Логотип Магариф уку
Цитата:

Гости и жители Замоскворечья: Галимджан Баруди, Газиз Айдарский, купцы Ерзины, Мирсаид Султан-Галиев

Мы находимся в одном из залов Дома Асадуллаева – кто-то его называет Бальным залом, но до конца никто не знает его предназначение, кто-то считает, что здесь собирались люди до того, как войти в основной зал. Школа закрылась здесь в 1941 году. Последний выпуск состоялся за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Предполагалось, что это здание отойдет под военный госпиталь, однако он не открылся, и здание передали Наркомату иностранных дел под организацию курсов стенографисток. Сегодня молодым людям непонятно, для чего в те годы нужно было учиться печатать на стенографических печатных машинках. А тогда нужно было освоить курсы машинописи. Курсы эти просуществовали несколько десятков лет. Татары приходили, спрашивали разрешение зайти и посмотреть это здание изнутри. Кому-то разрешали, кому-то нет.

В 1989 году состоялся выпускной вечер татар, уже пожилых людей, которые когда-то в 1920–30-е годы здесь учились. Это были выпускники, в большой степени выпускницы разных лет, которые делились своими воспоминаниями. К сожалению, тогда не было принято часто фотографироваться, как сейчас. И не осталось ни одной фотографии с того вечера. Здесь в 1996 году красиво прошел вечер, посвящённый 90-летию Мусы Джалиля с участием его супруги Амины Кутдусовны и дочери Чулпан Мусеевны. Сюда приезжал Рафаэль Мустафин, вероятно, главный биограф нашего великого поэта. В 2003 году здесь состоялась передача этого здания в оперативное управление Культурной автономии татар Москвы. С тех пор более 20 лет здесь каждый день кипит жизнь. Стены здания украшает фотография, на которой запечатлен уникальный момент выступления. На ней можно увидеть экс-мэра Юрия Лужкова, первого Президента Татарстана, ныне Государственного советника Татарстана Минтимера Шаймиева. Это событие стало возможным во многом благодаря дружбе этих двух великих политиков. Большую роль в культурной жизни татар сыграла первый заместитель мэра Людмила Швецова. Она курировала социальные вопросы. На этой исторической встрече присутствовал муфтий Равиль Гайнутдин. Особую роль имеют августовские Дни Республики Татарстан в Москве. Наш полпред Равиль Калимуллович Ахметшин всегда выбирает масштабные площадки для их проведения, но одно мероприятие обязательно проходит в Доме Асадуллаева – в актовом зале всегда проходит встреча с татарскими писателями.

Здесь сохранился роскошный восточный декор. Когда несколько лет назад проходил ремонт, то штукатурку снимали. Под ней, за многослойной штукатуркой, которую делали еще в советский период, оказался свой родной восточный орнамент, принадлежавший замыслу архитектора этого дома Владимира Краузе. Этот ориентальный стиль отражается в дверях – они напоминают купола минаретов, традиционные татарско-мусульманские могильные камни, «гөмбәз»«купол». Дом Асадуллаева – это один из немногих московских домов, в котором сохранились внутренние интерьеры. Люди могут прикоснуться к камню или двери, как это делали сто десять лет назад. Это создает ощущение подлинности.

Предлагаю пройти в основной, Актовый зал, в котором проходило много событий, связанных с историей татарского народа. В мае 1917 года здесь состоялся Всероссийский мусульманский съезд. Он вошел в историю России, поскольку на нем впервые после Февральской революции проходило общественное обсуждение различных общественных вопросов. На этом съезде на альтернативной основе состоялось избрание муфтием Центрального Духовного Управления мусульман Внутренней России и Сибири (город Уфа) Галимджана Баруди. Вы знаете, что он был основателем и руководителем медресе «Мухаммадия», в которой обучение шло по новометодной системе (джадидизм) и преподавались светские предметы. Он в 1907 году был одним из организаторов съезда учителей татарских школ в Казани, но по обвинению был отправлен в Вологодскую губернию.

Спустя годы на основной сцене проходили татарские концерты, со своими стихами выступали Муса Джалиль, Хади Такташ и другие известные татарские личности. В стенах этого здания работал театр «Эшче», постановки которого проходили здесь под аншлагом. Его руководителем был профессионал Газиз Айдарский, а участниками труппы были рабочие и служащие, непрофессиональные артисты. Сегодня здесь также проходят краеведческие мероприятия и презентация книг о татарах, концерты.

 

Московская Историческая мечеть

 

Наша экскурсия в историческом центре татарской общины Замоскворечья продолжается. Выйдя из дверей Дома Асадуллаева, нужно свернуть налево, пройти до угла улицы и еще раз свернуть налево. Во дворе по адресу ул. Большая Татарская, д. 28 располагается Московская Историческая мечеть. Это старейшая сохранившаяся мечеть в Москве, построенная в 1823 году. По документам, первое упоминание о первой мечети датируется 1712 годом. Точно не известно, была ли она снесена в годы, когда в Москве свирепствовала чума или во время разрушительного пожара 1812 года. Спустя четыре года мусульмане подали прошение на строительство новой мечети, но получили отказ. И только через 11 лет генерал-губернатор Дмитрий Голицын дал поручение выдать разрешение построить одноэтажную каменную мечеть без признаков мусульманского культового сооружения. Под ее строительство участок подарил купец Назарбай Хашалов. И только в 1881 году, это уже было при правлении царя Александра II, было разрешено придать мечети канонический вид и достроить минарет и купол.

С 1937 года она не действовала, здесь располагались штаб гражданской обороны, военкомат и ДОСААФ. Первоначально мечеть не называлась Исторической, такое название она получила после возрождения в наши дни, когда был поднят минарет – он был снесен в 1967 году. В январе 1991 года решением Моссовета это здание передали мусульманской общине.

На протяжении XIX века и до начала XX века историческую мечеть – Тарих мәчете – возглавляли представители одной династии. Очень символично их вспомнить. Это Рафек Бекбулатович Агеев (годы служения – 18331867), Хайретдин Рафекович Агеев (18671913) и его зять Абдулла Хасанович Шамсутдинов (19131936). Они были глубоко образованными имамами и тесно дружили, один из них окончил Апанаевское медресе. Их привлекали в качестве переводчиков, Хайретдина Рафековича даже как переводчика Оружейной Палаты, когда туда поступали различные восточные диковины. К примеру, сабля подарок от персов и др. Для переводов в Наркомате иностранных дел приглашали имама Абдуллу Шамсутдинова. Жизнь его сложилась трагически – в 1936 году он был репрессирован в ходе дела о заговоре руководителей Центрального духовного управления мусульман и впоследствии через год был расстрелян. Его жизни посвящена поэма Равиля Бухараева «Московский мулла».

Еще одна интересная параллель с Татарстаном. Дочь Хайретдина Рафековича Ильсияр апа, с которой мы проводили интервью, родилась в деревне Тирся нынешнего Агрызского района Татарстана. Оказалось, что их домашняя работница была родом из этой деревни. Когда в Москве в 19191920-е годы было голодно, она посоветовала переждать это непростое время в ее родной деревне. Так в метрике рождения, а Ильясия (Ильсияр?) апа родилась в 1920 году, появилось это известное село.

К мечети примыкает административный корпус, который кажется совсем неказистым, однако он также исторический. Он был построен в 1913 году купцами Ерзиными. Здесь находилась религиозная школа – мектеп. Спустя семь лет после Октябрьской революции оно было отнято у мусульманской общины и здесь организовали коммунальные квартиры. На самом деле здесь располагалось общежитие работников культуры ТАССР, оно принадлежало Представительству ТАССР в Москве. Находились квартиры, в одной из которых жили Газиз Айдарский и его супруга Сара Садыкова. После того как Историческую мечеть вернули общине, это здание также было передано администрации.

 

Купцы Ерзины в Москве

 

Наша экскурсия продолжается. Несколько минут, и вы выходите на Большую Татарскую улицу, тут находится Татарский перекресток здесь все дома, которые располагаются на пересечении со Старым Толмачёвским и Озерковским переулками, принадлежали купеческим семьям. Один из них – это дом Хусаина Ерзина, недалеко дом купца Садыка Ерзина. Сейчас реставрируется дом, в котором в годы НЭПа здесь находилось халяльное заведение в виде столовой – его называли «Урга йорты». Это – название деревни в Нижегородской области, из которой были родом рабочие-татары, приходившие сюда покушать. Сзади нас располагается дом, который принадлежал одному из купцов общины – Абдулле Танееву.

Наиболее интересное историческое здание, которое располагается через дорогу, это доходный дом Фатихи Ерзиной. В нем в 1920-е годы жил видный татарский политический деятель, член Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) и активный участник Октябрьского вооруженного восстания Мирсаид Султан-Галиев. Он был женат на дочери хозяйки дома Фатиме Ерзиной. Сюда, в их квартиру, приходило много политических деятелей-большевиков из Татарии, Башкирии, Крыма, Средней Азии. Этот перекресток является концентрированным местом истории татарской общины.

Для многих может показаться странной фамилия «Ерзин». Согласно изысканиям генеологов, которые изучали родословную Ерзиных, эта фамилия происходит от мордвина-эрзи, когда-то принявшего ислам. Родное село Ерзина – это Азеево, которое располагается в Рязанской области, бывшей Тамбовской губернии. Сам он родился в небогатой крестьянской семье.

Жителям Татарстана село Азеево больше известно как родина Фикрята Табеева. У Ерзина от двух браков было десять детей. Всех детей он обеспечил, построил дома, а дочерей выгодно выдал замуж в Касимов и в Троицк, в богатую семью Яушевых. Сам он постоянно занимался полезными делами. Как вспоминали старожилы, был недостаточно грамотным, но читал Коран и не оставлял ни одного намаза. Все дела фирмы вел один из старших сыновей Садык Ерзин.

Одним из самых известных меценатов и благотворителей Москвы был купец Салих Ерзин, совладелец «Восточного торгового дома Салих Ерзин и сыновья». Он торговал бухарским хлопком, шелком, кожей, бухарским и калмыцким каракулем. В 80-е годы XIX века он пожертвовал крупную сумму денег на реставрацию, а фактически перестройку Исторической мечети Москвы. Сохранились воспоминания, что после завершения священного месяца Рамадан выстраивалась очередь из числа местных жителей, не только татар. Выходил слуга этого дома и раздавал ситец в несколько аршинов и деньги, пожертвования – фатыр садакасы. Его внучка Рауза Кастрова рассказывала, что о нем тепло вспоминали бабушки, проживавшие в коммунальных квартирах в Замоскворечье: «Был тут татарин, который в последние дни поста раздавал свои богатства. Не сам лично, а человек по его приказу».

Самую большую известность московский купец получил благодаря своему участию в финансировании строительства Московской Соборной мечети, которая располагалась по адресу на Выползов переулок, д. 7. Из сохранившихся архивов известно, что он полностью взял на себя финансирование ее строительства на огромную по тем меркам сумму в 40 тыс. золотых царских рублей. Эти события датируются 1904-м годом. В преддверии Олимпиады 1980 года в Моссовете и горкоме партии обсуждался снос мечети, но тогда за нее вступились известные политические лидеры ряда арабо-мусульманских стран.

Одна из усадеб Салиха Ерзина своим торцевым фасадом выходит на Большую Татарскую, а другим фасадом – на Клементовский переулок, 1/18 – он соединяет Большую Татарскую улицу с Большой Ордынкой. Усадьба была построена в конце XVIII века. Этот дом, некогда построенный для генерала Николая Дмитриевича Дурново, неоднократно менял своих владельцев до тех пора, пока его на старости лет не выкупил Салих Юсупович. Он приобрел его уже у потомков Петра Ионовича Губонина, который был основоположником общественного городского рельсового транспорта России. В 1862 году этот гений придумал и реализовал «конку», а спустя тридцать лет построил первый трамвай. При этом был известным благотворителем, активно развивал нефтяную, металлургическую, машиностроительную промышленность страны. К сожалению, его наследники промотали все его 20-миллионное состояние, а сам дом был заложен под кредит. Не имея возможности расплатиться по кредитам, они пришли к Ерзину, который жил в Татарской слободе и был уважаемым замоскворецким обитателем, с предложением заплатить его кредиты взамен дома. Подумав, Салих Юсупович принял решение именно так и поступить. Есть сведения, что сверх долгов за дом он заплатил Сергею Петровичу Губонину (сыну и наследнику) приличную сумму в размере 40 000 рублей им на безбедную жизнь.

Это был огромный дом, по сути, целая каменная усадьба, тут располагались различные деревянные постройки, каретный двор, сараи. Так, с 1903 года он стал принадлежать самому богатому татарину Москвы. Несмотря на то, что у него была большая семья, а часть его потомков разъехались по разным частям Замоскворечья, дом для них был велик. Когда здание было выкуплено Салехом Ерзиным, то в одной части располагалась его контора, а одну часть дома он сдавал для женской гимназии Львовой, которая располагалась в 20 комнатах на первом и втором этажах. Сам купец до конца своей жизни стремился не разбивать свой капитал, считал, что взрослые сыновья должны вести дело совместно. Был строг. Сохранилось воспоминание о том, что в один из дней, когда наступило время обеда и все собрались за столом, но ждали своего отца, который был на молитве. Трапеза начиналась только с его приходом, и все должно было под его контролем. Салех Юсупович был очень интересной личностью, скончался в 1911 году в возрасте 78 лет, оставив богатое наследство, и был похоронен на мусульманском Даниловском кладбище г. Москвы. Кстати, он когда-то сам выделил значительные деньги на возведение ее кирпичной ограды. Его дети продолжили торговое дело, однако революция 1917 года изменила уклад страны, новая власть лишила сыновей Ерзина состояния, а усадьба перешла в собственность государства. И сегодня этот дом напоминает о незаурядном москвиче.

СПРАВКА: «Московский миллионер, разбогатевший на железнодорожных подрядах. Губонин… начавший свою деятельность сперва десятником при постройке Московско-Рязанской железной дороги, а потом подрядчиком, забравшим и земляные работы по поставке камня, и наконец сделался владельцем крымской жемчужины Гурзуфа». https://www.mos.ru/upload/documents/files/642/AktviyavlennogoOKNKlimenovskiiperd1str1.pdf

СПРАВКА: Из документов Северного Страхового общества: «Снаружи и внутри оштукатурено, цоколь облицован камнем, подвал с духовыми печами, подвал и 1 этаж со сводами (оставшимися еще от генерала Дурново. – Д.М.), лестница из итальянского мрамора и подольского камня, перила мраморные, железные. Отделка комнат лепниной, искусственным мрамором, откосы окон и дверей тоже искусственного мрамора, потолки – лепнина с живописью и позолотой, полы – плиточные. Документ подписан электронной подписью. 6-мозаичные, досчатые, дубовый паркет. Окна зеркальные, двери дубовые и ореховые, печи голландские, изразцовые, унтермарковские камины израсчатые».

 

Сюмбель Таишева

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ