Логотип Магариф уку
Цитата:

Парадоксы русского характера

Парадоксы русского характера (Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова» (Урок родного русского языка в 5 классе) Фания ШАЙХУТДИНОВА, учитель русского языка высшей квалификационной категории многопрофильной школы № 181 г. Казани

Цель: знакомство с новым произведением поэта-прозаика Юрия Яковлева; совершенствование умения работать с текстом; развитие монологической и диалогической речи учащихся; умение вести дискуссию; умение работать в группе; воспитание любви к своей Родине, патриотизма и гордости за свою страну. Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, (Родная русская литература. 5 класс. Учебник Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.).

Планируемые результаты: знание основных фактов биографии и творчества Ю.Я. Яковлева, развитие интереса к произведениям о русском национальном характере, парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины.

Ход урока I. Организационный момент

II. Работа по теме урока а) Вступительное слово учителя

– Мы с вами изучаем очень интересный раздел в нашем учебнике – «Загадки русской души». Н.А. Бердяев, русский философ, богослов, пишет: «Необьятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта».

Иностранцы, которым приходилось общаться с русскими людьми, отмечают, что для русского человека характерна необычайная широта души. Русский человек может отдать другому последнее, что у него есть, пожертвовать своими интересами и даже жизнью ради другого человека.

– Ребята, как вы понимаете выражение «загадки русской души» и «парадоксы русского характера»? Прежде чем ответить, поработаем со словарем на странице 116 нашего учебника. Парадокс – (от греческого paradoxos – неожиданный, странный) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод.

Ответы учащихся. Для русского человека характерны не только доброта, трудолюбие, смелость и способность к сопереживанию, но и необычайная широта души. Русский человек порой совершает парадоксальные — странные, противоречащие здравому смыслу поступки. Он может отдать другому последнее, что у него есть, пожертвовать своими интересами и даже жизнью ради другого человека.

– Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с писателем и сценаристом, автором книг для подростков Юрием Яковлевичем Яковлевым. (Презентация.) Книги Юрия Яковлева – это учебники добра и совести, дружбы и благородства, тех самых качеств, которые и составляют душу человека.

б) Актуализация знаний

– Какое участие принимал Ю.Я. Яковлев в Великой Отечественной войне?

– Кого из писателей он считал своими учителями в литературе?

– Еще какие произведения Яковлева вы знаете?

III. Работа по рассказу (Читает учитель.) Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова — Семен и Василий. Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. И, прочитав, к примеру, о том, что Семен и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. Они знают, в чем дело. Кто такие Семен и Василий?

1. Обсуждение вопроса к отрывку. Кто такие Семен и Василий? Сыновья Пешеходова? Прежде чем ответить на этот вопрос, попрошу вас дочитать рассказ и найти ответ на этот вопрос самим.

2. Краткий пересказ рассказа.

3. Работа по содержанию рассказа.

– Кто такой Пешеходов?

– Почему рассказ называется «Сыновья Пешеходова»?

– Найдите в тексте описание внешности Пешеходова. Как оно характеризует героя?

– Подготовьте выразительное чтение фрагментов по ролям, предварительно в группе обсудив интонацию каждого чтеца. (Чтение отрывков по ролям.)

(Ответы учащихся).

– Ребята, а какие вопросы вы бы задали дедушке Пешеходову?

 (Работают в группах, слушают вопросы.)

В День Победы в Великой Отечественной войне мы можем написать письма сыновьям Пешеходовам и задать им вопросы в письме. Предлагаю план письма. План письма

1. Вступление: приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо

. 2. Основная часть: изложение информации.

3. Заключение: выражение уважения, любви к адресату, благодарность, уверенность в дружбе, просьба писать, прощание.

4. Подпись. Дата написания письма. Чтение писем учащихся.

VI. Подведение итогов урока

Не вернулись с войны и сыновья Пешеходова. И сыновья многих, многих других людей. Разве можно забыть об этом? Герои вечно спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час!

VII. Домашнее задание

1. Размышляем над прочитанным.

2. Оформить письмо сыновьям Пешеходовам.

2. Прочитать – К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка)

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ