Творческий проект, как механизм реализации ФГОС в I классе
Творческий проект – это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной и выполненный под руководством учителя.Одна из...
Творческий проект – это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной и выполненный под руководством учителя.
Одна из задач метода творческих проектов заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Имея сумму знаний по теме, учащиеся через проектную работу показывают их практическое применение.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. В I классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Метод творческих проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определённого времени (кратковременные, средней продолжительности и долговременные проекты).
В этом году, приступая к реализации ФГОС в I классе, я решила апробировать метод творческого проектирования во внеурочной деятельности. На проектную деятельность в первом классе отводится 1 час в неделю.
В первой четверти я проводила с детьми ознакомительную работу, используя такие темы:
I. Введение (1 час)
1. Что такое проект. (Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов. Понятия: проект, проблема, информация).
II. Учимся делать проекты (7 часов)
2. Что такое проблема. (Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования).
3. Как мы познаём мир. (Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт).
4-5. Школа «почемучек». (Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».Понятия: гипотеза, вопрос, ответ).
6-7. Удивительный вопрос. (Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ).
8-9. Источники информации. (Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации)
Во второй четверти в нашей школе были организованы два творческих проекта по теме:
- «Сердечко для мамы».
- «Покормите птиц зимой».
Но первоклассники еще не готовы выполнять такую работу самостоятельно. Поэтому я в первую очередь подумала о необходимости привлечь к работе над творческими проектами родителей. Участие в этих двух проектах объединило педагога, родителей и детей с помощью нашей общей деятельности. После небольшого обсуждения мы приняли совместное решение, что каждая желающая участвовать в общешкольном проекте семья выполнит своё индивидуальное задание («Сердечко для мамы», кормушка).
Выполнение подобных заданий даёт возможность собраться вместе за семейным столом или дружной компанией, чтобы весело и увлекательно провести время! А так же, выполняя индивидуальные творческие проекты совместно с родителями, я постепенно подвела детей к выполнению индивидуальных самостоятельных проектов.
Начиная с третьей четверти, учащиеся моего класса начали выполнять индивидуальные творческие проекты в классе. А затем апробировали работу в парах. Например, для выполнения проекта «Мой папа (дедушка) защитник Родины» дети принесли из дома фотографии папы или дедушки, различные иллюстрации, рисунки. В классе из подобранного материала дети изготавливали коллажи на тему проекта, а затем защищали его в форме устного рассказа.
Работу над проектом «Как рождается книга» дети выполняли, работая в парах. Однажды, разбирая детские рисунки, я их «уронила», и все листочки разлетелись. Один из учащихся предложил их собрать все вместе и сделать большой альбом. Возникла проблема, каким образом можно это сделать. Мы всем классом обсудили, кто работает над созданием книг. При обсуждении вспомнили, что в этом деле принимает участие много людей: писатели, наборщики, художники, редакторы. Сформулировали цель проекта: силами учащихся создать книгу «Наши домашние любимчики» для всеобщего пользования. Для этого работая в парах, дети изготовили по одной странице, а затем скрепили все страницы вместе.
В четвертой четверти я запланировала выполнить с детьми групповой творческий проект «Космические фантазии» и посвятить его «Дню космонавтики».
Самое сложное для учителя – суметь раскрыть творческие способности своих учеников. Не следует забывать: все дети талантливы. В настоящее время проектная деятельность учащихся рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов повышения качества общего образования, одно из главных средств формирования компетенции, а ее результативность – как ведущий критерий современного качества образования. Приобщение школьников к проектной деятельности способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества.
Елена РУСИНОВА, учитель начальных классов средней школы №1 имени Н.М.Максимова г. Нижнекамска.
Комментарийлар