«Сохраняя традиции, вперед к инновациям!»
Многопрофильная школа № 181 славится своей многогранностью. Директор школы Дина АБДУЛЛИНА считает, что именно это позволяет учебному заведению оставаться средой, в которой для развития ребят есть множество возможностей. Здесь ребята абсолютно вольны в выборе не только внеурочной активности, но и предметов для изучения. Например, в старших классах есть профили: технологический и универсальный с двумя направлениями – химико-биологическим и гуманитарным. Все дисциплины ученики изучают не просто сидя за партами, а всецело вовлекаясь в процесс. Мы также познакомились с деятельностью этой уникальной школы.
– Дина Альбертовна, можно сказать, что деятельность школы непосредственно зависит от руководителя. Вы уже много лет работаете в сфере образования. Скажите, какие задачи вы ставите перед собой и коллективом?
– «Сохраняя традиции, вперед к инновациям!» – под таким девизом школа, в которой обучаются более 2100 детей, уверенно развивается в современном мире. Создание в ней современной и безопасной среды – ключевая задача системы образования. Формирование таких ценностей, как открытость, диалог, уважение и любовь к коллегам, детям и родителям – важный элемент направления в руководстве школой. Школа сегодня должна готовить учеников к происходящему быстрее, чем когда-либо прежде. Обучать профессиям, которые еще не созданы, учить отвечать на социальные вызовы, которые мы себе не можем представить, обучать технологиям, которые еще не изобретены. Она должна объяснить детям, что все в мире взаимосвязано, научить их ценить и принимать различные точки зрения и взгляды, принимать на себя ответственность за коллективное благополучие и процветание. Первостепенная задача сегодня – сделать преподавание уделом профессионалов, обладающих передовыми знаниями и работающих в условиях культуры сотрудничества. Недостаток профессиональных кадров – одна из ключевых проблем.
– Какой путь вы прошли до того, как стать директором школы?
– В сфере образования я работаю 30 лет. По окончании университета мое становление как педагога состоялось в Профессиональном лицее № 42 в должности мастера производственного обучения, также я работала в Центре детского творчества и досуга в качестве педагога дополнительного образования. Примером для меня была моя мама, которая работала преподавателем химии, она заряжала меня творческой энергией в кругу педагогов, и я стала учителем технологии в школе-новостройке № 174, помню свои первые уроки, подготовку к ним. Во время проведения первых уроков, конечно же, чувствовалось волнение, а после него – чувство счастья. Не обошел меня и конкурс «Учитель года», где я заняла 2-е место. Это для меня очень почетно. В этой же школе я стала заместителем директора по воспитательной работе.
По программе «Бәләкәч» в Казани в 2011 году были построены детские сады – в одном из них я стала руководителем, проработав 6 лет.
В 2017 году в Казани начали активно строить и школы – и вот уже семь лет я работаю директором 181-й школы. Можно сказать, что образование мне знакомо начиная с детского сада.
– Чем ваша школа отличается от других общеобразовательных учебных заведений? Поделитесь вашей «кухней» – какие самые главные задачи перед собой вы ставите и какие у вас требования к своим ученикам?
– Наша школа очень многогранна, и в этом ее сила. Это и выбор внеурочной деятельности и дополнителного образования, и даже подход к работе с каждым ребенком. Изюминка в том, что здесь реализуется модель «Многопрофильная школа». Наш принцип – предоставить ученикам возможность развиваться во всех направлениях, и для этого созданы все условия. Располагаясь в районе-новостройке, школа играет роль социально-культурного центра, в котором работают различные кружки: спортивные – плавание, баскетбол, волейбол, бадминтон; бальные танцы; технические, художественные, программирования, танцевальная, музыкальная школы, школа дошколят.
– Уровень школы обычно определяется победителями олимпиад, баллами, полученными на ЕГЭ. Как у вас обстоят дела в этом направлении?
– Да, этот год показал, что наши дети хорошо справились с учебной программой и показали высокие результаты. По итогам 2024 года наивысший балл ЕГЭ набрали 2 учащихся по русскому языку и профильной математике. 4 ребят уже знают о своем поступлении в вуз по итогам олимпиад. Также гордимся призером Всероссийской олимпиады школьников по экологии. В этом году возросло и количество ребят, которые претендуют на аттестат с отличием как после 9-го, так и после 11 классов – суммарно их 28.
– В последние годы многие школы имеют свою специализацию: появились инженерные, IT-лицеи, работают языковые школы. Есть ли такая специализация в ваших классах?
– Мы три года развиваемся по инженерному направлению под руководством Венеры Хайрутдиновой, руководителя Центра, и входим в состав проекта Инженерная Республика – развивая дополнительное образование с КНИТУ-КАИ. «IT мир» – это школа, в которой каждый ученик имеет возможность приобрести навыки культурного практического применения современных интерактивных технологий в соответствии со своими интересами. Ребята создают собственные цифровые продукты, выступают с защитой проекта на НПК.
В этом году школа вошла в республиканскую программу «ПромХимТех» – школьная лига в сотрудничестве с КНИТУ (КХТИ). Старшеклассники расширяют знания под патронатом компаний-партнеров: «Сибур», АО «Аммоний», ООО «Газпром Трансгаз Казань» – посещают лаборатории, лекции, участвуют в конференциях, олимпиадах, конкурсах.
– Многие школы и гимназии сотрудничают с преподавателями вузов. Их учителя проводят занятия и в старших классах. У вас тоже есть такой опыт?
– Да, к нам приходят в рамках дополнительного образования педагоги из КНИТУ-КАИ. Мы стараемся сформировать систему непрерывной подготовки, позволяющей совместить традиции классического школьного образования с начальной инженерной подготовкой.
– Какие направления выбирают выпускники вашей школы?
– Пятьдесят процентов ребят выбирают технические и технологические направления, сдавая физику, математику и информатику, сорок процентов – социально-гуманитарное направление. Оставшиеся десять процентов – медицину, спорт, архитектуру и другие направления.
Полное интервью читайте в сентябрьском номере «Магариф»
Фото: Альберт Сабир
Комментарийлар