Индивидуальная работа с олимпиадниками по физике для достижения высоких результатов
Лейсан ВАЛЕЕВА, педагог-наставник, учитель физики ГФОУ «Лицей Иннополис»
У татарстанских олимпийских чемпионок по фехтованию есть девиз, они назвали его «4Т»: «Тренер, талант, терпение и труд». Этот девиз стал и моим девизом при организации олимпиадной подготовки по физике.
Как бы это ни звучало, на первом месте – тренер. Именно он должен сначала разглядеть таланты учащихся, а потом научить их трудиться и «терпеть» сложности: несмотря ни на что идти вперед, путем проб и ошибок находить свой путь, не изменять мечте, строить планы, намечать цели и шаг за шагом становиться лучше, успешнее и счастливее. Тренер, безусловно, должен любить своих подопечных, уважать их мнение, прислушиваться к ним и поддерживать, но в то же время он не может не проявлять строгость и требовательность. Кроме того, тренеру необходимо быть дисциплинированным, честным, справедливым, пунктуальным и прививать все эти качества олимпиадникам. Никогда тренер не должен забывать, что воспитывает сам его пример, поэтому учителю-наставнику приходится много и непрерывно работать и над собой тоже. Он должен научить детей соблюдать режим, составлять распорядок дня, план подготовки к олимпиадам различного уровня и – что всего важнее – должен научить придерживаться этого распорядка, постоянно работать над своим совершенством. Также немаловажной является и психологическая, эмоциональная составляющая подготовки учащихся к олимпиадам. Учащиеся должны быть единой командой, члены которой способны поддерживать друг друга, помогать товарищу в минуты неудач, совместно радоваться успехам каждого и вместе идти вперед.
Работа тренера с олимпиадниками продолжается в течение всего года, ни на день не останавливаясь – как у профессиональных спортсменов. Даже во время каникул учащиеся периодически ездят на различные учебно-тренировочные сборы в республике и за ее пределами, а также занимаются в различных олимпиадных школах очно или онлайн.
С новыми, только поступившими в лицей, учащимися работа начинается в начале учебного года, в сентябре. В 7-й класс лицея Иннополис ребята попадают после отбора на экзаменах, то есть уже достаточно подготовленные по математике. Физику учащиеся начинают изучать тоже в 7-м классе, а значит, проходят адаптацию к новым условиям проживания, обучения и воспитания наряду с адаптацией к новому учебному предмету. То, как пройдет адаптация к новому предмету, зависит не только от учащегося, но и от учителя физики, поэтому особое внимание учитель уделяет работе в 7-х классах. С самого начала – наряду с фронтальной работой со всем классом – необходимо организовать выявление наиболее способных к физике учащихся, а потом начать работать с ними отдельно. В неделю у учащихся 3 урока физики. Из 102 уроков в год на лабораторные работы отводится 21 урок. Это помогает не только заинтересовать ребят, замотивировать и показать прикладной характер предмета, но и выявить тех учащихся, которые в будущем будут успешны в решении экспериментальных – олимпиадных – задач.
Уже с первых дней учебы начинаются дополнительные занятия по олимпиадной физике. Конечно, на начальных занятиях это скорее углубление и отработка самых базовых физических навыков. Постепенно круг посещающих эти занятия сужается, так как некоторые учащиеся выбирают другие предметы для углубления. Все учащиеся лицея в 7-м классе решают школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике на платформе «Сириус». Так выявляются победители и призеры школьного этапа. Круг будущих олимпиадников снова сужается. Остается группа ребят, с которыми начинается подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ) по физике и к олимпиадам, которые входят в перечень олимпиад школьников, утвержденных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Параллельно с 7-ми классами тренер ведет подготовку уже сформировавшихся олимпиадников из среднего и старшего звена, то есть учащихся 8–11-х классов. Один из наиболее заинтересованных учащихся в начале учебного года составляет google-таблицу, в которую вносит все олимпиады по физике из перечня олимпиад школьников, утвержденных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на этот учебный год, и указывает ссылки на их сайты. Все олимпиады делятся на 3 группы согласно их уровням. Для каждой олимпиады сначала вносится срок регистрации. Каждый олимпиадник выбирает себе по несколько олимпиад различного уровня. В ходе подготовки информация постоянно пополняется: тренер вносит сроки первого отборочного этапа, второго – если он есть, а затем и финала (рис. 1).
Рисунок 1. Таблица для регистрации в олимпиадах

После того как учащиеся выбрали олимпиады, составляется другая таблица, в которой они указывают выбранные олимпиады и отмечают в ней свой результат (рис. 2). Эта таблица помогает тренеру в организации выездов на финалы олимпиад. Помогает она также и самим учащимся в заполнении мобильного календаря событий. Они создают напоминания о сроках регистрации на отборы и финалы олимпиад с помощью базовых приложений телефона.
С 8-го класса к олимпиадной подготовке учащихся присоединяется кандидат физико-математических наук А.Е. Заяц. Один день в неделю он занимается подготовкой к теоретическому туру олимпиад. Подготовкой учащихся к эксперементальному туру регионального этапа ВСОШ и к международной олимпиаде по экспериментальной физике IEPhO занимаются учителя физики лицея. Также 1–2 раза в год в лицей приезжают специалисты из МФТИ, это происходит в рамках проекта «Физтех регионам». Чем больше специалистов работает с ребятами, тем лучше: у каждого преподавателя свой стиль, своя методика, свой опыт – и это очень расширяет кругозор юных физиков.
Рисунок 2. Результаты участия в олимпиадах различного уровня
Накануне регионального и заключительного этапа ВСОШ и международных олимпиад учащиеся работают по индивидуальному учебному плану, согласно которому у каждого учащегося свое расписание. Посещение профильных предметов – математики, физики, информатики, русского и английского языков – обязательно. По остальным предметам учащиеся посещают уроки раз в неделю, а затем получают задания от учителей-предметников, выполняют их в удобное для них время и сдают в сроки, указанные учителем в индивидуальной траектории. Тренер-учитель ведет индивидуальный контроль над всем этим процессом. После возвращения с олимпиады по физике учащиеся возобновляют прежний режим и возвращаются к обычному расписанию.
Данная система еще не идеальна, однако она постоянно корректируется и поэтому уже сейчас дает высокий результат.





Комментарийлар