Совет психолога: «Как развить мотивацию у ребенка?»
Мотивация – термин, который появился в нашей жизни не так давно, но уже успел плотно в нее войти. Сам термин имеет латинские корни и показывает, насколько большое у человека желание что-то делать. К к...
Мотивация – термин, который появился в нашей жизни не так давно, но уже успел плотно в нее войти. Сам термин имеет латинские корни и показывает, насколько большое у человека желание что-то делать. К каким только методам и приемам не обращаются родители, чтобы дать своим детям мотивацию. В конечном итоге выбирается более выигрышный вариант. Достижение цели с помощью мотивации, а не путем принуждения ребенка к чему-либо, требует больших усилий. Однако именно это и есть самый верный путь, способствующий правильному развитию ребенка. Для того, чтобы подробнее узнать о том, как правильно мотивировать ребенка, мы обратились к педагогу-психологу высшей категории Солтании Василовне Гатауллиной.
Мотивация – это очень мощный, важный и нужный внутренний двигатель. Именно благодаря ей, человек способен выйти из зоны комфорта на пути к достижению своей цели. Мотивация «держится» на нескольких вещах: потребность, цель, убеждение, идеал. «Я стараюсь – у меня получается – я достигаю поставленной цели – я стараюсь...» – если у человека есть такая цепочка, то мотивация прекрасно работает, но стоит только цепи разрушится, как исчезает и сама мотивация. Для примера разберем следующие ситуации:
Вот несколько советов, которые позволят развить в ребенке мотивацию и веру в себя:
Какая похвала принесет наибольшую пользу?
Положительная мотивация всегда будет сильнее отрицательной мотивации. Ребенок в любой момент внутри себя может подумать: «Я сделал свою работу, у меня все получилось, а значит меня ждет похвала от взрослых». Важно, чтобы они чувствовали родительскую любовь, видели, как их действия заставляют родителей восхищаться. Важно не переусердствовать и понимать, что если перестараться с похвалой, то ребенок останется на месте. Самый главный враг мотивации и самостоятельности – это гиперопека: ребенок никогда не будет принимать самостоятельные решения, если за него все время решают взрослые.
Где же лежит золотая середина между похвалой и критикой? Родители часто путают похвалу и критику: они пытаются хвалить своего ребенка, говоря о неудачах его сверстников. Такую «помощь» еще называют критикой с положительной стороны. Однако в ней нет ничего хорошего. Такое воспитание лишь рождает в ребенке низкую самооценку. Взрослым, такой человек постоянно будет недовольным; у него не будет веры в свои собственные силы, а каждое принятое решение будет окутано сильными сомнениями.
Несколько советов родителям:
Гульшат Гыйльметдинов, Набережный Челны, мать 3 детей. (Салим, 14 лет; Алсу, 10 лет; Нияз, 1 год)
– Я думаю, что для развития у ребенка мотивации нужно поставить несколько вопросов: “Зачем? Как? Каким будет результат?”. Я использую их, когда мы беседуем с детьми. В своей жизни ребенок считает некоторые дела важными и обязательными, а некоторые – лишь своим желанием. В первую очередь мы уточняем именно это. Только после этого можно поставить перед собой цель. Только это, само по себе, работает как мотивация. Дочка занимается в музыкальном кружке, поначалу она была не уверена в своих способностях, особенно в пении. Она возвращалась из школы и рассказывала, что там занимаются ее одноклассницы. И я повела ее к учительнице, чтобы она тоже попробовала себя в этом. Учительница заметила у дочери предрасположенность к музыке и пригласила на занятия. Мою дочку все еще окутывали сомнения, тем не менее она продолжала завидовать своим одноклассницам. И вот в один день мы сели, чтобы обсудить это. «Музыка – это прекрасно и красиво, духовное богатство. Чтобы ею заниматься не нужна физическая подготовка. Это навык, который будет полезен всю жизнь. В будущем ты может и вовсе свяжешь свое будущее с музыкой», – сказала я дочери. В пример привела телевидение, радио; различные конкурсы и концерты, праздники, возможность выступать на которых открывается благодаря пению. Сейчас моя дочь уже второй год занимается. Есть и свои достижения. Она принимает участие в разных конкурсах, приносит домой медали и дипломы. Это меня очень радует.
Айнур Искандеров, Казань, отец 2 дочерей (6 лет и 4 года)
– В этом году старшая дочь начала посещать курсы подготовки к школе. Сначала ей понравилась такая «взрослая» жизнь: собирать и носить рюкзак, одеваться как ученица. Вскоре появилось домашнее задание, где-то письмо в прописях, где-то выучить куплет стихотворения... Чтобы не отбить интерес к школе, учительница не требует обязательного выполнения домашнего здания, но оно желательно. «Давай не накапливать работу, будем все делать постепенно. Если сегодняшние задание оставить на завтра, то завтра нужно будет уже четыре строчки прописать, а не две», – объяснил я дочке. Когда начинаешь делать много – устаешь, становится тяжело и неинтересно. А если по чуть-чуть, то будет легче. На мой взгляд, это хорошо, что мы с дочерью прошли эту подготовку. Появилась позитивная мотивация: выполняешь работу, все получается, еще и хвалят. Думаю, мы сохраним эти правила и будем и дальше их придерживаться.
Материал: Нуриса САГДИЕВА
Перевод: Камиль ТАИШЕВ
Мотивация – это очень мощный, важный и нужный внутренний двигатель. Именно благодаря ей, человек способен выйти из зоны комфорта на пути к достижению своей цели. Мотивация «держится» на нескольких вещах: потребность, цель, убеждение, идеал. «Я стараюсь – у меня получается – я достигаю поставленной цели – я стараюсь...» – если у человека есть такая цепочка, то мотивация прекрасно работает, но стоит только цепи разрушится, как исчезает и сама мотивация. Для примера разберем следующие ситуации:
- Ребенок, страдающий дисграфией – нарушением письма, при котором ярко выражены повторяющиеся ошибки в написании слов. Если этот ребенок даже попробует самостоятельно исправить этот дефект – у него ничего не поможет, здесь важна правильная коррекционная работа (помощь специалиста). В таком случае бесполезно учить правила и пытаться писать без ошибок. Здесь наша цепочка нарушается еще в самом начале.
- Когда ребенок моет посуду, он знает, как сделать так, чтобы она сияла и блестела. Однако этот результат ему особо неинтересен и не вдохновляет его; результат не приносит ему удовольствия и цепочка разрывается посередине.
- Ребенок не контролирует свои импульсы или же вовсе не верит в себя. Он знает, что если возьмётся за дело, то все получится, ему нравится видеть результат своих трудов. Однако из-за своих чувств он не «связывает» свой успех со своими предыдущими действиями. И вот опять цикл мотивации не замыкается. Какие же есть способы сохранить эту цепочку в целости?
Вот несколько советов, которые позволят развить в ребенке мотивацию и веру в себя:
- Поддерживайте увлечения ребенка, внимательно слушайте о его успехах. Важно хвалить ребенка за каждое достижение. Такая поддержка станет хорошей основой для развития мотивации. Ребенок будет чувствовать, что если у него возникнет проблема или трудность, у него будет к кому обратиться. Важно слушать ребенка, узнавать о его мечтах и целях. Даже если он ошибается, то это нормально, это результат его собственных решений и поступков. Важно с раннего детства сформировать у ребенка осознание того, что успехи и достижения вознаграждаются. Достижение долгожданного результата должны приносить духовное наслаждение, а иногда и материальное вознаграждение.
- Отмечайте положительные моменты в действиях ребенка, не зависимо от их важности. Если у него не получится добиться желаемого результата, не стоит ругать его, а, наоборот, подчеркнуть то, в чем он был хорош и преуспел. Необходимо дать ребенку понимание, что не всегда важен только результат, важен и сам процесс на пути к нему.
- Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Надо этому его научить, чтобы он знал, что ошибаться это нормально, и ошибаются все. Надо быть готовым утешить ребенка, когда у него что-то не получается. Таким образом создается благоприятная психологическая атмосфера: это поможет ребенку справляться с трудностями, а также даст почву для крепких доверительных отношений. Это способствует достижению желаемого результата в будущем.
- Необходимо уметь поддержать ребенка, поощрять его на пути к поставленной им цели. Тем не менее, важно не знать меру, чтобы мотивация не переросла в манипуляцию.
- Не менее важно подавать положительный пример собственными действиями. Положительный пример и совместная деятельность помогают направить ребенка на нужный путь.
Какая похвала принесет наибольшую пользу?
Положительная мотивация всегда будет сильнее отрицательной мотивации. Ребенок в любой момент внутри себя может подумать: «Я сделал свою работу, у меня все получилось, а значит меня ждет похвала от взрослых». Важно, чтобы они чувствовали родительскую любовь, видели, как их действия заставляют родителей восхищаться. Важно не переусердствовать и понимать, что если перестараться с похвалой, то ребенок останется на месте. Самый главный враг мотивации и самостоятельности – это гиперопека: ребенок никогда не будет принимать самостоятельные решения, если за него все время решают взрослые.
Где же лежит золотая середина между похвалой и критикой? Родители часто путают похвалу и критику: они пытаются хвалить своего ребенка, говоря о неудачах его сверстников. Такую «помощь» еще называют критикой с положительной стороны. Однако в ней нет ничего хорошего. Такое воспитание лишь рождает в ребенке низкую самооценку. Взрослым, такой человек постоянно будет недовольным; у него не будет веры в свои собственные силы, а каждое принятое решение будет окутано сильными сомнениями.
Несколько советов родителям:
- Не повышайте голос, старайтесь говорить спокойно. Так ребенок лучше поймет, что вы от него хотите.
- Не читайте детям нотаций. После них он вряд ли захочет что-то изменить. Во время беседы постарайтесь «стать» другом для ребенка, быть дружелюбным и отзывчивым собеседником. Вместе подумайте о разных вариантах решения; приведите примеры из своей жизни.
- Свое внимание в первую очередь обратите на положительные вещи. Чтобы не случилось, важно найти хорошее в произошедшем.
- Не обобщайте. Разбирайте конкретный случай, избегайте фраз вроде «ты каждый раз так», «ну вот опять», «что еще следовало ожидать».
- Доверяйте ребенку и предлагайте ему свою помощь. Он должен доверять родителям, видеть в них опору и поддержку. Что бы не случилось, ребенок должен знать, что всегда может обратиться к вам за советом.
Гульшат Гыйльметдинов, Набережный Челны, мать 3 детей. (Салим, 14 лет; Алсу, 10 лет; Нияз, 1 год)
– Я думаю, что для развития у ребенка мотивации нужно поставить несколько вопросов: “Зачем? Как? Каким будет результат?”. Я использую их, когда мы беседуем с детьми. В своей жизни ребенок считает некоторые дела важными и обязательными, а некоторые – лишь своим желанием. В первую очередь мы уточняем именно это. Только после этого можно поставить перед собой цель. Только это, само по себе, работает как мотивация. Дочка занимается в музыкальном кружке, поначалу она была не уверена в своих способностях, особенно в пении. Она возвращалась из школы и рассказывала, что там занимаются ее одноклассницы. И я повела ее к учительнице, чтобы она тоже попробовала себя в этом. Учительница заметила у дочери предрасположенность к музыке и пригласила на занятия. Мою дочку все еще окутывали сомнения, тем не менее она продолжала завидовать своим одноклассницам. И вот в один день мы сели, чтобы обсудить это. «Музыка – это прекрасно и красиво, духовное богатство. Чтобы ею заниматься не нужна физическая подготовка. Это навык, который будет полезен всю жизнь. В будущем ты может и вовсе свяжешь свое будущее с музыкой», – сказала я дочери. В пример привела телевидение, радио; различные конкурсы и концерты, праздники, возможность выступать на которых открывается благодаря пению. Сейчас моя дочь уже второй год занимается. Есть и свои достижения. Она принимает участие в разных конкурсах, приносит домой медали и дипломы. Это меня очень радует.
Айнур Искандеров, Казань, отец 2 дочерей (6 лет и 4 года)
– В этом году старшая дочь начала посещать курсы подготовки к школе. Сначала ей понравилась такая «взрослая» жизнь: собирать и носить рюкзак, одеваться как ученица. Вскоре появилось домашнее задание, где-то письмо в прописях, где-то выучить куплет стихотворения... Чтобы не отбить интерес к школе, учительница не требует обязательного выполнения домашнего здания, но оно желательно. «Давай не накапливать работу, будем все делать постепенно. Если сегодняшние задание оставить на завтра, то завтра нужно будет уже четыре строчки прописать, а не две», – объяснил я дочке. Когда начинаешь делать много – устаешь, становится тяжело и неинтересно. А если по чуть-чуть, то будет легче. На мой взгляд, это хорошо, что мы с дочерью прошли эту подготовку. Появилась позитивная мотивация: выполняешь работу, все получается, еще и хвалят. Думаю, мы сохраним эти правила и будем и дальше их придерживаться.
Материал: Нуриса САГДИЕВА
Перевод: Камиль ТАИШЕВ
Комментарийлар