Логотип Магариф уку
Цитата:

Реформатор Исмаил Гаспринский и его любовь к Зухре

В 2021 году исполнилось 170 лет со дня рождения величайшего крымскотатарского просветителя и публициста Исмаила Гаспринского, c именем которого связано основание и развитие просветительского движения...

В 2021 году исполнилось 170 лет со дня рождения величайшего крымскотатарского просветителя и публициста Исмаила Гаспринского, c именем которого связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока. Самый видный крымскотатарский интеллектуал, просветитель, издатель и политик родился в этом древнем крымскотатарском крае. Неудивительно, что во время поездки в Бахчисарай своими глазами хотелось увидеть дом, в котором работал Исмаил Гаспринский. Если вы направляетесь от Хан-Сарая к Чуфут-Кале или наоборот, то непременно увидите этот двухэтажный дом, нынче Мемориальный музей. На нём располагается памятная таблица с барельефом видного просветителя.
Нам повезло, что в день нашего визита здесь открылась специальная выставка, посвящённая жизни крымскотатарского интеллектуала и издателя. Заведующая мемориальным музеем Гаспринского Эльмира Абибуллаева встречала гостей около входа и обрадовалась, узнав, что мы приехали из редакции старейшего в Татарстане научно-образовательного журнала «Мәгариф». После знакомства с экспозицией началась неторопливая беседа.

Эльмира Эбазеровна, как образовался музей Исмаила Гаспринского?
– Музей И.Гаспринского распахнул свои двери в марте 1921 года, и ему в этом году исполнилось 100 лет. В год своего создания музей в качестве отдела был включён в состав Государственного Дворца и Музея тюрко-татарской культуры. Сегодня является отделом Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.
Раньше здесь находился обширный комплекс усадьбы Исмаила Гаспринского вместе с его домом. Территория музея сократилась: теперь там, где находился сад Гаспринского, располагаются частные дома. Сам музей находится в частично сохранившейся усадьбе конца XIX века, где
прежде размещалась редакция первой в истории тюрко-татарской газеты «Терджиман – Переводчик». Эта еженедельная газета выходила в свет 35 лет, начиная с первого выпуска
10 апреля 1883 года. Четыре страницы печатались на русском, а другая половина – на крымскотатарском языке. Таковым было условие её выпуска со стороны цензоров. Последний выпуск датируется 23 февраля 1918 года. После смерти основателя типография перешла по наследству его старшему сыну Рефату, а вторым и последним редактором стал видный крымскотатарский общественно-политический деятель Асан Сабри Айвазов. Если кратко охарактеризовать её значимость, то она заключается в том, что газета сыграла главную роль в изменении национального самосознания крымских татар и повлияла на духовное развитие других тюркских народов Российской империи, в том числе татарского народа. О статусе издания, которое из еженедельника превратилось в периодическое издание с трёхразовым выходом в неделю, говорит тот факт, что газетные статьи перепечатывались в двенадцати зарубежных изданиях.
– Известно, что музей был закрыт в 1931 году. Затем в годы Великой отечественной войны в вашем здании располагался командный состав воинской части 51 Приморской армии. Позднее в 1960–1970-х годах его приспособили под общежитие. Наверное, всё это привело к утере ценных экспонатов.
– Дом-музей Исмаила Гаспринского был открыт в 1921 г. при участии и содействии У. Боданинского (1877–
1938) и О. Акчокраклы (1879–1938). Благодаря их усилиям музей проработал до 1932 г. и принимал своих посетителей. Музеем непосредственно руководил старший сын Исмаила Гаспринского – Рефат, который впоследствии скончался в 1925 году после тяжёлой и продолжительной болезни. Возрождение музея началось после возвращения крымских татар на историческую Родину – Крым.
Человеком, который вложил много сил и энергии для возрождения музея, стал Я.Аппазов (1952–2015).
Благодаря его усилиям, музей распахнул свои двери к 150-летию со дня рождения И.Гаспринского в
2001 г. Был воссоздан рабочий кабинет просветителя и экспозиционные залы, которые отражают жизнь и деятельность многогранного Исмаила Гаспринского.

– В музее представлено множество книг и чудом сохранившиеся рукописи, а также мы видели личную хрустальную печать – это, наверное, один из самых ценных экспонатов. Откуда они попали к вам, если музей долгие годы был в расформированном состоянии? Остались ли в Крыму потомки этого старинного дворянского рода?
– Одна из представительниц рода Гаспринского – Гульнара Юсуфовна Сеитваниева – частый гость наших конференций. Если говорить о прямых потомках, которые когда-то эмигрировали в Турцию, у нас прервались связи в 2012 году, когда внучка Шефики (дочь сына) по имени Мираль умерла. У Шефики Гаспринской было двое детей. Дочь она назвала в честь матери Зухры, а сына – Ниязи. Мы обратились к исследователю Шенгюль Хаблемитоглу, которой в своё время были переданы семейные материалы самой Шефикой Гаспринской, и сделали копии, которые сегодня представлены в музее. Оригиналы до сих пор остались в Турции. Архивы, которые хранятся в Стамбуле, хорошо изучены и опубликованы.
– Исмаил Гаспринский известен всему тюркскому миру как реформатор образования и основатель джадидизма – модернистского движения, охватившего Крым, Поволжье и Закавказье. Джадидизм оказал существенное влияние на изменение культурной, образовательной сферы и политической жизни тюркских народов. Одним из важных введений его можно считать необходимость равенства в правах женщин и мужчин.
– По своему мировоззрению И.Гаспринский был идеалистом, исповедующим всю догматику ислама. И, безусловно, на его взгляды очень сильно повлияло семейное воспитание. Его отцом был выпускник Одесского военного лицея Мустафа Али-оглу, который стал офицером русской службы. Уроженец расположенного на южном берегу Крыма посёлка Гаспра, он взял себе фамилию Гаспринский после получения им дворянского звания в 1853 г.
А его мама Фатима-Султан-ханум Кантакузова принадлежала к одному из старейших и знатнейших родов Крыма.
«По отцовской линии Исмаил-бей принадлежал к турецкой династии священнослужителей. Его дед Молла Али Гаспралы был на южном побережье Крыма самым богатым, образованным и самым влиятельным человеком. Вероятно, не без его влияния граф (затем светлейший князь) Михаил Семёнович Воронцов построил на свои деньги одну из самых богатых и красивых в Крыму мечетей. По материнской линии Исмаил-бей Гаспринский происходит из знаменитого рода императоров Византии Кантакузен».
И.А. Заатов, ведущий научный сотрудник
Института истории им. Ш.Марджани АН РТ
Первоначальное образование Исмаил получил дома и в начальной национальной школе. Позже продолжил обучение в Симферопольской муж-
ской гимназии (1861–1862), в Воронеже, а затем во 2-й Московской военной гимназии. В 1871 г. уехал во Францию. С 1874 по 1875 г. жил в Турции. С 1879 по 1884 г. возглавлял органы местного самоуправления в должности городского головы г. Бахчисарая.
С 1883 г. И.Гаспринскому разрешили издавать и редактировать первую крымскотатарско-русскую газету «Терджиман–Переводчик», которая долгое время была единственным тюркоязычным периодическим изданием в Российской империи и мусульманском мире.
С конца 1905 г. он начал издавать первый крымскотатарский журнал для женщин «Алем-и-Нисван», с
1906 г. юмористический журнал на родном языке «Ха-ха-ха». Позже
И.Гаспринский создал новый еженедельник – орган мусульманской фракции Государственной Думы «Миллет». 1907–1908 гг. в Египте он выпустил несколько номеров газеты «Аль-Нахда», которая печаталась на арабском языке. С именем Гаспринского связано основание и развитие мощного просветительского движения народов Востока – джадидизм (новый звуковой метод обучения грамоте, в широком смысле – обновление), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер. Им была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Наиболее известным из них стал учебник «Ходжа-и-Субъян».

– Из его биографии известно, что в 1876 он впервые становится гласным городской думы, а в начале марта 1879 Гаспринский стал главой города. Затем он принимает решение посвятить свою жизнь культурно-просветительской деятельности. Если посмотреть глубже, в чём суть джадидизма, которому Гаспринский посвятил множество своих научных трудов?
– Многие черты характера и стиль работы И.Гаспринского были приобретены и закреплены именно в этот важный в его биографии период. В это время он сформировался как организатор, а в некоторых случаях и как реформатор. Занимая высокий пост, И.Гаспринский стремился воплотить свои мировоззренческие принципы в реальную жизнь местной общины.
Обогащённый опытом в крымских школах и впечатлениями от зарубежных путешествий молодой человек в 1876 го-
ду выдвигает свою кандидатуру на пост гласного городской Думы. Он стал вторым среди претендентов на это место, набрав 87 голосов – «за» и 24 – «против», и это уже было показательным фактом. В середине 1878 года он был введён в состав гласных Думы. Позже он займёт место заместителя городского головы С.М. Топузова. В феврале
1879 г., когда городской голова из-за занятости коммерческими делами сложит с себя обязанности, будут объявлены новые выборы, где большинством трёх четвертей голосов Дума по праву выберет Исмаила Гаспринского.
В 1905 г. И.Гаспринский и его единомышленники создали мусульманскую либеральную организацию «Иттифак аль-Муслимин», которая на следующий год превратилась в партию.
И.Гаспринский также является автором нескольких художественных произведений. Среди них необходимо отметить романы «Молла Аббас», «Кунь догды»; рассказы «Арслан къыз», «Горе Востока» и некоторые другие. 
В 1910 году Французская академия наук выдвинула И.Гаспринского на соискание Нобелевской премии Мира.
5 марта 1879 года губернатор А.А. Кавелин утвердил И.Гаспринского на посту городского головы, пять дней спустя новый городской голова был приведён к присяге. Получив большую самостоятельность и полномочия, И.Гаспринский развернёт бурную деятельность: уже на второй день после принятия присяги он взялся за наведение порядка в самой городской Управе, где не было дисциплины среди служащих. И.Гаспринский довёл до их сведения разработанный им чёткий регламент работы Бахчисарайской Управы, установил штрафы и дисциплинарные взыскания за нарушение установленного распорядка работы учреждения. Особенно строго голова наказывал за пьянство на рабочем месте.
Отвечая на вторую часть вопроса, отмечу следующее: как известно, главной целью джадидизма было формирование национальной системы народного образования. В представлении джадидистов образование должно было быть с этнической формой основано на последних достижениях мировой, европейской педагогической мысли с активным привлечением к изучению цикла конфессиональных и светских, принятых в русских государственных учебных заведениях предметов.

– Научные сотрудники вашего музея тесно сотрудничают с учёными Института истории им. Ш.Марджани в Казани. К юбилейной дате благотворительный фонд «Татнефть» выпустил книгу о жизни великого просветителя и реформатора. На протяжении многих лет Вы сами изучаете его жизнь, научные и художественные труды. На ваш взгляд, есть ли ещё белые пятна в биографии Исмаила Гаспринского?
– Биографию Гаспринского изучали такие учёные, как Виктор Юрьевич Ганкевич, Исмаил Асанович Керимов, Надир Девлет. Однако в биографии достаточно много белых пятен. К примеру, мало известно о его пребывании в Индии и во Франции, где Гаспринский лично участвовал в открытии школ.
На самом деле, сейчас установилась тесная связь с Институтом им. Ш.Марджани. Моя коллега Сельвина Алиевна Сеитмеметова работает над составлением многотомного собрания сочинений И.Гаспринского. Я занимаюсь переводом, в основном с османского, турецкого, крымскотатарского языков произведений просветителя на русский язык.
– В одном из кафе, которое принадлежит крымским татарам, мы видели фотографии из медресе, на которых изображены ученики. Судя по фото, в них вместе обучались мальчики и девочки, что невозможно было в религиозных школах Поволжья. Получается, что фактически в Крыму появились первые национальные светские учебные заведения для коренных жителей.
– Под прямым участием Гаспринского произошло главное реформирование образования в мектебе и медресе: здесь начали уделять внимание естественно-научному образованию. Фотографии, которые могут увидеть посетители в нашем музее и кафе – это фото, сделанные в только что открывшихся (на тот момент) новометодных школах. Для них были разработаны учебные пособия. Во-вторых, Исмаил Гаспринский придал большое значение обучению женщин. До этого в восточных странах это было невозможно. Впервые в школы пришли девочки. Обучение было смешанным –
были классы, в которых учились мальчики и девочки вместе. Наряду с этим были отдельные школы для мальчиков и девочек. Программа обучения была направлена на то, чтобы дети понимали содержание и смысл предметов, а не заучивали их.
– В этом году в Крыму и в Республике Татарстан проходят праздничные мероприятия, посвящённые 170-летнему юбилею великого просветителя, который реформировал систему народного образования тюркских народов. Расскажите, пожалуйста, о вашем мероприятии, посвящённом этой юбилейной дате.
– Мы подготовили выставку, посвящённую 170-летию Исмаила Гаспринского. Представленные экспонаты показывают его деятельность, направленную на прогрессивное изменение всего тюркоязычного мира России в конце XIX – начале XX в. Мы не обошли вниманием тот факт, что его деятельность вышла далеко за пределы России. Новым методом преподавания пользовались в Турции и на территориях Средней Азии, граничащих с Китаем. Выставка так и называется «Исмаил Гаспринский». Экспонаты, которые представлены на выставке, – это подлинные дарственные книги из наших фондов Бахчисарайского музея. Всего на выставке насчитывается более ста книг. Они были подарены такими величайшими просветителями своего времени, как Садри Максуди, Ризаэтдин Фахретдин, Махмудходжа Бехбуди, Нароиман Нариманов и другие. Охват масштабный. Мы попытались передать это на русском языке и языке оригинала: здесь представлены издания на арабском и фарси.
– К этой выставке подготовлен особый стенд, на котором мы видим портреты учёных и писателей, которые внесли особый вклад в интеллектуальную жизнь тюркских народов. Идеи джадидизма зарождались задолго до его введения в народное образование. У нас, например, называют имена богослова и просветителя Габденнасыра Курсави и татарского учёного-богослова Габдрахима Утыз-Имяни. Продолжим этот список…
– Среди идеологов джадидизма называют имена многих просветителей: Шигабутдин Марджани, Муса Бигеев, Хусаин Фаизханов, Ризаэтдин Фахретдинов, Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Зайнулла Расулев, позже – Юсуф Акчура, Галимджан Баруди, Габдулла Буби, Джамал Валиди, Галимджан Ибрагимов, Фатих Карими и другие. Кто-то из них ограничился программными высказываниями. А такие промышленники, как братья Хусаиновы и Рамеевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, оказали свою финансовую помощь в организации медресе нового направления и реформировании существующих, в издании газет и журналов. Исмаил Гаспралы относится и к тем, и другим.
За свою деятельность И.Гаспринский получил несколько российских и иностранных наград:
бухарский «Золотой орден Восходящей Звезды» III степени (1893 г.); турецкий орден «Меджидие»
IV степени (1894 г.); российская «Медаль Санкт-Петербургского русского Технического общества» (бронзовая) (1897 г.); иранский орден «Льва и Солнца» III и IV степеней (последний, 1904 г.).
– Если я не ошибаюсь, супруга Исмаила Гаспринского стала инициатором создания первого женского журнала «Алем-и-Нисван» («Женский мир»). Биби-Зухра Асфандияровна Акчурина-Гаспринская являлась представительницей известного рода татарских промышленников. С тех пор имя Зухры связано с женской тюркоязычной журналистикой.
– Гаспринский первый крымско-тюркский журнал для женщин «Алем-и-Нисван» начал издавать с конца 1905 года после третьей попытки. Редактором издания, которое позволило расширить кругозор и образование крымскотатарских женщин, стала дочь Шефика. Двумя годами ранее любимая супруга Исмаила Гаспринского Зухра Акчурина, к его великому горю, покинула мир. Она внесла огромный вклад в издание газеты «Терджиман», и её называли первой татарской журналисткой. На десятилетнем юбилее газеты городской глава города Бахчисарай Мустафа Давидович, который был хорошо осведомлён о роли Зухры ханум в журналистике, подарил ей золотую брошь.
Надо особо отметить то, что первую джадидскую начальную школу для девочек открыла именно Зухра ханум на свои средства из приданого. Она взяла за основу образцовую начальную школу для мальчиков, действовавшую при медресе «Зынджырлы», и руководила ею в течение десяти лет вплоть до своей кончины. Вместе с представителями интеллектуальной элиты её супруг и она сама понимали всю важность привлечения женщин к общественной деятельности в области культуры и просвещения, и даже к политике. Так, в то время зарождается женское движение.
На экспозиции представлена одна книга, подаренная Исмаилом беем 1882 году своей жене Зухре. Там есть такие слова: «Хакикатлу, шевкатлу, ики козюму нуру рефикам Зухре ханыма. Сахиб китабтан» (перевод: «Свету моих очей, справедливой и величественной супруге моей Зухре ханым. От автора»). У них были очень искренние и благородные взаимоотношения, они любили друг друга. Несмотря на то, что Зухра Акчурина умерла в достаточно молодом возрасте – в 41 год, он оставался ей верен до конца своих дней и всегда с большой теплотой вспоминал её. Нами выяснено, что её могила находится у входа в мавзолей первых крымских ханов. Кстати, это следует и из описания её жизни в книге Ризаэтдина Фахретдина. Когда Исмаил Гаспринский умер в 1914 г., его похоронили на одном кладбище с Зухрой Акчуриной на территории медресе «Зынджырлы».

– Гаспринский был известен тем, что очень любил читать и собрал большую библиотеку, состоящую из старинных книг и архивов. В своих воспоминаниях предок Гаспринского Тимур Джагъджы рассказывает, что у Гаспринского был таинственный сундук, в котором он хранил как древние рукописи и стихи великих поэтов Надими Челеби, Мумина Эфенди, Арани, Азми-Заде Хати, так и книги современников. Правда ли, что он выписывал и наш, старейший просветительский журнал на татарском языке «Мәгариф»?
– Исмаил Гаспринский понимал особую значимость в издании специального журнала для педагогов. Однако он не получил разрешения издавать журнал «Тэрбия», концепция которого была представлена им Министерству внутренних дел России. Журнал «Алем-и-Нисван» («Женский мир») как раз начал выходить вместо «Тэрбия». В 1905 году журнал вышел в свет – первый образцовый номер – и просуществовал до 1911 года. Мы сравнивали программу двух изданий и нашли очень много схожего.
Он получал из Казани журнал «Мәктәп», предшественника Вашего журнала «Мәгариф». Он также тесно общался с Садри Максуди и Ризаэтдином Фахретдином. Садри Максуди приезжал в Крым по приглашению Исмагила бея и преподавал в медресе «Зынджырлы».
– Доводилось ли вам, как научному сотруднику, держать книги с его личными пометками?
– К сожалению, таких книг сохранилось немного. Одна из них представлена на выставке. Эта книга видного казахского педагога-просветителя и писателя Ибрая Алтынсарина. В ней опубликовано стихотворение, посвящённое Исмаилу Гаспринскому. Вероятно, этот том был в личной библиотеке Гаспринского, так как на ней стоит личная мокрая печать самого редактора-издателя. Эта дарственная книга впервые представлена на нашей выставке.
– Современные ученики через пару лет забудут о существовании печатных дневников – все пользуются электронными. Нет ли среди ваших архивов расписания тех лет?
– Подобный документ мне не встречался, но у нас сохранились оригинальные тетради начала XX века со словами великого Габдуллы Тукая и с портретом Исмаила Гаспринского, подаренные нашему музею С.Т. Рахимовым (директором ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» – он раньше занимал эту должность). Интеллигенция наших народов тогда тесно общалась и поддерживала друг друга. Одним из близких друзей Гаспринского был азербайджанский педагог и просветитель Сафарали бек Велибеков, корреспондент газеты «Терджиман» и соавтор учебника «Вэтан Дэли» («Язык Родины»). На протяжении сорока лет учебник был основным пособием по языку в Азербайджане. У нас на выставке представлена книга Ризаэтдина Фахретдина «Мешхур хатунлар» – «Знаменитые женщины». Эта книга вышла в 1904 году в Оренбурге и, как мы предполагаем, была передана в дар самим автором. Экспонаты выставки в основном представлены на арабской графике. В прошлые века мусульманские народы Российской империи – татары, азербайджанцы, казахи, крымские татары, киргизы и другие – составляли единый тюркский мир в образовании, просвещении и культуре.
Самым благородным делом
должно быть дело науки и просвещения.
Самым священным стремлением – стремление
к знанию и просвещению.
                                                           Исмаил Гаспринский
Сюмбель ТАИШЕВА

Фотографии автора

 

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

  • аватар Без имени

    0

    0

    А что вы знаете? на счёт Корана, который был напечатан в Бахчисарае в 1902 году под руководством Исмаила Гаспринского. Автор: Рустам

    Новости

    БАШКА ЯЗМАЛАР

    Это интересно

    Аудиозаписи

    • Гильм Камай

    • Җәлилнең якын дусты

    • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

    • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


    РЕКОМЕНДУЕМ