов по ролям, предварительно в группе обсудив интонацию каждого чтеца. (Чтение отрывков по ролям.)
(Ответы учащихся).
– Ребята, а какие вопросы вы бы задали дедушке Пешеходову?
(Работают в группах, слушают вопросы.)
В День Победы в Великой Отечественной войне мы можем написать письма сыновьям Пешеходовам и задать им вопросы в письме. Предлагаю план письма. План письма
1. Вступление: приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо
. 2. Основная часть: изложение информации.
3. Заключение: выражение уважения, любви к адресату, благодарность, уверенность в дружбе, просьба писать, прощание.
4. Подпись. Дата написания письма. Чтение писем учащихся.
VI. Подведение итогов урока
Не вернулись с войны и сыновья Пешеходова. И сыновья многих, многих других людей. Разве можно забыть об этом? Герои вечно спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час!
VII. Домашнее задание
1. Размышляем над прочитанным.
2. Оформить письмо сыновьям Пешеходовам.
2. Прочитать – К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка)
Комментарийлар