Логотип Магариф уку
Цитата:

Цифровой помощник для учителя: как нейросети помогут вам творить, вдохновлять и экономить время

Учителя всегда в поиске – мы ищем новые способы сделать свои уроки ярче, а работу эффективнее. Сегодня мы поговорим об одном из самых значительных технологических прорывов последних лет. По разным подсчетам, искусственный интеллект на постоянной основе используют 20– 45% учителей; по моим личным наблюдениям, самые опытные из коллег этот инструмент пока обходят стороной. Для многих нейросети – это то, при помощи чего ученики нечестно выполняют домашние задания. Да, такое тоже есть.

Виолетта КИРИЛЛОВА,

учитель биологии и географии

первой квалификационной категории

лицея № 131 города Казани


 

Нейросети, как и любое изобретение, можно использовать как во благо, так и во вред. Давайте посмотрим на них не как на угрозу, а как на союзника в нашем нелегком труде.

Что такое нейросеть, если объяснять просто?

Представьте себе очень старательного помощника-эрудита. Вы просто пишете задание в окошко текстом – так же, как пишете задание в текстовое поле – так же, как формируете запрос в интернете, – а он невероятно быстро анализирует миллионы книг, статей, картинок и сайтов на разных языках мира и генерирует для вас ответ в виде текста, плана, идеи или изображения.

Это и есть нейросеть (или искусственный интеллект, ИИ). Это инструмент, подобный калькулятору для математика или микроскопу для биолога. Он не думает, как человек, но умеет обрабатывать гигантские объемы информации и выдавать результат по вашему запросу.

Почему педагогам может быть комфортно работать с нейросетями?

Вам нужно написать план урока или составить задания? На это уходит время? А можно просто напечатать (или продиктовать): «Напиши план урока географии по теме «Атмосферное давление» для 6 класса» или «Помоги составить задачи по теме «Дигибридное скрещивание». ИИ сделает это за секунды. Главным экспертом остаетесь вы: нейросеть готовит черновик, а вы вносите в него душу и опыт. Вы – режиссер, а ИИ – ваш помощник, который берет на себя рутину. Это сохраняет ваши время и энергию для самого главного – творчества на уроке и живого контакта с детьми. Это не сложно, это доступно и очень полезно в нашей работе.

Чтобы начать пользоваться нейросетью, не нужно быть программистом или техногением. Достаточно иметь телефон или компьютер с интернетом. Это так же просто, как зайти на сайт с прогнозом погоды.

С чего можно начать?

Попробуйте прямо сейчас! Нейросети разнообразны по виду выполняемых задач, есть бесплатные и платные; в этом разнообразии каждый найдёт для себя что-то по душе. Есть версии настолько простые, что с ними справляются даже ваши ученики, и довольно сложные, которые используют в своей работе профессионалы.

С чего же начать работу с этим новым для нас продвинутым инструментом?

  1. Можно скачать приложение для работы с нейросетью на свой смартфон или просто напечатать в поисковой строке интернет-браузера слова «нейросеть Алиса», «GigaChat», «DeepSeek», «ChatGPT» или название любой другой известной вам нейросети. Далее выбрать нажатием понравившийся вариант на странице результатов поиска, после чего ИИ с готовностью спросит: «Чем вам помочь?» или «How can I help you today?» – и в том, и в другом случае вы можете ответить на русском языке, нейросеть вас поймет.
  2. Нужно научиться правильно формулировать запрос, или промпт, как говорят специалисты (от англ. prompt — «подсказка»). Чем подробнее мы сформулируем запрос, тем точнее будет результат.

Я написала: «Привет, DeepSeek! Представь, что ты учитель биологии в школе в России. Составь тест для учеников 8 класса по теме «Строение насекомых». В тесте должно быть 15 вопросов, у каждого вопроса – 4 варианта ответа». Что у меня получилось, вы можете проверить сами, проделав аналогичные действия. Интересный нюанс: у каждого из вас результат будет своим, даже если вы будете использовать одну и ту же нейросеть. Да, именно так это и работает, это особенность ИИ (спросите у нейросети, почему так происходит?). Вы можете просить добавить нотку юмора в тестовую работу, составить задачу в стиле детектива (я как-то раз создала ряд задач по генетике с детективным сюжетом!) или что-то еще. Можно попросить нейросеть структурировать ответ, например: «Составь план урока в виде таблицы с колонками: «Этап урока», «Время», «Действия учителя», «Действия учеников».

Запросы могут быть разными не только по содержанию, но и по формату! В зависимости от задачи, вы можете использовать:

  1. Изображение – чтобы отредактировать картинку, убрать лишнее или сделать из фото рисунок.
  2. Формулу – для решения.
  3. Аудиозапись – для расшифровки.
  4. Данные – для анализа.

Нейросети даже помогают проверять работы учеников (приложение ZipGrade, которое начали тестировать и в России) и адаптировать материалы под разный уровень подготовки учеников.

Если вам захочется глубже изучить возможности применения ИИ – вы можете найти соответствующие курсы для повышения квалификации или расширения личного кругозора. Например, наши преподаватели информатики сообщили мне, что Яндекс Учебник запустил бесплатные онлайн-курсы для педагогов и школьников, чтобы научить желающих эффективно использовать ИИ-инструменты.

О чем важно помнить

  1. Нейросеть может ошибаться. Учитель всегда должен быть финальным редактором и экспертом. Особенно важно помнить о свойстве ИИ порождать «конфабуляции» – правдоподобную, но вымышленную информацию. Всегда перепроверяйте факты, цифры, исторические даты, имена и научные данные.
  2. Безопасность данных. Не загружайте в нейросети конфиденциальную информацию, включая персональные данные учеников, свои паспортные данные и другие чувствительные сведения.
  3. Академическая честность. Четко договаривайтесь с учениками о правилах использования таких инструментов. Списывание сочинения у нейросети – это такое же списывание. Важно учить детей использовать ИИ как помощника для идей и шлифовки, а не как генератор готовых работ.

Сегодня тысячи учителей по всей стране делают первые шаги в использовании нейросетей. Они самостоятельно, методом проб и ошибок, находят способы применять ИИ для пользы образовательного процесса. Эта инициатива снизу заслуживает всяческой поддержки и, что самое главное, грамотного системного направления. Это гарантирует, что учителя получат не разрозненные советы, а выверенные, этичные и эффективные методы интеграции ИИ в учебный процесс. Это даст массовый качественный скачок всей системе образования.

Давайте вместе создадим будущее, где технологии служат во благо учителю, освобождая его время для главного – воспитания и вдохновения новых поколений.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ