Елена Скобельцына: «Для достижения высоких результатов должна быть создана мотивирующая среда»
В этом году директор лицея им. Н.И. Лобачевского КФУ (одного из самых известных в России) Елена Скобельцына стала членом Общественной палаты РТ. Сегодня она входит в состав Комиссии по развитию образо...
В этом году директор лицея им. Н.И. Лобачевского КФУ (одного из самых известных в России) Елена Скобельцына стала членом Общественной палаты РТ. Сегодня она входит в состав Комиссии по развитию образования, науки и просветительской деятельности. Сразу после подведения итогов учебного года 2022/2023 мы встретились и обсудили самые актуальные вопросы, которые нужно пересмотреть в ближайшее время.
С ЧЕМ СТАЛКИВАЮТСЯ
ТАТАРСТАНСКИЕ ПЕДАГОГИ?
– Недавно на встрече с ректором Ульяновского государственного университета, доктором физико-математических наук Борисом Костишко мы обсудили проблемы современной школы. Как и у нас, в Ульяновской области наблюдается нехватка учителей по физике, а учащиеся не стремятся выбирать ЕГЭ по данному предмету. Свою профессиональную карьеру вы тоже начинали преподавателем физики. Как у вас обстоят дела?
– ЕГЭ по физике – это экзамен по выбору. В нашем лицее физика является профильным предметом, который ученики 10-11 классов изучают на углубленном уровне. Физику в лицее преподают не только учителя высокого класса, но и ученые КФУ. Тем не менее выпускники лицея, обладая достаточно высоким уровнем подготовки по этому предмету, не стремятся сдавать ЕГЭ по физике, а в качестве профильного предмета чаще выбирают информатику.
– Недавно в Татарстан приезжали министры образования двадцати стран. На пленарном заседании обсуждали текущее состояние образования и перспективы. Какие вопросы хотелось бы поднять на августовском совещании педработников?
– Считаю, что в нашей республике должна вестись активная работа по подготовке и привлечению в школы нового поколения учителей математики и физики, так как действующий контингент учителей по этим предметам год от года взрослеет. Мое мнение подтверждают данные статистики Минпросвещения, согласно которым на смену старшему поколению идет вчетверо меньше молодых педагогов. Основными причинами нежелания выпускников педагогических вузов работать в школе являются большая ответственность учителя за результаты обучения школьников, низкий уровень мотивации самих учеников к самостоятельной учебной деятельности, подпитывающийся неоправданными надеждами детей и родителей на волшебство репетиторов. Высокие требования семьи и общества к учителю в совокупности с невысокими зарплатами снижают привлекательность профессии педагога для молодежи. Многие будущие учителя уже со студенческой скамьи подрабатывают репетиторами (в том числе онлайн), не владея методикой обучения, а порой и необходимыми знаниями предмета. В результате у несостоявшегося учителя формируется устойчивое стремление обеспечить себе поток учеников-клиентов, а не расти профессионально.
Особенно остро встает вопрос с подготовкой и привлечением в школу молодых учителей математики и русского языка. Потребность школьников в грамотных учителях по этим предметам связана с тем, что результаты ОГЭ и ЕГЭ школьников по математике и русскому языку влияют на возможность выпускника продолжать образование на следующем уровне в приоритетном для него профильном направлении. Известно, что результаты ОГЭ и ЕГЭ влияют на самооценку не только ребенка, но и учителя.
В свою очередь, востребованность учителей математики порождает негативную тенденцию в среде будущих учителей физики, которые уже на этапе обучения в магистратуре или в начале педагогической карьеры стремятся переобучиться на учителей математики или информатики. Это связано с тем, что физика относится к разряду самых сложных школьных предметов, обеспечивающих связь науки с жизнью с опорой на знания математики и других предметов.
Актуальность воспитания и привлечения в школу нового поколения талантливых учителей математики, физики, химии, биологии, информатики обоснована тем, что благосостояние нашей страны и ее народов во многом зависит именно от того, насколько хорошо мы обучаем наших детей этим наукам. Чтобы подготовить необходимое для страны количество инженеров, врачей, учителей, нужно повысить качество подготовки школьников– будущих абитуриентов по этим предметам.
На мой взгляд, пока в школах республики работают высококлассные учителя-наставники, следует предпринять соответствующие шаги:
–провести исследование потребности системы образования Республики Татарстан в учителях естественных наук, математики и информатики;
– разработать систему мер (например, гранты для молодых учителей математики, физики, химии, биологии, русского языка; увеличить доплату за проверку тетрадей учителям математики и русского языка и др.), повышающих привлекательность профессии учителя по перечисленным выше предметам для выпускников педагогических вузов;
– вузам усилить практическую направленность подготовки будущих учителей математики, информатики и естественных наук под руководством опытных учителей и наставников, труд которых будет соответственно оплачиваться, а не только поощряться в нематериальной форме словами «Молодец!» и «Спасибо»;
–органам управления образованием, организациям, ответственным за повышение квалификации руководителей школ, детально изучать опыт выращивания педагогов в коллективах школ и распространять его в образовательном сообществе. В нашем лицее свою эффективность в системе подготовки молодого поколения учителей зарекомендовали проекты «Растим учителя», «Вожатый 2.0», организация педагогической практики студентов в форме «Студент – ассистент учителя» в условиях образовательного кластера «КФУ – Лицей имени Н.И. Лобачевского»;
– специализированным учреждениям, обеспечивающим непрерывное дополнительное профессиональное развитие учителей, необходимо создавать площадки для трансляции своего педагогического опыта в формате практических семинаров, в том числе в режиме онлайн, лучшими учителями математики, физики, химии, биологии, информатики.
– Елена Германовна, вас в этом году избрали членом Общественной палаты Республики Татарстан. Какие вопросы рассматривались на заседании в июле месяце?
– Были заслушаны выступления председателей комиссий, в том числе доклад Тамары Федоровой, которая возглавляет нашу Комиссию по развитию образования, науки и просветительской деятельности. На заседаниях комиссии освещаются вопросы, связанные с Годом педагога и наставника, и касающиеся воспитания и обучения детей, проявляющих способности и таланты. Особое внимание уделяется работе с семьями обучающихся и повышению активности участия родительской общественности в жизни школы. Членами Общественной палаты РТ проводятся различные мероприятия, направленные на сохранение культурного наследия и традиций народов, проживающих в нашей многонациональной Республике Татарстан. Было проведено много мероприятий экологической направленности. Наши лицеисты приняли участие в акции гражданской инициативы «Защита Казанской Швейцарии», организованной Общественной палатой РТ. Надеюсь, что на одном из заседаний будет рассмотрен вопрос подготовки и привлечения в школы нового поколения учителей математики и физики, поскольку во многих школах учителей по этим предметам не хватает.
– Одна из причин ухода педагогов из школ связана с уровнем зарплаты. Одни занимаются репетиторством или уходят работать в онлайн-школы, другие выбирают работу в других отраслях. Приходилось слышать, что в онлайн-школы уходят те учителя, которые подготовили победителей олимпиад.
– С этим мнением я не соглашусь. Нет статистики, подтверждающей возможность серьезной подготовки школьников к олимпиадам в онлайн-школах. При этом нередко тренеры олимпиадной подготовки высочайшего уровня проводят занятия онлайн, чтобы обеспечить доступность для школьников из разных регионов.
К олимпиадам готовят тренеры олимпиадной подготовки, часто в этой роли выступают в содружестве школьные учителя, педагоги дополнительного образования, ученые. Для высокоуровневой олимпиадной подготовки школьников необходимы мотивирующая среда и стимулирующее окружение равных или превосходящих по интеллектуальному развитию сверстников. Система олимпиадной подготовки школьников предполагает создание конкурентной среды, в которой школьники, применяя знания в новой творческой ситуации, учатся сотрудничать, делиться опытом, упорно трудиться, а также конкурировать с равными и более сильными участниками олимпиадного движения не только Республики Татарстан, но и Российской Федерации, а также школьниками из разных стран.
В нашем лицее такой средой является олимпиадный клуб «Лицей 2.0».
Системная интенсивная олимпиадная подготовка школьников по профильным предметам ежегодно приносит значимые результаты. Так, в 2023 г., как и в предыдущие 11 лет, наш лицей вошел в топ-3 по количеству победителей и призеров всероссийских олимпиад заключительного этапа. Учителя лицея подготовили 23 победителя и призера олимпиад по экологии, химии, математике, экономике, информатике и географии.
– В образовательной сфере Татарстана созданы отличные условия: строятся новые школы, проводятся различные мероприятия, нацеленные на повышение профмастерства педагогов. Елена Германовна, Вы возглавляете лицей с 2003 года и, как никто другой, отлично знаете об основных проблемах системы образования.
– Во-первых, как я уже говорила выше, наиболее актуальной проблемой современной системы образования считаю подготовку и привлечение в школы педагогических кадров нового поколения. Назревает ситуация, когда, кроме профессионального призвания, педагогам нужна дополнительная мотивация. Для того чтобы высокообразованные педагоги работали в школе, нужно создавать специальные условия и изыскивать разные подходы для их стимулирования. Без особых условий, в том числе нематериального характера, крайне сложно создать педагогический коллектив, готовый к саморазвитию. К таким условиям, без сомнения, относятся: внутри-
школьная система наставничества, наличие корпоративной культуры наставничества в школах, организация и проведение мероприятий повышения квалификации педагогов на внешних площадках, условия для обобщения и распространения опыта лучших учителей, вовлечение в конкурсные мероприятия и поддержка учителей-конкурсантов в коллективах, признание заслуг.
Следует отметить, что одним из эффективных стимулов привлечения молодых педагогов в школы, своеобразным якорем в свое время стал грант Министерства образования и науки Республики Татарстан «Наш новый учитель». Директора школ отмечают, что благодаря трехлетней грантовой поддержке молодых учителей отток молодых педагогов из школ был значительно меньше. В современных экономических условиях руководителю образовательной организации трудно уговорить сотрудника «гореть на работе» за зарплату в 15 тысяч рублей. Как я уже говорила выше, необходимо на правительственном уровне поднять вопрос материальной поддержки, прежде всего учителей математики и естественных наук, а также русского языка. Надо пересмотреть принцип доплаты за проверку тетрадей учителям по этим предметам. Возможно, ввести принцип подушевого финансирования в этой части. Оплата должна осуществляться исходя из количества тетрадей учащихся, а
не количества классов. Также необходимо дифференцированно подходить к оплате труда учителей по предметам «дефицитных» областей в городских и сельских школах, где количество учеников существенно разнится и, соответственно, уровень оплаты тоже.
Очень важно усилить практическую направленность высшего педагогического образования, вводить в профессию будущего учителя через роль ассистента учителя-наставника. Мы, например, молодых учителей готовим сами. В лицее в течение 10 лет реализуется проект «Растим учителя», включающий подпроекты «Вожатый 2.0», «Круги поддержки», «Студент – ассистент учителя», «Педагогический класс». В нашем коллективе трудятся 13 выпускников лицея, в том числе учителя математики А.И. Володина и Д.С. Бисеров – тренеры олимпиадной подготовки; учитель биологии С.Д. Ветлужских тренер олимпиадной подготовки по биологии и экологии; учитель русского языка и литературы Т.А. Петухова. Заместители директора И.А. Хавкина и Н.В. Тележников окончили институт физики КФУ и продолжают преподавать физику в лицее. Студенты институтов КФУ проходят практику в лицее в качестве ассистентов учителя. Этот эффективный опыт вовлечения будущего педагога в творческую образовательную среду и активную педагогическую деятельность мы широко масштабируем в научных статьях, в докладах на конференциях, на стажировках для руководителей, которые регулярно проходят на базе лицея.
Во-вторых, некоторые учебные программы нужно пересмотреть. Во избежание перегрузки учеников 10–11 классов можно применить метод концентрированного обучения на уровне основного общего образования, предложенный Г.И. Ибрагимовым, известным ученым-педагогом КФУ. Метод позволяет минимизировать количество предметов и предоставить больше времени для изучения профильных предметов. К примеру, количество часов на изучение иностранного языка можно уменьшить до 2 часов в неделю. Это касается и уроков по физической культуре. Сегодня многие ученики занимаются в спортивных секциях, а у некоторых, наоборот, есть освобождение от физкультуры по состоянию здоровья. В нашем лицее все ученики, наряду с уроками по физкультуре, которые проходят в КСК КФУ УНИКС, обязательно занимаются танцами.
– Мы зачастую больше говорим о педагогических кадрах и их проблемах. А чем живут сегодня директора?
– Сегодня директорский корпус осваивает современный менеджмент, занимается самообразованием в области управления образовательной организацией, в том числе созданием условий для развития кадрового потенциала школы. Для лицея КФУ характерна тенденция к созданию и развитию корпоративной культуры в условиях кластера «Университет-лицей». Повышение квалификации администрация лицея и учителя проходят в Поволжском центре непрерывного образования КФУ, в ГАОУ ДПО ИРО РТ, на площадках лучших школ в регионах Российской Федерации. В лицее сложилась устойчивая традиция изучения опыта лучших педагогов школ России всем коллективом. Ежегодно напитываемся впечатлениями в рамках выездных педагогических советов, знакомясь с историей родной республики. В прошлом году мы были в Алексеевском районе, у нас сложились партнерские отношения со школами района. В 2019 году всем коллективом ездили в Санкт-Петербург, где изучали опыт работы лучших школ, в том числе президентского лицея № 239, гимназии № 56 и других школ. Сложились хорошие профессиональные отношения с директорским корпусом лучших школ России. В 2020 году мы выиграли грант Российской Федерации по направлению «Кадры для цифровой экономики». Часть средств направили на приобретение оборудования для кабинета технологии, а другую часть – на повышение квалификации педагогов. Посетили сеть школ «Айб-скул» в г. Ереван Республики Армения. Было отрадно отметить, что наш педагогический коллектив работает на уровне международных стандартов и обладает высоким профессиональным и культурным потенциалом. В этом году собираемся в гости к своим коллегам в Мордовию. Очень важно заботиться об эмоциональном состоянии коллектива — из поездок учителя возвращаются с новыми эмоциями и впечатлениями.
ПОДГОТОВКА СТОБАЛЛЬНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД
– По каким предметам ваши ученики демонстрируют высокие показатели и становятся победителями олимпиад? Например, ежегодно проходит многопредметная олимпиада «Колмогоров», в этом году она была приурочена к 120-летию со дня рождения выдающегося математика
XX века, основоположника теории вероятности А.Н. Колмогорова. Есть олимпиада школьников «Ломоносов».
– В нашем лицее работает олимпиадный клуб «Лицей 2.0», который является площадкой для развития талантов и создания образовательной траектории для активных участников олимпиадного движения. Работа клуба регулируется согласованной со всеми участниками олимпиадной подготовки (администрацией лицея, тренерами, учителями, руководителями кружков, обучающимися и их родителями) дорожной картой мероприятий для учеников разных возрастных групп, разработан формульный подход к финансовой поддержке лицеистов для участия в профильных мероприятиях, в том числе в профильных сменах на базе лагерей летнего и зимнего отдыха. Разработан перечень обязательных образовательных мероприятий, которые способствуют олимпиадной подготовке наших лицеистов. Подготовка к олимпиаде – это системный и целенаправленный процесс. С детьми-участниками олимпиадного движения нужно заниматься персонально. Они должны быть хорошо подготовлены, заинтересованы в глубоком изучении предметов и нацелены на победы в олимпиадах разного уровня, быть устойчивыми к стрессам. Для этого рядом должны быть сильный тренер и сообщество единомышленников. В лицее создано сообщество школьников, которые мотивируют и поддерживают друг друга.
В нашей истории олимпиадного движения есть трое выпускников, участников международной олимпиады IOI по информатике. Асхат Сахабиев стал призером (2016 г.), Рамазан Рахматуллин– победителем (2019 г.), Ильдар Гайнуллин (2020 г.) – победителем IOI – International Olympiad in Informatics. В этом году ученик 11 класса Валерий Родионов с большим отрывом от всех участников прошел в XIV Международный турнир по программированию в составе сборной России, который пройдет в августе в Венгрии. Вместе с ним участие приняли еще четыре ученика нашего лицея из 8-10 классов. Ребята вошли в топ-15 первых мест в рейтинге. Подготовкой учеников занимался наш учитель по информатике, тренер олимпиадной подготовки, заслуженный учитель РФ, народный учитель РТ Сергей Иванович Михайлин. В этом году 14 учеников лицея стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, химии, экологии, информатике и географии.
Всего в 2022/23 учебном году 230 лицеистов стали победителями и призерами в региональных, межрегиональных олимпиадах, в международных турнирах по математике и естественным наукам. К слову, в многопредметной олимпиаде «Колмогоров» лицеисты также принимали участие и стали призерами по математике. Также покорили вершины Жаутыковской олимпиады в Казахстане и олимпиады «Туймада» в Саха-Якутии.
– Чтобы попасть к вам учиться, нужно пройти экзаменационные испытания. Сколько новых учеников придут к вам в сентябре этого года? Полагаю, что интерес к лицею из года в год возрастает?
– Да, возрастает. В этом году наш лицей окончили 109 человек, и прием был ровно на такое же количество мест. Впервые был прием в 5 класс. Это один класс, который полностью состоит из призеров и победителей олимпиад по математике. Здесь собрались дети, заинтересованные в углубленном изучении математики, которые, возможно, в дальнейшем заинтересуются углубленным изучением информатики, физики, химии, биологии, экологии. География казанских школ, из которых пришли к нам дети, разнообразна. По итогам конкурсного отбора, а конкурс составил 14 человек на место, состоялось зачисление в три 6-х класса и в один 7 класс. В 7 класс был самый большой конкурс – в него приняли 25 человек из 400 заявившихся. Это свидетельствует о том, что качество образования в лицее является привлекательным для одаренных детей и их родителей. Все примеры задач для поступающих в лицей можно найти на нашем сайте.
Наш лицей располагается не в типовом здании, в связи с этим количество мест ограничено. Думаю, что конкурс поступающих в лицей с каждым годом будет расти, и требования к участникам также будут возрастать. Это обусловлено и тем, что в лицее не только предъявляются высокие требования к учителям-предметникам, но и создана собственная система наставничества и обмен опытом, «упакованный» в репертуар открытых уроков.
– Неоднократно Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов на встречах с директорами школ и педагогами говорил о необходимости создавать все условия, чтобы татарстанские стобалльники и высокобалльники, победители олимпиад оставались учиться в татарстанских вузах. Предполагалось ввести специальную стипендию для ваших лицеистов и выпускников IT-лицея. Какова ваша статистика?
– По нашим сведениям, 50 процентов лицеистов продолжают учебу в КПФУ и вузах Республики Татарстан. Среди них есть и стобалльники, и победители олимпиад. Остальные выпускники выбирают ведущие российские вузы в Москве и Санкт-Петербурге по профилю обучения в лицее.
Большое внимание и поддержку мы чувствуем со стороны руководства КФУ. Ректор Ленар Сафин посетил лицей в начале учебного года по случаю праздника «День учителя» и ознакомился с учебным процессом и условиями обучения в лицее. Ленар Ринатович подарил лицеистам футбольную и баскетбольную униформу, пригласил на встречу для личного знакомства наших лицеистов – героев олимпиадного движения по информатике и их тренера Сергея Ивановича Михайлина.
В КФУ лучшие студенты-первокурсники награждаются стипендией ректора под названием «Стобалльник». За 100 баллов – 80 тысяч, за победу в олимпиаде она составляет также 80 тысяч. Ученики, поступившие без вступительных испытаний, получат 100 тысяч рублей. Если не хватило 20 баллов для зачисления на бюджет при поступлении, то лицеистам предоставляется 20 % скидки. Это – хороший стимул.
Университет выделил лицею помещение напротив нашего здания, мы его трансформировали под кабинет технологии. Здесь установлено современное, очень интересное оборудование. На уроках под руководством учителей С.Р. Кутлимуратова, Д.С. Цумарева ученики осваивают технологии прессублимации, учатся наносить авторские рисунки на кружки и на футболки, изготавливают различную сувенирную продукцию, используя современные плотер и гравер, постигают основы медиаобразования на базе лицейской типографии под руководством молодого учителя русского языка и литературы Екатерины Первеевой.
– Приходится слышать мнение, что содержание уроков в рамках учебной программы и тестов ЕГЭ по ряду предметов значительно отличается. Встречаются темы, которые и вовсе не изучали в ходе учебы в школе. В связи с этим в некоторых московских школах в 11 классе в учебной программе специально проводятся уроки, на которых осуществляется только подготовка к ЕГЭ. Хотелось бы узнать об итоговых результатах ваших учеников.
– В нашем лицее практически нет отдельно выделенных занятий для подготовки к ЕГЭ. Правда, мы поддерживаем подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Дело в том, что всего один час занятий в учебной программе в 10-11 классах выделяется на изучение русского языка. В лицее есть спецкурс по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и к ЕГЭ по профильной математике высокого уровня. Трудно судить о подготовке к ЕГЭ по основным предметам в других школах. В нашем лицее, по отзывам выпускников и родителей, а мы специально мониторим этот вопрос, ученики готовятся к ЕГЭ под руководством учителей-предметников на уроках в течение года. Большинство высокобалльных результатов наши лицеисты достигли благодаря высокому качеству лицейского образования в сочетании с высокой работоспособностью учеников, без помощи репетиторов. Профильное обучение обеспечивается увеличением количества часов по профильным предметам. Если ученики учатся в классах с углубленным изучением биологии и химии, физики и информатики, то они в большинстве своем выбирают профильные предметы для сдачи ЕГЭ. Русский язык и математику, как известно, сдают все.
В этом году выдающимися результатами выпускников стали два 100-балльных результата по русскому языку, два по математике, два по информатике и даже четыре 100-балльных результата по литературе! Следует отметить, что высокие результаты ЕГЭ позволяют нашим ребятам, как я уже сказала, поступить в лучшие вузы страны.
Высокие результаты на ЕГЭ – это общий результат ученика и учителя. Многие ученики дополнительно ходят в олимпиадные кружки и самостоятельно много занимаются.
У нас два стобалльника по математике – Асгат Хуснуллин и Артем Гинсбург, 11А. Они являются учениками педагога по математике Алены Володиной. Два ученика– Никита Поливин и Екатерина Батуллина – по информатике, которые занимаются на уроках у Сергея Михайлина. Два ученика – Дарья Паткина и Алиса Садыкова – получили максимальные 100 баллов ЕГЭ по русскому языку. Они учились у Татьяны Вениаминовны Афанасьевой, которая на своих уроках занимается именно подготовкой к ЕГЭ по русскому языку. Ее занятия, на мой взгляд, очень эффективны. Об этом говорят следующие данные – по этому предмету 74 учащихся получили результаты 80 баллов и выше. Это – 67 % от общего количества выпускников. Во время общения ученики говорят, что знания они получают именно на уроках. Сразу четыре ученика – Дина Мухаметзянова, Далия Зайнутдинова, Амиль Садыков и Алия Гимадиева – стали обладателями 100 баллов ЕГЭ по литературе. Это – нетипичная для нас ситуация, так как литература – непрофильный предмет в лицее. Уроки литературы в 11 классах у нас ведет талантливый педагог Татьяна Викторовна Сорокина, и ей принадлежит весомый вклад в достижения учеников.
Поэт и переводчик Николай Заболоцкий написал такие замечательные строки: «Не позволяй душе лениться! / Чтоб в ступе воду не толочь, / Душа обязана трудиться / И день и ночь, и день и ночь!»
Ни для кого не секрет, что именно трудом и прилежанием можно добиться желаемого успеха. Все лицеисты, которых мы чествовали в этом году, а также учителя лицея, которые их подготовили, трудились «и день и ночь»!
Сюмбель ТАИШЕВА
Фото автора и из
архива лицея
Комментарийлар