«Российские педагоги и наставники»: от Петра I до наших дней»
В Национальном музее Татарстана работает передвижная стендовая выставка «Российские педагоги и наставники»: от Петра I до наших дней». Выставка рассказывает о выдающихся ученых, педагогах и государств...
В Национальном музее Татарстана работает передвижная стендовая выставка «Российские педагоги и наставники»: от Петра I до наших дней».
Выставка рассказывает о выдающихся ученых, педагогах и государственных деятелях, внесших весомый вклад в развитие и становление системы воспитания и образования в России в XVIII - XXI вв.
Подготовка кадрового резерва страны стала делом государственной важности при Императоре Петре I. Уделяя особое внимание всесословном образованию, государь-реформатор повелел открыть в России навигацкие, пушкарские, госпитальные, приказные, гарнизонные и другие школы, а также начальные училища. В Петербурге появилась первая государственная публичная библиотека, были учреждены Академия наук, университет и гимназия при ней. Сподвижниками государя в реформах образования и просвещения являлись выдающиеся деятели того времени: архиепископ Феофан (Прокопович), экономист и публицист Иван Посошков, математик ипедагог Леонтий Магницкий.
В экспозиции Выставки рассказывается о достижениях Екатерининской эпохи: учреждении 10-12 летнего образования для детей с 5-6 лет, введении классно-урочной системы обучения, основании Воспитательных домов в Москве и Петербурге, Императорского коммерческого училища, Смольного института благородных девиц и мещанских училищ. Весомый вклад в развитие системы образования внесли российские ученые Василий Татищев и Михаил Ломоносов. Постижение наук происходило в тесной связи с духовным образованием, ключевая роль в укреплении и совершенствовании которого принадлежала митрополиту Московскому и Коломенскому Платону (Левшину).
XIX век подарил отечественной педагогике немало ярких имен, среди них - основатель российской юридической науки М.М. Сперанский (1772-1839), историк, филолог, министр народного просвещения Российской Империи, Президент Императорской академии наук С.С. Уваров (1786 – 1855), поэт и педагог В.А. Жуковский (1783 – 1852), основатель российской военно-полевой хирургии и анестезии, профессор Н.И. Пирогов (1810 – 1881), историк, заслуженный профессор Московского университета В.О. Ключевский (1841-1911), Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827 – 1907), математик и ботаник С.А. Рачинский (1833 – 1902) и др.
Посетители экспозиции узнают о многогранной просветительской и научной деятельности величайшего русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского, 200-летие со дня рождения, которого отмечается в России в 2023 году. В середине XIX века им были заложены основы научной педагогики. Константин Дмитриевич утверждал, что "воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах", а величайшим наставником в педагогической деятельности является родной язык, поскольку он учил народ тогда, "когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающий учить его тогда, когда появилась цивилизация". Особую роль Константин Дмитриевич отводил женщине-педагогу, при его содействии Смольный институт являлся одним из ведущих образовательных учреждений, был открыт двухлетний педагогический курс, выпускницы которого могли преподавать.
Реформирование отечественной системы образования происходило с расширением сети образовательных учреждений. При Императоре Александре III в России одновременно существовали начальные народные училища Министерства народного просвещения, церковно-приходские школы при православных приходах, начальные школы других конфессий, а также сеть земских начальных школ. Росло число городских училищ, и прогимназий, дававших более высокое образование, чем начальное. Увеличение числа образовательных учреждений продолжилось при Императоре Николае II, для рабочих в Москве был открыт первый народный университет – Пречистенские рабочие курсы.
После революционных событий 1917 года школа была отделена от церкви, введено совместное обучение и обязательное 7-летнее образование. Координацией научно-исследовательской работы в области образования занималась Академия педагогических наук РСФСР. Условия для плодотворного государственно-общественного сотрудничества в развитии отечественной школы и педагогической науки на демократической основе были закреплены Законом РФ об образовании 1992 года.
Выставка знакомит не только с историей развития образовательной системы в России, но и с достижениями современной педагогики. Опыт и знания выдающихся деятелей прошлого в наши дни должны стать неизменным ориентиром для педагогов, которые по долгу службы и своему призванию стоят на страже национальных интересов России. Выставка будет интересна самому широкому кругу посетителей. Визуальный ряд дополнен мультимедийным контентом и QR-кодами, по которым доступна электронная версия путеводителя.
Фото: Расихи Фаизовой
Выставка рассказывает о выдающихся ученых, педагогах и государственных деятелях, внесших весомый вклад в развитие и становление системы воспитания и образования в России в XVIII - XXI вв.
Подготовка кадрового резерва страны стала делом государственной важности при Императоре Петре I. Уделяя особое внимание всесословном образованию, государь-реформатор повелел открыть в России навигацкие, пушкарские, госпитальные, приказные, гарнизонные и другие школы, а также начальные училища. В Петербурге появилась первая государственная публичная библиотека, были учреждены Академия наук, университет и гимназия при ней. Сподвижниками государя в реформах образования и просвещения являлись выдающиеся деятели того времени: архиепископ Феофан (Прокопович), экономист и публицист Иван Посошков, математик ипедагог Леонтий Магницкий.
В экспозиции Выставки рассказывается о достижениях Екатерининской эпохи: учреждении 10-12 летнего образования для детей с 5-6 лет, введении классно-урочной системы обучения, основании Воспитательных домов в Москве и Петербурге, Императорского коммерческого училища, Смольного института благородных девиц и мещанских училищ. Весомый вклад в развитие системы образования внесли российские ученые Василий Татищев и Михаил Ломоносов. Постижение наук происходило в тесной связи с духовным образованием, ключевая роль в укреплении и совершенствовании которого принадлежала митрополиту Московскому и Коломенскому Платону (Левшину).
XIX век подарил отечественной педагогике немало ярких имен, среди них - основатель российской юридической науки М.М. Сперанский (1772-1839), историк, филолог, министр народного просвещения Российской Империи, Президент Императорской академии наук С.С. Уваров (1786 – 1855), поэт и педагог В.А. Жуковский (1783 – 1852), основатель российской военно-полевой хирургии и анестезии, профессор Н.И. Пирогов (1810 – 1881), историк, заслуженный профессор Московского университета В.О. Ключевский (1841-1911), Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827 – 1907), математик и ботаник С.А. Рачинский (1833 – 1902) и др.
Посетители экспозиции узнают о многогранной просветительской и научной деятельности величайшего русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского, 200-летие со дня рождения, которого отмечается в России в 2023 году. В середине XIX века им были заложены основы научной педагогики. Константин Дмитриевич утверждал, что "воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах", а величайшим наставником в педагогической деятельности является родной язык, поскольку он учил народ тогда, "когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающий учить его тогда, когда появилась цивилизация". Особую роль Константин Дмитриевич отводил женщине-педагогу, при его содействии Смольный институт являлся одним из ведущих образовательных учреждений, был открыт двухлетний педагогический курс, выпускницы которого могли преподавать.
Реформирование отечественной системы образования происходило с расширением сети образовательных учреждений. При Императоре Александре III в России одновременно существовали начальные народные училища Министерства народного просвещения, церковно-приходские школы при православных приходах, начальные школы других конфессий, а также сеть земских начальных школ. Росло число городских училищ, и прогимназий, дававших более высокое образование, чем начальное. Увеличение числа образовательных учреждений продолжилось при Императоре Николае II, для рабочих в Москве был открыт первый народный университет – Пречистенские рабочие курсы.
После революционных событий 1917 года школа была отделена от церкви, введено совместное обучение и обязательное 7-летнее образование. Координацией научно-исследовательской работы в области образования занималась Академия педагогических наук РСФСР. Условия для плодотворного государственно-общественного сотрудничества в развитии отечественной школы и педагогической науки на демократической основе были закреплены Законом РФ об образовании 1992 года.
Выставка знакомит не только с историей развития образовательной системы в России, но и с достижениями современной педагогики. Опыт и знания выдающихся деятелей прошлого в наши дни должны стать неизменным ориентиром для педагогов, которые по долгу службы и своему призванию стоят на страже национальных интересов России. Выставка будет интересна самому широкому кругу посетителей. Визуальный ряд дополнен мультимедийным контентом и QR-кодами, по которым доступна электронная версия путеводителя.
Фото: Расихи Фаизовой
Комментарийлар