Логотип Магариф уку
Цитата:

Ректор УЛГУ Борис Костишко: «Сейчас хороший студент на вес золота, поскольку школа «просела»

Ульяновский государственный университет является самым молодым вузом города. Сюда приезжают учиться не только из Ульяновской области, но и из близлежащих районов и городов Татарстана. Ректор университ...

Ульяновский государственный университет является самым молодым вузом города. Сюда приезжают учиться не только из Ульяновской области, но и из близлежащих районов и городов Татарстана. Ректор университета Борис КОСТИШКО прошел научную школу кафедры физической электроники МГУ и стал специалистом в области высоковакуумной техники, оже-спектроскопии и полупроводниковой технологии. В дальнейшем он принимал непосредственное участие в становлении УлГУ, в создании и развитии его учебно-лабораторной базы.

Доктор физико-математических наук, профессор, он возглавляет вуз с 2006 года после избрания среди нескольких претендентов. Во время поездки делегации АО «Татмедиа» в апреле этого года мы договорились о встрече с Борисом Михайловичем непосредственно в вузе и обсудили проблемы современной школы и будущее высшего образования в стране. Как раз сейчас в обществе идут активные дискуссии вокруг ЕГЭ и Болонской системы. Заодно узнали, что такое цифровой двойник студента, и разобрались, можно ли полагаться в образовании только на электронные курсы и чтут ли студенты халяву.
От филиала до крупного вуза
– В Ульяновске динамично развиваются несколько кластеров, в том числе авиастроительный, автомобильный, промышленно-инновационный и ядерно-инновационный (в Димитровграде), для которых необходимо подготовить высококлассных современных специалистов. Борис Михайлович, вы являетесь заведующим кафедрой физических методов в прикладных исследованиях инженерно-физического факультета высоких технологий, поэтому, как никто другой, понимаете, каким должен быть востребованный студент. Чем живет ваш вуз и какие специальности можно у вас получить?
– Университет возник как первый в стране филиал МГУ им. М.В. Ломоносова. Ключевая роль в том, чтобы «пробить» этот вопрос, принадлежала Виктору Антоновичу Садовничему, нынешнему ректору МГУ. А тогда он был первым проректором, очень энергичным, «моторным» руководителем. Как раз в это время я сам учился в МГУ на физфаке. Юрий Вячеславович Полянсков (ректор с 1988-го по 2006 год. – Ред.) получил предложение создать филиал в Ульяновске. В феврале 1988 года, после принятия соответствующего постановления Совета Министров СССР, началась история нашего вуза. В том же году к занятиям приступили 200 студентов механико-математического и экономического факультетов. Спустя семь лет Указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина филиал был преобразован в Ульяновский государственный университет.
Постепенно университет рос, и сегодня его база насчитывает более 30 корпусов. В вузе учатся 14 тысяч студентов (половина – на платной основе) и работают свыше тысячи преподавателей, среди которых 140 докторов наук, в том числе защитившихся в УлГУ, академики. Когда университет только создавали, было всего два кандидата медицинских наук. Сейчас у нас 43 доктора медицинских наук.
В УлГУ более 140 направлений и специальностей высшего и среднего профессионального образования. Юристы, экономисты, гуманитарии, программисты, актеры, музыканты, дизайнеры, специалисты в сфере нефтегазового дела, экологи, спорт-смены – есть практически все профессии. В этом году будем впервые набирать стоматологов. На медицинском факультете самое большое в УлГУ количество иностранцев – сейчас у нас учатся 2,5 тысяч граждан других государств. Создаем Институт стран Азии и Африки.
За свою историю университет подготовил порядка 65 тысяч молодых специалистов, среди которых и представители современных направлений – авиационных, цифровых технологий, нанофотоники и др. Широкий спектр деятельности позволяет нам по большому счету все организовать собственными силами. Как раньше говорили, можем жить натуральным хозяйством. Бюджет вуза составляет около двух миллиардов рублей.
В структуру учебного заведения входят четыре учреждения среднего профессионального образования: музыкальное училище им. Г. Шадриной, автомеханический техникум, медицинский колледж им. А. Поленова и современный открытый колледж «СОКОЛ», где готовят по экономическим и юридическим направлениям.
Согласно требованиям времени, развиваем большое количество хай-тек направлений. Раньше физиков считали чистыми учеными-фундаменталистами. К примеру, когда открывалась суть каких-то физических явлений, в опубликованных научных статьях не рассматривался вопрос их практического применения. Сейчас парадигма изменилась, и классические университеты стали другими. Приведу пример. Когда мы серьезно занялись робототехникой, Курчатовский институт (Национальный исследовательский центр. – Ред.) поручил нам сделать роботов для радиоактивных зон. В этом году наши разработки занимают 17 процентов рынка спецробототехники России в этом направлении. Скажу не преувеличивая, это – существенный показатель для классического университета. Данное направление возглавляет проректор по научной работе, доктор физико-математических наук Виктор Николаевич Голованов.
– Деятельность вузов оценивается на основе рейтингов. Каково положение Ульяновского госуниверситета? Можно ли серьезно относиться к рейтингам?
– По рейтингам мы входим в сотню лучших вузов Российской Федерации и в глобальный рейтинг высших учебных заведений «Три миссии университета» (The Three University Missions Ranking), занимая 113 место.
К рейтингам можно относиться серьезно, если они собрались сообществом (например, «Три миссии университета»). Иногда для тех или иных институтов в структуре университета заказывают рейтинги для того, чтобы на их основании определять финансирование. Рейтинг давно уже стал политическим и финансовым инструментом. Был такой пример, когда нашим физикам не дали Нобелевскую премию, поскольку в тот год было решено присудить ее американцам.
В этом году мы вновь оказались в двадцатке лучших по уровню зарплат выпускников юридических и экономических специальностей.
Система оценки у разных рейтингов разная – где-то оценивают сайты вузов, где-то «качество» абитуриентов по итогам приемной кампании, востребованность выпускников, показатели в науке. В любом случае эти рейтинги считаются авторитетными, и именно по их критериям сегодня строит свою деятельность вузовское сообщество во всем мире. Отмечу, что в большинстве случаев мы оказываемся единственным из ульяновских вузов в том или ином рейтинге.
 
Дистант или реальное общение?
 
– Во время эпидемии коронавируса многие вузы, адаптируясь под реалии, перешли на дистант. Мне кажется, именно после этого остро встал вопрос о цифровом образовании...
– У нас есть электронная информационно-образовательная среда, которая была подготовлена до ковида. Просто до этого система не прошла краш-тест – впоследствии мы ее доделали за полгода, и сегодня она работает. Для организации конференций используются программы Zoom и Webinar. Лекции, рассчитанные на аудиторию свыше ста человек, проходят в режиме дистанта, ведь они не предполагают обратную связь со студентами. У меня у самого есть две группы студентов по 50 человек. Работа с ними идет коммуникативно, во время лекций студенты активно задают вопросы.
– В последние годы в системе вузов произошли кардинальные изменения, к примеру, под крыло Казанского (Приволжского) федерального университета вошли сразу несколько институтов. Как вы, являясь председателем Совета ректоров вузов Ульяновской области и членом Совета Российского союза ректоров, оцениваете систему высшего образования в стране?
– У нас в стране существует выстроенная иерархия университетов – есть Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты. Есть еще десяток ведущих федеральных университетов, в которую входит и Казанский университет. На мой взгляд, модель вашего университета одна из лучших. Остальные созданы по модели: «связали пять лодок одним канатом, и назвали крейсером». Не все университеты соответствуют статусу.
Основой деятельности нашего университета является Программа развития, разработанная по принципам федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Это – новая иерархия. Мы зашли туда с программой, в первую очередь связанной с трансформацией университета.
Сейчас у всех вузов основная проблема – хороший студент. Он – на вес золота. Из года в год «качество» абитуриентов падает, настолько школа «просела». Если не брать в расчет профильные университетские классы, в которых ведут занятия наши лекторы-преподаватели, проблема с будущими физиками и математиками очень серьезная. Ситуация с гуманитариями не лучше. Недавно нам показывали ролик, отснятый журналистами в Москве. Молодежь не может отвечать на простые вопросы из истории: «Когда произошла Октябрьская революция?», «Кто такой Ленин?»
Несколько лет назад мы собрались и подумали над тем, что может объединить разношерстный коллектив классического университета. Для всех – юристов, математиков, айтишников, экологов, спортсменов, не говоря уже про медиков, – актуален вопрос здоровья. С участием студентов всех направлений составили экологический атлас Ульяновской области. Это – экспертная информационная система, которая учитывает анализ экологической ситуации в данном регионе на основе анализа воздуха, воды, почвы, стоков. У нас есть своя плавучая лаборатория на катере, где и проводятся научные исследования. Связываем эту информацию с медицинской статистикой, например, показателями по онкологии, детской смертности. На основе данных система с определенной корреляцией анализирует, что оказывает влияние на окружающую среду и здоровье населения – насыщенное промышленное производство или тот факт, что сверху по Волге приходит грязная вода.
В последнее время в обиход вошел термин «персонифицированная медицина». Она в первую очередь связана с радиационными фармпрепаратами. Наши студенты-биомедики заинтересовались данной проблемой и вплотную занялись исследованиями определения природы рака и его лечения. В университете есть все необходимое для ведения клинических исследований. Например, у нас 3D-биопринтер, на котором распечатывается прототип раковой опухоли. Для опыта берутся специальные мыши, которым имплантируются раковые клетки, а затем препаратами, которые мы сами синтезировали, лечим это новообразование. Буквально недавно мы были в Медицинском радиологическом научном центре имени А.Ф. Цыба в Обнинске и подписали с главным внештатным онкологом Минздрава РФ, академиком РАН России Андреем Каприным договор, согласно которому они будут выводить эти препараты на доклинический уровень.
Кроме этого, во время встречи мы договорились о развитии партнерства в рамках открытия в УлГУ передовой инженерной школы «Радиофарминжиниринг», о подготовке кадров для разработки и внедрения новых технологий и продуктов в области радиафармации и ядерной медицины, проведении совместных научных исследований. В связи с этой перспективой нам предстоит построение нового современного здания для медицинского факультета. Оно уже спроектировано, и проект проходит проверку в Министерстве науки и высшего образования.
За последние десять лет мы реализовали множество грантов и мегагрантов по федеральным целевым программам на общую сумму более 5 миллиардов рублей. Работаем с консорциумом МГУ «Вернадский», Агентством стратегических инициатив и Фондом Потанина. В прошлом году выиграли проект по организации стартап-студии с Мордовским госуниверситетом. Учимся продавать и внедрять свои изобретения.
– Есть мнение, что лучшие журналисты выходят из физиков и математиков. Вероятно, потому, что у них– системное мышление. С какими результатами работает ваша кафедра журналистики?
– Действительно, из технарей получаются лучшие журналисты и писатели. Писатель-сатирик Михаил Жванецкий – по образованию инженер-корабельщик, юморист Михаил Задорнов окончил Московский авиационный институт.  Студенты старшего поколения МГУ писали песни, сочиняли стихи и сценарии и устраивали литературные междусобойчики. А вот я никогда не видел, чтобы у нас гуманитарии собирались и читали свои стихи.
Как-то во время общения на факультете журналистики Владимир Познер не совсем кстати сказал, что для того, чтобы стать журналистом, не обязательно иметь профильное образование. Студенты намотали это себе на ус. До поступления в университет многие уже успевают поработать, и продолжают свою деятельность и во время учебы. У журналистов, как и у программистов, одна беда – как только у них повышается квалификация, они начинают искать более престижную, высоко-
оплачиваемую работу.
Мы выпускаем пиарщиков и журналистов на протяжении последних 20 лет. Набор ежегодно составляет 20 человек. Выпускников не хватает– к нам с просьбой о направлении молодых специалистов обращаются из различных организаций и пресс-служб. Я считаю, что в Ульяновске очень сильная школа журналистики. Некоторые наши выпускники создают оригинальные федеральные проекты и достигают успеха, успешно работают в Москве.
 
Поможет ли школа вузам?
 
– Как обстоит дело со стобалльниками и победителями олимпиад в Ульяновске? Вас беспокоит отток светлых умов в Москву и Санкт-Петербург?
– До того, как стать ректором, я был директором Института математики, физики и информационных технологий Ульяновского государственного университета. Наш коллектив выполнял научно-исследовательские работы совместно с федеральными вузами. Мы готовили научные кадры. До сих пор не понимаю, как можно ЕГЭ по физике написать на 100 баллов. Чем умнее человек, тем больше он сомневается в правильном выборе ответа.
Нынешнюю тенденцию мы называем «вализм», от глагола «валить». В первый год после выпуска среди наших выпускников отток составляет 6-10 процентов. Во время ковида, из-за того, что мобильность была затруднена, этот показатель был ниже – всего 3 процента. Молодежь выбирает вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода. Против нас играет то, что рядом расположены такие города, как Самара, Тольятти, Саранск, где работы больше и, естественно, выше заработная плата.
Три типа студентов
 
– В одно время на слуху были истории, когда в МГУ и другие престижные вузы принимали учиться несовершеннолетних детей-вундеркиндов. Как вы относитесь к такому явлению, и много ли среди ваших студентов особо талантливых?
– Мы, как большой комбайн, работаем с массивом, а не собираем колоски по отдельности. Не знаю, в каком отдельном вузе работают с вундеркиндами. Если даже есть таковые, то это очень редкие случаи, и мы не знаем о результатах таких экспериментов. Сейчас модно говорить о гибкой индивидуальной образовательной траектории, когда студент сам выбирает предмет, который хочет изучать. Но если бы каждый студент мог это сделать самостоятельно, то был бы профессором. Мы решили помочь ему сориентироваться – придумали рекомендательный сервис на основе пожеланий, назвав его «цифровой двойник студента». Это – психологические тесты, психофизиологические испытания для тех, кто выделяется из общей массы. Естественно, плюс ко всему учитываются все оценки и достижения студента за весь период обучения. Фактически мы даем студенту рекомендацию на будущее– какие его способности наиболее выигрышны и какому работодателю он подходит. Массово это сделать невозможно.
Мы работаем над созданием портрета эталонного выпускника. Какие курсы, какие софты нужно изучать, чтобы удовлетворить работодателя. С этой целью мы разбиваем студентов на три группы по траекториям. Первая группа – «технологи». Это – ведомые студенты, большинство из которых не хотят ничего предпринимать. Дистант очень хорошо продемонстрировал, что только 10-15 процентов студентов смогли учиться в сложившихся условиях, поскольку они мотивированы и могут себя дисциплинировать. Остальные, а это большая часть, к сожалению, не могут заниматься самостоятельно. Им обязательно, образно говоря, нужен надсмотрщик.
Как-то я услышал мнение, что китайцы высокодисциплинированные. Это было в те времена, когда учиться поступал всего один процент от общего количества выпускников. Действительно, они фантастически учились. Вот и появился такой миф. Когда их стало поступать в вузы больше, то оказалось, что и среди китайцев много ленивых. В 60-е годы поступали избранные, а сейчас поступают все. Через электронные курсы, различные виртуальные тренажеры дешевле и проще набрать некий опыт. Во время коронавируса мы оцифровали студенческую поликлинику и создали виртуальную клинику, в которой студенты были в роли врачей и больных. Действительность показала, что тренажеры не заменят реальное общение. После завершения учебы все равно придется работать и общаться с конкретными людьми.
Вторая, самая малая группа студентов – это будущие ученые. У них талант к научной деятельности, им интересно самообразование. Среди них активно развиваются самые любопытные.
Третья группа – «бизнесмены». Они у нас на вес золота. Их в стране катастрофически не хватает. Умных людей в стране полно, однако они не умеют продавать и внедрять свои изобретения или идеи. Вспомним изобретателя радио Александра Попова, который не стал патентовать ни радио, ни свой детектор молний. Зато итальянец Гульельмо Маркони не только зарегистрировал патент на изобретение радио, но и заработал на нем капитал. Впоследствии он стал лауреатом Нобелевской премии по физике 1909 года вместе с немцем Карлом-Фердинандом Брауном. Китайцы в этом плане вообще не стесняются.
Проблема 90 процентов оставшихся студентов заключается в том, что им ничего не надо. Они находятся в объектной позиции. К примеру, Пушкинская карта предоставляет возможность на 5 тысяч рублей посетить музеи и культурные объекты. Однако студенты ее не берут. Недалеко от нашего главного корпуса есть памятник студенческой халяве. Помните, когда учились, студенты в полночь перед экзаменом открывали форточку и трижды кричали: «Халява, приди!» Наш выпускник Дмитрий Бобрович придумал статую в виде птицы-женщины, в лапах которой зачетная книжка, на развороте надпись: «Халяве. Благодарные студенты». Хочу сказать, что в мозгах нынешней молодежи надежды на халяву стало даже больше.
Почему они находятся в такой позиции – это отдельная тема для обсуждения. Просто мы дошли до стандартов Европы, когда семьи живут достаточно хорошо, и молодой человек или молодая девушка слишком поздно начинает взрослеть. Возраст инфантильности увеличивается. По большому счету, они начинают понимать свои желания только к концу бакалавриата. В этом проблема большинства студентов. Чтобы избавиться от такой ситуации, я бы предложил сначала направлять их заниматься трудовой деятельностью. Но родители отдают приоритет учебе. Несколько лет назад руководством Ульяновской области за различными школами были закреплены парковые зоны. Так вот, родители возмутились, почему их дети должны приводить территории в порядок. Они не понимают, что через несколько лет эти дети могут вычеркнуть собственных родителей из жизни, поскольку они растут несамостоятельными и привыкли жить только ради своего удовольствия.
Надо было как-то расшевелить основную инертную массу. Для этого мы создали навигатор по активностям. Их более 60, включая йогу, плавание, мастерскую по керамике, кикбоксинг, изо и пр. На начальном этапе студентов фактически заставляем попробовать, зато через некоторое время они начинают понимать, что им это нравится.
Вторая ступень – это когда они начинают эти активности создавать. Мне очень понравился недавно открывшийся студенческий театр.
А на третьем этапе они начинают формировать команды. У нас, к примеру, есть дизайнеры, к которым часто обращаются, чтобы оформить площадки в городе. Все, что у нас на территории – летний кинотеатр, амфитеатр, площадки с различными интерактивными зонами – это их творчество. Сейчас придумали новый проект под кодовым названием «Качели, как жизнь, – то дух захватывает, то тошнит». Дизайнеры разрабатывают проект, чтобы отразить эти состояния.
– В Татарстане наблюдается нехватка учителей физики, а ученики не торопятся сдавать ЕГЭ по данному предмету. В некоторых инженерных школах эту науку преподают учителя из вузов. Чем объясните такое прохладное отношение к физике?
– Почему сейчас нет физиков? Просто в школах нет хороших лабораторных практик. В некоторых имеются виртуальные, однако, чтобы понять физику, нужно набить руку. Это – предметная наука. Мозг получает информацию, исходящую от рук: нужно уметь составлять цепи, работать с ретортами, колбами, магнитами, весами. Недалеко от нашего университета располагается Центр талантливых детей «Алые паруса». Для работы им купили лабораторные практикумы, которые подключаются к компьютеру. Результат оказался неожиданным: учащиеся не умеют правильно взвешивать – за них это делает компьютер. Немцы до сих пор, чтобы вырастить инженера, два месяца перед компьютерной начертательной геометрией заставляют его работать на кульмане. Это необходимо для развития моторики, структурирования мозгов – в компьютере плоский мир, а мы живем в трехмерном пространстве. Когда человек живет в плоском мире, то у него теряется ощущение измерения.
Мы прекрасно поняли, что спасение утопающих – это дело рук самих утопающих. В Ульяновске мы сотрудничаем с коллективами сорока школ, по области их число порядка тридцати. При нашем университете работает лицей физики, математики, информатики № 40. Есть школы, в которых мы курируем программы, и в них непосредственно работают наши преподаватели.
 
Ненавистная физика
 
– В последнее десятилетие благодаря политике первого Президента, нынешнего Государственного советника Республики Татарстан Минтимера Шаймиева и Раису Республики Татарстан Рустаму Минниханову в городах Татарстана открылись школы нового типа: инженерные лицеи и полилингвальные гимназии. Ведется ли такая работа в Ульяновской области?
– Да, сейчас во многих городах создаются передовые инженерные школы. Мы тоже готовимся. Но для этого должен быть индустриальный партнер. Ульяновские предприятия входят в вертикаль и не являются самостоятельными. По таким направлениям, как «радиационная медицина» или «робототехника для спецзон», сегодня легче договариваться с «Росатомом».
К сожалению, сегодня сложилось критическое состояние с преподаванием в школе физики– предмета, приоритетно важного и профильного для обучения на инженерно-технических и естественнонаучных специальностях. В результате вузы, особенно инженерно-технического профиля, испытывают огромный разрыв в существующем уровне подготовки в школе и необходимом уровне дальнейшего обучения в вузе. Появилась категория «необучаемых» студентов. Количество школьников, сдающих ЕГЭ по физике, с каждым годом уменьшается, и в региональных университетах их стало меньше, чем количество бюджетных мест в вузах на специальности, на которых физика является профильным предметом.
Конечно, с талантливыми учениками ведется индивидуальная работа. У нас есть «Дом научной коллаборации им. Ж. Алферова». Он был почетным профессором нашего университета. Госуниверситет является опорной площадкой олимпиады «Звезда», которую курирует Президент России Владимир Владимирович Путин. Это самая массовая в Ульяновской области школьная олимпиада страны. В этом году в ней участвовало 25 тысяч человек. Нас порадовало, что в прошлом году 26 победителей этой олимпиады поступили в наш университет, в отличие от победителей минобровских олимпиад, которые стремятся в московские и санкт-петербургские вузы.
Ульяновск – это не только родина Владимира Ульянова-Ленина, но и родина Ивана Гончарова, создавшего образ Обломова. Не все родители согласны отпускать своих детей далеко от себя. Сейчас, думаю, это правильная позиция. В восемнадцатилетнем возрасте мозги только-только созревают.
Как и у вас, в некоторых наших школах не хватает педагогов по физике. На наш взгляд, самая большая беда в том, что в педуниверситетах готовят плохих специалистов. Исходя из этого, сами начали готовить кадры – 120 студентам инженерно-физического факультета мы даем вторую квалификацию, педагогическое образование. Однако вопрос заключается в том, пойдут ли они работать в школы? Как они говорят, «оно нам надо?» Во всем нужна мотивация.
Вот учителя информатики оказались востребованными и очень активно работают с учениками, получая фантастические результаты. В вузах количество бюджетных мест с каждым годом растет. В прошлом году контрольные цифры приема нам увеличили в два раза. Как правило, рост идет за счет IТ-направления. Как ни странно, не учитывается то, что в школах выпускников меньше, чем бюджетных мест в вузах.
У нас очень хорошие контакты со всеми соседями – с Самарой, Казанью, Чебоксарами. Вузы в этих городах не стремятся стать монополистами, они готовы сотрудничать для того, чтобы общими усилиями достичь больших результатов.
– Как бы вы охарактеризовали современное молодое поколение?
– Попадаются разные абитуриенты, среди них есть такие, которые не могут складывать дроби. Был случай, когда в конце экзамена одному неучу задали вопрос о том, кто такой Ленин, и получили ответ, что он великий писатель, который родился в XVIII веке. В шутку экзаменаторы задали ему вопрос: а как же он смог дожить до Октябрьской революции? При этом каждый год школьников водят в Ленинский мемориал. У некоторых студентов-компьютерщиков зауженная зона восприятия. Они не воспринимают всю информацию, берут лишь ту, которая им резонирует. Многие из них большую часть жизни проводят в виртуальном пространстве.
Сейчас молодые не читают, максимум могут прочитать заголовки. А кто-то говорит, что они должны читать газеты. Когда задаешь вопрос, читал ли кто-нибудь братьев Стругацких, то в ответ никто не поднимает руку. Задаешь вопрос, кто держал паяльник в руках, поднимаются две-три девичьи руки. Оказывается, когда-то отец их заставил припаять провода. Многие родители считают, что их дети увлечены программированием, поскольку целыми днями сидят за компьютерами. На самом деле у них – игровая зависимость.
Мы сейчас разработали новую программу, и у нас появится направление «фиджитал» – смесь киберспорта и «живых» игровых видов. Мы хотим привлечь внимание молодых к новым форматам проведения спортивных соревнований. Это – одна из реальных возможностей вытащить их из виртуального мира.
– Каким должно быть российское образование?
– Начнем с того, что я очень не люблю реформы. Считаю, что топ-менеджерам нужно запретить проводить реформы на протяжении двух-трех лет сразу после назначения. Тенденция такова, что каждый начальник приходит с реформами и с идеей что-то поменять. Эти изменения, к сожалению, начинают происходить просто ради изменений. Обратной реакции я не вижу. Когда вводили ЕГЭ, то сторонники считали, что они будут знать все про школы и качество образования. Никаких корректирующих действий предпринято не было. Некоторые думают, что с повышением зарплаты учителей ситуация изменится. По моему мнению, повышение зарплаты не приводит к улучшению качества работы. Любой человек будет работать ровно столько, сколько позволяет ему характер. Нужно изменить отношение общества к школьному образованию и труду педагога.
 
 
Сюмбель ТАИШЕВА
Фото https://www.tatar-inform.ru/

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ