Логотип Магариф уку
Цитата:

Тайны Чуфут-Кале

Чуфут-КалеВо время поездки в Бахчисарай было решено съездить на джипе в «пещерный город» Чуфут-Кале ранним утром, до солнцепека. Если вдруг решите последовать нашему примеру, то смело идите к Ханскому...

Чуфут-Кале
Во время поездки в Бахчисарай было решено съездить на джипе в «пещерный город» Чуфут-Кале ранним утром, до солнцепека. Если вдруг решите последовать нашему примеру, то смело идите к Ханскому дворцу – не успеете дойти до него, как сразу несколько симпатичных парней предложат вам стать гидом в эту древнюю византийскую крепость VI века. Для тех, кто не любит экстремального вождения и сильной тряски на легендарном «советском» джипе УАЗ-469 по бездорожью на вершину горного плато, есть возможность выбрать цивилизованный способ – доехать по асфальтовой дороге до этого чудесного края.
Когда наш водитель, наконец, к нашей безграничной радости, довез нас на вершину, граничащую с облаками, взору предстало древнее поселение, вход в который шел через огромные старинные ворота – ставни. По правде говоря, мы еще не знали, что на этом месте находился городок, в котором в разные эпохи руководили и жили представители совершенно разных народов. Об этом нам начали рассказывать продавцы сувениров и древних монет. Трудно сказать, продавали они оригинальные монеты, случайно найденные черными копателями в этих богатых окрестностях, а может, это были искусно сделанные подделки. Проверить это не удалось – с собой не было наличности, с интернетом возникла проблема. Вскоре водитель нас высадил и попросил полностью оплатить стоимость проезда – это мало-немало две с половиной тысячи рублей на двоих. Вспомнив рассказы друзей, которых в Египте не хотели спускать с верблюда без повторной оплаты, мы убедили нашего шофера в том, что оплатим, когда он приедет за нами на парковку около квартала Салачик. Он сильно колебался, даже кому-то позвонил, но мы показали свои удостоверения журналиста, и ему ничего не оставалось, как согласиться. Так что у нашей профессии есть еще преимущества в убеждении.

«Пещерный город»
В ранний час вокруг никого не было, и мы стали приближаться к каменному входу в древний город – Бийик капу (Большие, или Восточные ворота). Ворот несколько, в том числе Кичик капу (Южные, или Малые ворота), а также Орта капу (Средние ворота), которые находятся непосредственно внутри территории посередине средней оборонительной стены.
Вид захватывающий, будто из кинофильма. На наше счастье, вскоре подъехала еще одна машина с туристами из Москвы вместе с личным гидом. На нашу просьбу присоединиться, мы получили одобрение. Одно дело – это когда ты обозреваешь местность и тыкаешься в путеводитель, и совсем другое, когда тебя сопровождает дипломированный историк. Среди экскурсоводов, которые нам в дальнейшем попадались по пути, большинство были мужчины. Это неудивительно, ведь только наш маршрут растянулся на 15 км, да и опыт скалолаза не помешает – нужно быть крайне осторожным. Второй совет – одевайте удобную одежду и обувь, чтобы не упасть, поскольку скалистые склоны достаточно круты. А если вы путешествуете с детьми, не упускайте их из виду и держите за руки, так как достаточно много мест, куда можно неожиданно соскользнуть или упасть.
Не знаю, слышали ли вы такую поговорку «Хитер, как татарин». Существует несколько шутливых теорий ее происхождения. Попробуем и мы внести свою лепту. Крепость, которая предстала моему взору, очень древняя. Историки лишь предполагают, что она возникла в VI веке, другие считают, что укрепления воздвигли намного позднее, спустя пять веков. Единодушны они в том, что древний человек в этих краях на каменном плато жил намного раньше – целых 7 тысяч лет назад. История Чуфут-Кале до конца до сих пор не исследована. По одной из гипотез археологов, он был основан как византийская крепость, однако упоминаний о нем не удалось найти. Кто бы ни выбрал эту территорию для жизни, он, безусловно, был мудр. Сама природа позаботилась о безопасности людей: кале располагается на скальном мысе, который возвышается на 560 метров над уровнем моря. С трех сторон оно окружено отвесными, почти непроходимыми скалами. А с первого века нашей эры здесь жили представители ираноязычного племени сармато-аланов (асов). Фуллы – так предположительно назывался город во время Хазарского каганата – получил свое новое название Кырк-Йер.
В ярлыках крымских ханов он именуется «Кале», что означает, как и у других тюркских народов, «крепость», «город». С XIII века город становится центром княжества – бейлыка Кырк-Йер, то есть это была «крепость сорока замков». Такое упоминание сохранилось в записках известного французского дипломата и путешественника Гийома де Рубрука, датируемых 1253 годом. По-татарски «кырык» также означает «сорок». А слово «йер» созвучно со словом «җир», что означает «земля». Сохранился другой вариант написания крепости – Кырк-Ор. В крепости сохранилась ранневизантийская оборонительная стена с воротами, датируемыми VI веком. В XII веке крепость являлась столицей кыпчаков, которые боролись с Золотой Ордой за независимость. Сохранилась легенда – когда к Кырк-Ору в конце XIII века подошли золотоордынские татары под предводительством эмира Ногая, войска пошли на хитрость. После неудачного штурма эмир велел своим людям во всех окрестных деревнях собрать музыкальные инструменты и медную посуду. Аланские защитники не могли об этом знать и ждали нападения в полной боевой готовности. На протяжении трех дней и трех ночей ногайцы играли на шумовых инструментах и создавали эффект готовящегося штурма. Уставшие от ожидания, а может, убаюканные музыкой, защитники крепости уснули и не заметили, как город был покорен вошедшими войсками. Вот еще одна версия поговорки о хитрых татарах.
В 1428 году Крымский улус был захвачен крымскотатарским ханом Хаджи Гераем, который пользовался поддержкой Великого князя литовского Витовта. Вскоре во главе 16-тысячного войска хан занял Эски-Кырым, Кырк-Йер и Солхат, и на его сторону перешли крупные крымские мурзы из рода Ширин.
Впоследствии Кырк-Йер (Кырк-Ор) стал первой столицей самостоятельного Крымского ханства и резиденцией первых его ханов – потомка эмиров Крымского улуса Золотой Орды Хаджи Девлет I Гирея и его шестого сына Менгли I Гирея. Когда для крымских ханов возводился дворец в Салачике, Кырк-Йер был избран в качестве убежища на случай войны.
СПРАВКА: Пещерный город имеет несколько вариантов названий:

  • самое устоявшееся – «Чуфут-Кале», в переводе с крымско-татарского означает «Еврейская крепость»;

  • названия «Кырк-Йер», «Чифут-Калеси», «Гевхер-Кермен» появились во времена Крымского ханства;

  • есть еще один вариант – «Джуфт-Кале», что на крымско-татарском языке означает «Двойная крепость».


Мы обошли крепость снизу по каменистой тропинке. В ранний час ворота были еще заперты. Как нам рассказали, до прошлого века  вся торговля велась за пределами крепости, и вход в ворота чужестранцам был запрещен – вот такая предусмотрительная мера безопасности. Рядом сохранились остатки водосборного бассейна. Вероятно, вода предназначалась для домашних животных. С внутренней стороны, как мы увидели позднее, к воротам шла сохранившаяся глубокая колея – по этой дороге когда-то передвигались лошади с арбами.
 
Дюрбе Джанике-Ханым
Когда-то Чуфут-Кале являлось родовой крепостью известной крымской правительницы Джанике-Ханым, дочери золотоордынского хана Тохтамыша и жены полководца эмира Эдигея – основателя Ногайской Орды. Об этом нам рассказал наш гид, сотрудник Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. Так получилось, что наша первая группа туристов пошла вперед по своей программе, а мы присоединились к новой группе, вместе с ними повторно прошли часть пути и вышли к воротам, с которых начался наш маршрут.

В крепости сохранилось величественное здание – Дюрбе Джанике-Ханым. Этот мавзолей датируется 1437-м годом. Мраморное надгробие в дюрбе украшено арабской надписью: «Это – гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года».
Если посмотреть историческую справку, то можно узнать, что Джанике-Ханым сыграла важную роль в обособлении Крымского ханства от Золотой Орды. Будучи правительницей Кыркорского бейлика, она оказывала поддержку будущему первому крымскому хану Хаджи Гераю в борьбе с потомками Тохтамыша Кичи-Мухаммедом и Сайид Ахмадом. А они претендовали на полную власть в Крыму.
 
Кырк-Ор – столица Крымского ханства
Смерть Джанике-Ханым в 1437 году привела к ослаблению положения Хаджи Герая в Крыму. В результате он вынужденно эмигрировал в Великое княжество Литовское. Через четыре года Хаджи I Герай вернулся в Крым и основал независимое Крымское ханство. Так начался новый этап развития этой территории.
Столицей он выбрал Кырк-Ор, который вскоре расцветает – по данным историков, позднее, в XVIII веке, в нем насчитывалось более 500 усадеб – и становится одним из самых богатых городов. Настолько богатым, что стены крепости были украшены драгоценными камнями. В крепости располагался и государственный монетный двор. Большинство домов располагались в восточной части города.
Крымские татары начинают называть ее на новый лад – Гевхер-Кермен, то есть дословно «крепость драгоценностей». У татар слово «крепость» также звучит как «кермен».
Во время обхода кале мы, само собой разумеется, никаких ценных камней не обнаружили. Сегодня большая часть территории находится в руинах. Однако чудом уцелели кованые железом входные ставни – ворота восточной оборонительной стены, руины мечети и вышеназванное дюбре. В 2000 годах археологи обнаружили и расчистили  осадный колодец для дождевой воды, который назывался  «Тик-Кую». Глядя на него, невозможно не удивиться, как люди вручную выдолбили колодец, который уходит в землю на глубину 45 метров. Вниз шла винтовая лестница, вырубленная из камня, а рядом находятся остатки наскальной  живописи.
По мнению историков, здесь на территории от чужих глаз должен быть скрыт, как минимум, еще один источник. К примеру, спустя пару-тройку лет в ходе археологических исследований в самом городище был обнаружен еще один колодец с тайным ходом, который спускается от плато к подножью горы. Предполагается, что вода поставлялась туда вручную.
 
Почему караимы ушли из Чуфут-Кале?
 
Когда было принято решение перевести столицу крымских татар в Бахчисарай, крымские татары поручили присматривать за этой крепостью местным караимам. Так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда и института раввинов. Они работали на государственной службе и платили меньше налогов, чем другие народы. Караимы хорошо владели крымскотатарским языком. Как известно из истории, знание языка и местных обычаев помогли многим из них остаться в живых в годы Великой Отечественной войны. Сама местность получила новое название Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».
К середине XIX века эта крепость, в котором насчитывалось 300 домов, опустела.Свидетельствами того времени являются две сохранившиеся кенассы – это караимские молитвенные дома – и усадьба караимского писателя и археолога 18 века Авраама Фирковича. Кенассы и сегодня находятся в прекрасном состоянии, поскольку реставрируются на средства караимской общины.
После того, как караимы получили разрешение жить на территории всего Крымского ханства, большая часть караимов мигрировала в западную часть Крыма. Здесь было основано новое поселение в Евпатории. Последние смотрители Чуфут-Кале братья Дубинские умерли в середине 20 века.
 
Медресе Зынджырлы
 
При Менгли I Герае столица Крымского ханства была перенесена в квартал Салачик. После экскурсии по крепости мы решили спуститься вниз и посетить самое известное крымскотатарское медресе Зынджырлы, которое располагается недалеко от кале.  Если быть точным, то подножье располагается в двух с лишним километрах. Потребуется не менее 40-45 минут быстрой ходьбы.
Белокаменное учебное заведение, которое было прогрессивным для своего времени и таким оставалось еще несколько столетий, называют медресе хана Мегли I Герая. В августе 2023 года одному из главных и древних университетов Восточной Европы исполнится 520 лет. За время работы здесь получили образование известные в Крыму и во всем тюркском мире богословы, ученые, поэты и прозаики.
Перед тем, как войти в храм мусульманской науки, каждый входящий должен почтительно склонить голову под железной цепью – она подвешена под притолокой главного входа. По преданию, повесить цепь приказал сам Менгли I Герай. С тех пор в памяти людей и осталось название Зынджырлы – медресе с железной цепью.
Спускаться будет намного легче, если вы с собой захватите бутылочку с водой. Не выкидывайте ее, по пути вам встретится источник, из которого можно испить святой воды. Навстречу вам будут встречаться многочисленные туристы, которые, наоборот, поднимаются по горным тропинкам наверх. А еще на память вы можете приобрести местные сувениры и ароматные эфирные масла. Я выбрала себе трио – из розы, пихты и можжевельника. И теперь каждый раз, когда я протягиваю свою руку к ним, вспоминаю дивное путешествие в край наших предков.

Сюмбель Таишева


Автор фото: Сюмбель Таишева


Похожий материал: https://magarif-uku.ru/ru/kashtan-gasprinskogo-vblizi-medrese-z-2/

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ