Форум учителей истории в Актаныше: между прошлым и настоящим
Порою исторические факты могут сильно искажаться. Это происходит по двум основным причинам – из-за недостатка знаний и вполне сознательно. Многое об истории своего народа человек получает за школьной партой, понимание им прошлого своего народа зависит от учителя. Именно поэтому редакция журнала «Магариф» вот уже второй год проводит конкурс «Лучший учитель истории»...
Порою исторические факты могут сильно искажаться. Это происходит по двум основным причинам – из-за недостатка знаний и вполне сознательно. Многое об истории своего народа человек получает за школьной партой, понимание им прошлого своего народа зависит от учителя. Именно поэтому редакция журнала «Магариф» вот уже второй год проводит конкурс «Лучший учитель истории», а недавно совместно с Институтом истории имени Ш. Марджани и Институтом археологии имени А. Халикова был проведен Форум учителей истории, собравший специалистов-историков из Казани, преподавателей, библиотекарей, руководителей школьных музеев из десяти восточных районов Республики Татарстан.
Одним из первых, кто выступил со своим докладом, стал Фаяз ХУЗИН, доктор исторических наук, член-корреспондент АН РТ. В своем докладе он осветил тему общих компонентов татар и башкир, начав в первую очередь с описания основных археологических памятников, найденных на территории РБ. Например, говоря об одних из самых древних, а именно Бахмутинской, Турбасовской, Кушнаренковской археологических культурах, он упомянул о их не тюркском происхождении. Бахмутинская культура считается преимущественно удмуртской, Турбасовская – сарматской, а Кушнаренковская принадлежит к прошлому венгров. Конечно, не стоит утверждать, что это исключает участие тюркской культуры, но это не являлось важнейшим, определяющим для них. Говорить о тюркском характере Кушнаренковского памятника кажется наиболее всего абсурдным. Здесь встречались многие элементы, характерные для бытования венгров. Например, маски, аналоги которых почти со стопроцентной идентичностью находят в других мадьярских селениях (то есть венгерские). Также мы имеем свидетельство Юлиана Венгерского, совершившего путешествия в наши края в XIII веке. Он буквально задокументировал пребывание на этих территориях венгров. И обнаружил сходные с ними по языку и культуре народы.
В самой Уфе имеется множество других интересных памятников, например, Уфа-II. Появился он в III–IV вв. н. э., но уже в VIII в. перестал существовать. Уфимские коллеги планируют связать с этим памятником 1500-летие города. Он действительно является городищем, представляющим интерес как объект исследования археологов, но нельзя им обосновать юбилей Уфы, так как мы не можем утверждать то, что люди здесь жили на протяжении всего времени, приписываемого городу, поскольку нет следов трудовой деятельности, общественных и политических отношений в слоях земли, начиная как раз с IX–X вв.
Наши народы принадлежат кыпчакской группе. Эти покорители степей впервые появились на горизонте событий в конце XI в., и их культура оказала наибольшее влияние в период Золотой Орды. До их появления в археологических памятниках на территории Республики Башкортостан тюркских элементов было мало, но после XI века они стали основными.
Именно с этого момента и начался процесс формирования культуры как башкирской, так и татарской, по мнению докладчика. На этом пути было немало отличий, и именно они стали подспорьем для культурного разнообразия наших народов. С одной стороны, мы очень похожи, но каждый народ уникален в своей красоте. Эту красоту, конечно, портит наличие разных претензий и споров, но в наших руках – превратить их в аргументы и дискуссии, развивать науку, а не сеять рознь.
Следующим докладчиком стал Анвар АКСАНОВ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник центра истории Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова ИИ АН РТ. Он подхватил тему и хронологически рассказал о Закамье в период Золотой Орды и Казанского ханства. Событием, изменившим регион, по его мнению, стало создание Империи Чингисхана, изменившее Евразию и, в частности, Приуралье – место пересечения как торговых, так и миграционных маршрутов.
Источники XIV века указывают на господство татар и ислама в политической и в духовной сферах общества. Венгры по тем или иным причинам перестали быть превалирующей народностью. Примечательно, что и русские, и латинские источники указывают на то, что территория Великой Венгрии вошла в состав Булгарского улуса Золотой Орды.
Говоря о памятниках ордынского периода, ученый обратился к разразившейся недавно полемике вокруг принадлежности Мавзолея Тура-хана и Мавзолея Хусейн-бека к булгарской культуре и подчеркнул, что они появляются после включения Закамья в зону культурного влияния булгар. Многочисленные эпитафии являются не лишним подтверждением.
Говоря о месте башкир в Закамье, автор привел упоминание в «Московском летописце» похода на Беловоложскую землю, относящегося к 1468–1469 гг., в рамках которого упоминаются народы, жившие на этой территории, среди которых есть и черемисы, но башкир нет. Что касается самой территории их расселения, автор подчеркнул, что башкирские земли также упоминаются в источниках, но проблема их изучения в недостатке информации, источниковой базы, что стало причиной появления разных мнений на этот счет. К счастью, сохранились и прямые указания территориальных границ. Согласно им, Башкирский улус находился севернее, в районе Среднего Урала в бассейне притоков Средней Камы. По своей сути эти географические маркеры не представляют из себя точной информации, всегда необходим иллюстративный материал. Докладчиком была представлена презентация, демонстрировавшая актуальные сведения о границах Казанского ханства, с указанием рек, городов и сел, что имело методическое значение для учителей.
Развивая мысль о Восточном Закамье как части Казанского ханства, Радик ИСХАКОВ, доктор исторических наук, заведующий отделом истории Поволжья и Приуралья ИИ АН РТ, подчеркнул важную роль Казани в следующих процессах. Завоевание ханства вызвало сильную миграцию на Восток, продиктованную необходимостью казанских воевод пополнить казну за счет ясачных татар. Царские власти увеличили раздачу земель и закрепили статус ясачных татар как налогоплательщиков и субъектов права.
В Восточном Закамье преобладала вотчинная структура территориального устройства, земля передавалась представителям аристократических родов, потерявшим свой статус из-за покорения Казани. Фиксирование их в документах ясачными татарами продолжалось до середины XVII в., пока их не стали фиксировать как ясачных башкирцев. Это связано с тем, что налоги начали направляться в Уфу, а в рамках унификации фискальной политики их наименование в документах тоже изменилось.
На основе оброчных вотчин татарского населения начинают формироваться крупные земельные волости: Байларская, Инейская, Булярская и т. д. В их основе были земли, населенные татарами, марийцами, удмуртами, но из-за принадлежности к Уфимскому уезду они обозначались как башкирцы.
Политика социальной и фискальной унификации длилась до 1917 г., когда после революции были отменены сословия, связанные с ними привилегии, и по данным переписи 1926 г. можно четко установить, кем себя они осознавали.
Тема того, как проявлялась политика унификации, наиболее показательна с тептярами. Этому вопросу свой доклад посвятил Руслан МАСАГУТОВ, председатель Исполкома Общества татарских краеведов РБ, научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани. Автор, говоря о происхождении тептярского сословия, отметил две концепции, утверждающие этническую и социальную природу общности.
Если рассматривать вопрос со стороны права, можно установить неоднородность тептярского сословия. Согласно ей, можно выделить 4 группы: равноправные члены башкирской общины (новобашкиры), плательщики ясака, арендаторы земли (платили оброк) и тептяри, владевшие собственной землей, но не входившие в общину.
На основе анализа земельного аспекта можно установить, что массовый переход ясачных татар в тептярское сословие обусловлен изменением права собственности.
Также он отметил и сознательный переход в другую категорию. К середине XVIII в. материальное благосостояние тептярей и государственных крестьян сильно отличалось в пользу первых, поскольку они платили меньший подушный налог, а трудовая повинность оборачивалась выгодой. Это выступление вызвало огромный интерес у аудитории, поскольку, опираясь на конкретный пример, было продемонстрировано социальное происхождение этнонима тептяре, показав его татарскую суть.
Далее, говоря о национальной политике Российской империи, стоит вспомнить то, какие функции выполняли народы и какие условия для этого были созданы. Рустем АМИНОВ, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья ИИ АН РТ, посвятил свое выступление кантонной системе, процессу формирования территориальных границ предполагаемого расселения башкир.
Согласно тексту его выступления, основной повинностью башкирского сословия являлась охрана восточных границ Российской империи. Этим объясняется характер кантонной реформы 1798 г., когда были учреждены 11 башкирских, 5 мишарских, 5 оренбургско-казачьих и 2 уральско-казачьих. В то время Мензелинский уезд был привязан к 11 кантону и назывался башкирским, ввиду того, в какое войско направлялся рекрут. По этой же причине оренбургские кантоны назывались казачьими. У башкирского войска были сходства с казачьими, например, в управлении, но различия тоже были. Среди них можно отметить преобладание трудовой повинности над военной, вотчинное право на землю, чего казаки были лишены.
Кантонное устройство позволило Башкирскому войску стать одним из ведущих составляющих императорской кавалерии, но из-за игнорирования этнического состава расселения в наши дни они стали причиной для споров. Этот доклад демонстрирует корни противоречий в современных отношениях, поскольку кантонная документация используется как одна из аргументаций версии, что на востоке Татарстана преобладают именно башкиры. В зале многие учителя откликнулись на подобную точку зрения, поскольку каждый сталкивался с тем, кто признавал своих предков башкирами, опираясь на эти данные.
Халим АБДУЛЛИН, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории ИИ АН РТ, в своем выступлении продемонстрировал развитие татарского дворянства на примере рода Тевкелевых. Большой интерес был вызван отступлением о том, как формировалось татарское дворянство в Империи. Часть татарских князей и мурз спустя века после падения Казанского ханства уже вошла в состав российского дворянства через принятие православия, ведь в определенный период, в случае их отказа, они теряли свой статус и вотчины.
Изменение во внутренней политике по отношению к мусульманскому населению было вызвано победами на внешнем направлении, а именно присоединением Крымского ханства. Указ 1783 г. позволил принимать татар на военную службу с сохранением титула и звания. Хотя указ и был необходим для включения населения крымских татар в состав подданных Императорского Величества, казанские не стали лишать себя возможности служить. Однако, в отличие от крымчаков, они должны были доказать свое благородное происхождение. В 1784 г. вышел указ, позволивший вернуть себе утраченный в начале XVIII в. статус. Именно тогда и начался процесс поиска дворянских прав.
В 1796 г. в Оренбургской губернии был издан указ о восстановлении дворянского достоинства 235 князей татарского происхождения. В 1797г. указом были причислены к потомственному дворянству 350 князей и мурз, большинство из которых происходили из Оренбургской губернии. Однако ни один из дворянских родов в Казанской губернии не был восстановлен. Несмотря на это, 9 семей смогли заслужить себе дворянский статус собственными заслугами.
Также автор рассказал о воинской службе татар Приуралья в сословии башкирцев и тептярей, о татарах этого региона – нижних чинах регулярной армии в Российской империи.
Слегка вымотанный за время проведения форума зал буквально оживился, когда на сцену поднялся Фатих САФИН, директор Баланнинской школы Муслюмовского района. Он стал представителем другой, учительской точки зрения на обсуждаемые вопросы. В первую очередь им было заявлено, что история Муслюмовского района изучена мало, археологических исследований не проводится, хотя эта земля стала пристанищем для беженцев от христианизации, местом следования торговых караванов. Им было продемонстрировано множество случайных находок, монет, медальона выпущенного в честь 300-летия Императорского Дома Романовых.
Тем самым он хотел сказать, что история окружает нас повсюду, она заложена в топонимах, преданиях, именах. Внимание к событиям, протекавшим на местах, помогает описать изменения, определившие облик татарского народа. Однако для начала необходимо привить любовь к истории. Для решения этой задачи у него есть свое предложение. Больше 20 лет назад он, будучи директором школы, заказал за свой счет панно на стену школы, где изображалась татарская история и главные ее герои. Дети буквально учили историю благодаря ей. К сожалению, она была утрачена в процессе капитального ремонта, и сама уже стала историей, но её значение не пропало. Эта стена, сюжеты внесли свою роль в самоопределение детей. Такие, казалось бы, незначительные вещи проделывают огромную работу, они рождают в детях интерес к своему прошлому.
Говоря об итогах прошедшего форума, можно сказать, что он удался. Форум позволил ответить на многие вопросы, по-новому посмотреть на обыденные вещи. Однако, на мой взгляд он смог поставить задачу о формировании собственной повестки в отношении истории родного народа. Эту задачу одним днем не решить, а значит, у форума есть будущее, есть намеченные перспективы, а самое главное, есть интерес и осознание, что будущее, как и настоящее,– в наших руках.
Инсаф ГАЛЯУТДИНОВ
Фото Расихи ФАИЗОВОЙ





Комментарийлар