Патриотическое воспитание на уроке математики в 6-7 классе
Диляра РОМАНОВА, учитель физики и математики первой квалификационной категории средней школы № 5 Бавлинского района
«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Алексей Толстой
С начала 2021 года в России был запущен федеральный проект по патриотическому воспитанию граждан в контексте национального проекта в сфере образования – «Патриотическое воспитание граж дан Российской Федерации». В его рамках особое внимание уделяется укреплению воспитательного компонента обучения. Проект пред усматривает разработку и примене ние новых методов и форм для патриотического развития моло дежи, который тесно связан с ис торическими, культурными особен ностями и традициями страны.
Сегодня актуальность вопроса о патриотическом воспитании воз растает. Это связано с тем, что в современном мире мы наблюдаем пересмотр основных жизненных приоритетов: материальное начи нает превалировать над духовным, моральные устои подвергаются разрушению, усиливаются национа листические течения, молодежь присоединяется к различным ан тисоциальным группам. Кроме того, все более очевидным становит ся социальное расслоение общест ва. Владимир Путин в своем обращении к Федеральному Собранию отмечал, что иногда слово «па триотизм» используется с некото рой насмешкой. Но, все-таки, для большинства жителей России оно сохраняет свой исконно положи тельный контекст. Патриотизм должен стать тем стимулом, который способствует духовному возрожде нию нации и сплачиванию общества страны вокруг общих ценностей и интересов.
Педагогическая деятельность в нашем учебном заведении реа лизуется через программу патрио тического воспитания «Патриот». Она направлена на воспитание творческой личности, активной в со циальной жизни, осознающей свою национальную гордость и несущей ответственность за судьбу Родины и свое будущее. Принципиальная миссия для школы и педагога заключается в прививании ученику ключевых ценностей, таких как: знание, человечность, преданность Родине.
Согласно Государственной программе патриотического воспита ния, патриотическое воспитание включает в себя развитие у уча щихся чувства принадлежности к истории родного города, а также формирование чувства гордости и любви к своему краю. В своей преподавательской практике я ста раюсь способствовать решению этой задачи. Многие воспринимают математику как слишком абстракт ный предмет, что, кажется, делает его не лучшим инструментом для патриотического воспитания. Тем не менее я убеждена, что школьное математическое образование не должно ограничиваться только передачей определенного объема знаний и умений. Учителя математики сталкиваются с задачей не менее значимой – использовать потенциал своего предмета для формирования личности учеников.
В процессе математического обучения воспитательные моменты проникают через четыре основ ных элемента: содержание образо вательного процесса; методы и подходы к преподаванию; рабо ту с возникающими случайно или намеренно созданными воспиты вающими ситуациями; личность и авторитет самого педагога.
Что касается развития патриотиз ма через изучение математики, ос новные методы включают: использование историко-математических данных; организацию нетрадицион ных занятий; решение приклад ных и задач с элементами патрио тической направленности; внеуроч ную деятельность.
На уроках математики и на внеурочных занятиях я провожу бесе ды с учащимися и прошу под готовить презентации о таких выдающихся математиках – наших соотечественниках: Михаиле Васильевиче Ломоносове, Ни колае Ивановиче Лобачевском, Пафнутие Львовиче Чебышеве, Софье Васильевне Ковалевской, Андрее Николаевиче Колмогорове и других. Я также делюсь с уче никами информацией о вкладе математиков М.В. Остроградского и П.Л. Чебышева в прогресс военного оборудования. Наши математики проводят значительную работу по созданию теории вычислительных систем, которая находит примене ние в области военной и кос мической техники. Можно привести множество примеров, касающихся научных исследований матема тиков, направленных на укрепление обороноспособности страны.
Также предлагаю учащимся использовать историко-математичес кие данные для выбора темы про ектной деятельности. Например, «Вклад математиков в победу в ВОВ», «Неевклидовая геометрия Н.И. Ло бачевского», «Математические задачи о Республике Татарстан», «Из вестные татарские математики и их открытия», «Геометрические узо ры в костюмах народов России», «Город Бавлы в таблицах и диаграм мах» и т. д.
Выбор математических примеров и заданий, соответствующих ди дактическим и методическим требованиям, играет ключевую роль в процессе патриотического образо вания на уроках математики. Зада чи, содержащие исторические факты, стимулируют интерес учеников к изучаемому предмету и расширяют их кругозор. Такой под ход превращает математику в захватывающий урок, который не только ориентирован на фор мулы и вычисления, но также вдохновляет чувства причастности к достижениям своей страны и предков. Задачи с практическим контекстом могут заставить уча щихся задуматься о трудностях военного времени. Создание таких заданий не составляет большой сложности. Главное — подобрать содержание, которое произведет неизгладимое впечатление на детскую душу. Можно организовать целый урок по определенной теме морального или патриотического воспитания, либо же использовать одну-единственную задачу, как по вод для сообщения интересных фактов.
Приведу примеры некоторых за дач, используемых мной на уроках.
Задача № 1. Постройте столбча тые диаграммы по данным таблиц о переломных сражениях Великой Отечественной войны: А) Московская битва (30. 09. 1941 – 20. 04. 1942)
Задача № 2. Решите примеры. Каждому ответу соответствует определенная буква. Расставьте буквы в том порядке, в котором стоят ответы в таблице, и вы узнаете фамилию татарского прозаика, поэта и драматурга – нашего земляка, уроженца Бавлинского района:
Задача № 3. Известность нашему Бавлинскому району принесла нефть. Из нефти получают бензин (выход – 25 % от массы нефти) и мазут (55 %). При дальнейшей переработке мазута получают еще некоторое количество бензина (выход – 60 % от массы мазута). Рассчитайте массу бензина, который будет получен из нефти массой 200 кг.
Приведу пример внеурочного мероприятия по математике, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Внеурочное занятие по математике, посвященное Дню Победы
Цели: повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся; умение применять математические знания к решению текстовых задач; расширение кругозора учащихся; развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы; воспитание любви к родной стране, ее истории; развитие самостоятельности, взаимопомощи при работе в группе, сообразительности; воспитание активности и аккуратности.
Задачи:
• образовательные: формировать умение решать текстовые задачи; формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, обобщать изучаемые факты; логически излагать свои мысли;
• развивающие: развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания;
• воспитательные: воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, упорство; развивать интерес к математике, к учению; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны учителя; развивать любовь и гордость к родной стране, ее истории.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: формировать умение решать текстовые задачи с помощью составления их математических моделей;
личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; метапредметные:
регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения;
коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции;
познавательные: создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет необычное занятие. И, чтобы начать, вам нужно разгадать шифр. На экран выводится задание «Шифр». Задача 1. «Шифр» Решив устно все примеры и правильно соотнеся ответы с нужными буквами в алфавите, вы сможете прочитать тему урока.
Актуализация знаний
Учитель. Итак, наш урок сегодня посвящен Великой Отечественной войне, ее цифрам и фактам. С каждым годом ужасные времена той борьбы все дальше уходят от нас, и, казалось бы, что все забывается, и раны заживают. Но чем больше времени проходит, тем светлее становятся страницы героизма русского народа.
22 июня 1941 года в 4 часа утра немецкие войска подло напали на нашу страну без предварительного объявления о начале боевых действий. Несмотря на это, наша страна одержала победу.
Решение задач
Учащимся предлагается решить задачи. Тексты задач выдаются на карточках, а также выводятся на экран.
Учащиеся в группах составляют краткие записи к задачам, чертежи (если требуется) и решают задачи. Несколько учащихся решают у доски.
Задача 2. «Казанские бомбардировщики»
В годы ВОВ 22-й авиационный завод г. Казани выпустил более 10 тысяч знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Они до 1943 года были основной ударной мощью бомбардировочной авиа ции. Каждый шестой боевой са молет, выпущенный в годы войны, получил путевку в небо в Казани. В Казани выпускались страте гические бомбардировщики Пе-8, опережавшие в то время лучшие образцы самолетов этого класса во всех воюющих армиях. Создатель бомбардировщиков Пе-2, Пе-8 Владимир Петляков вплоть до своей трагической гибели в начале 1942 года был главным конструктором 22-го завода. Во время тестовых полетов Владимир Петляков производил вылет на истребителе Пе-2, скорость которого 600 км/ч, и пролетел расстояние на 2 часа меньше, чем на истребителе Пе-8, скорость которого 400 км/ч. За какое время преодолеют оба ис требителя расстояние 1000 км?
Задача 3. «Хлеб войны»
Состав хлеба от 20 октября 1941 года: ржаная мука – 63 %, солодовая мука – 12 %, овсяная мука – 8 %, отруби – 8 %, соевая мука – 4 %, мука из затхлого зерна – 5 %. Сколько граммов продуктов каждого наименования входило в состав хлеба, если масса буханки хлеба 1 кг?
Задача 4. «Потери» Численность населения СССР на середину 1941 года определяется в 196,7 млн человек. За время Великой Отечественной войны погибло 13,8 %. Определите человеческие потери в ВОВ?
Задача 5. «Наши танки»
В СССР с 1940-го по 1945 годы было выпущено 56000 средних танков. Танков Т-34 было выпущено 60 % от этого количества. Танков Т-34-85 было выпущено 40 %. Сколько танков Т-34 и Т 34-85 было выпущено?
После решения каждой задачи ответ проверятся и обсуждается.
Учитель. Вот и подошло к концу наше занятие. Почтим же светлую память погибших минутой молчания (включается запись метронома).
Рефлексия
Учащимся предлагается продол жить предложение:
– Над какой темой работали на занятии…
– На занятии я понял …
– Для меня было сложно …
Учитель. В конце нашего сего дняшнего путешествия я хочу по желать вам знать историю нашего народа, нашей Родины, гордиться своими корнями. А еще мирного неба над головой!
Фото: freepik.com
Комментарийлар