Дидактическая сенсорная игра «Чудо-фишки»
Наталья ХАБИБУЛЛИНА, педагог-психолог детского сада № 54 комбинированного вида с татарским языком обучения города Казани «Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует без сознания». Б. Прейер
Сенсорное развитие в раннем возрасте является основой интеллектуального развития, упорядочивает представления ребенка о мире, развивает внимание и концентрацию, а также является основой для развития воображения и эстетического чувства.
Основа сенсорного развития
Тема сенсорного развития всегда остается актуальной и значимой, при этом является важным фактором для успешной будущей жизни подрастающего человека. Многие ученые посвятили свои труды изучению данной темы.
А.Р. Лурия считал сенсорные функции, или способность воспринимать мир через органы чувств, основой для развития высших психических функций, таких как мышление, память и речь. По его мнению, эти начальные процессы восприятия формируются на основе моторных и сенсорных ощущений.
Л.С. Выготский выделял огромную роль сенсорного развития в психологическом и социальном становлении личности, отмечая, что успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития детей в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития.
Методы сенсорного воспитания, которые предлагал Л.С. Выготский:
- обследование предметов – специально организованное восприятие, цель которого – выявить свойства, важные для практической деятельности;
- сравнение предметов – установление черт сходства и различия между объектами и явлениями;
- вербальное обозначение качеств предмета – проговаривание всех свойств объекта или предмета при обследовании;
- упражнения – многократное повторение, например, поиск всех предметов круглой формы, красного цвета.
Изучая литературу разных авторов по данной теме, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным инструментом в работе по сенсорному развитию детей дошкольного возраста являются дидактические настольные игры.
Тактильное лото
Тактильное (сенсорное) лото, предлагаемое производителями игрушек, достаточно интересное, но не всегда доступное удовольствие. Включив воображение и фантазию, мы с воспитанниками и педагогами нашего детского сада решили создать аналогичную игру своими руками.
Для создания игры, вместо бочонков, использовали пластиковые крышечки разных цветов и назвали их «фишки». Далее разместили в них различные материалы (приклеили горох, фасоль, кофейные зерна, семена тыквы, арбуза, рис, ракушки, синтепон, монетки, фетр, бусины, фольгу и др.).
А когда все крышечки были готовы, они оказались настолько чудесными, что дети назвали наше тактильное лото «Чудо-фишки».
Наш игровой набор состоит из 40 «фишек» (20 пар крышечек), наполненных различными материалами: гладкие, шероховатые, пушистые, мягкие, рельефные и другие. К фишкам прилагаются холщовый мешочек и инструкция с вариантами игр. Весь набор упакован в деревянную коробку и удобен для хранения. Цветные фишки располагаются в специальных ячейках, в основании коробки. Набор серых фишек подвижен, их можно поместить в мешочек, либо расположить на столе.
Целью «тактильного лото» является: развитие тактильных ощущений, познавательных способностей, мышления и восприятия дошкольников.
Данная игра решает следующие задачи:
- развивает мелкую моторику, память, внимание и воображение;
- знакомит детей с различными фактурами и материалами, учит узнавать их на ощупь;
- помогает обогатить словарный запас;
- развивает логику, умение сравнивать и анализировать.
«Чудо-фишки» можно использовать в коррекционно-развивающей работе воспитателя, психолога, дефектолога, логопеда, а также играть с семьей. Смысл игры заключается в распознавании разных поверхностей и фактур: ребристой, гладкой, махровой, с разным количеством углублений и т. д. Ребенок должен подобрать фишки с аналогичной основанию фактурой, получая информацию через подушечки пальцев.
При знакомстве с дидактическим материалом проводится предварительная работа. Сначала дети знакомятся с наполняемостью лото, затем педагог предлагает детям визуально и тактильно изучить «фишки» с различной поверхностью. При этом даются разные приемы исследования: рассматривание, поглаживание пальцами, надавливание ладонью.
Идеи для игр
Примеры заданий для игр с данным пособием: «найди мягкие», «найди пару», «покажи гладкие», «возьми шершавые», «собери ряд по образцу» и ещё придумать самим.
Идеи для игр по возрастам:
От 1 года: ребенок достает из мешочка фишки, трогает текстуру. Задача взрослого – рассказать про каждое наполнение, цвет, объяснить разницу (шершавое, гладкое, ребристое и т. д.). Важно помнить, насколько зависит развитие речи ребенка от его тактильных ощущений. Чем больше малыш их развивает, тем богаче и разнообразнее его будущая речь.
От 2-х лет: «Найди пару» – разложить несколько пар фишек и попросить ребенка найти все одинаковые пары. Постепенно можно увеличивать количество пар и усложнять задачу. «Волшебный мешочек» – положить перед ребенком одну фишку и предложить на ощупь достать из мешочка такую же среди других.
От 3-х лет: «Расскажи мне» – описать словами то, что чувствуешь. Во время игры взрослый называет слова, необходимые для описания тактильных ощущений. Ребенок повторяет и запоминает их.
От 4-х лет: «Мемори» – фишки расставляются фактурой вниз. Ребенок переворачивает 2 из них, если они совпадают, забирает себе и ходит еще раз, если нет – снова переворачивает и оставляет на своих местах. Ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, у кого больше всего парных «фишек» в конце игры. Работа может быть организована индивидуально или с подгруппой детей.
Игры с «Чудо-фишками» не только помогают стимулировать интеллектуальное развитие, тактильное восприятие, развивают память и мышление ребенка, а еще вызывают положительные эмоции, снижают утомление и раскрепощают детей.





Комментарийлар