Логотип Магариф уку
Цитата:

В Казани впервые пройдет форум учителей-методистов

«Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится. Как только он перестает учиться, он перестает быть учителем. Мир не стоит на месте, и педагогика подвержена обновлениям и «перегрузкам»». Э...

«Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится. Как только он перестает учиться, он перестает быть учителем. Мир не стоит на месте, и педагогика подвержена обновлениям и «перегрузкам»». Эти слова К.Д. Ушинского сегодня актуальны как никогда. Ведь со временем меняются и требования к педагогам. Чтобы завоевать уважение учеников, сегодняшнему учителю необходимо быть на шаг впереди них. В современном мире это дело не из легких. И ресурсы, и мнения разнообразны. На перекрестке дорог, как в сказке, могут возникать мысли о том, в каком направлении идти, куда идти. Очень важно, чтобы учитель имел возможность обратиться за советом. Да, речь идет о методических отделах в республике. Методистов мы называем наставниками учителей.
Как сегодня работает эта сфера системы образования, какие есть новшества? Об этом мы поговорили с начальником отдела развития дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РТ, кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем Татарстана Розой Шаяхметовой.

– Роза Искандеровна, начнем с далеких времен, когда в нашей стране только формировалась методическая деятельность. Когда было организовано дополнительное профессиональное образование учителей?
– Действительно, для более полного подхода к нашей деятельности полезно заглянуть в историю. Методическая деятельность в России начала зарождаться практически одновременно с системой повышения квалификации педагогических кадров во второй половине XIX века. До Октябрьской революции 1917 года в стране не было не только методической работы, но и повышения квалификации педагогов. Первый период определяется как период профессионального общения и взаимодействия учителей для возникновения различных форм повышения квалификации, а также совершенствования педагогического мастерства. В стране возникла потребность в едином научно-методическом центре. Комплексно изучив все аспекты проблемы повышения квалификации педагогических кадров, подготовив учебные планы и программы, обобщив накопленный опыт, в конце 1928 года был создан татарский институт как Всероссийский институт повышения квалификации педагогов. При нем создается сеть опытно-показательных учреждений для подготовки учителей к работе в новых условиях, на них возлагаются методические функции. В школах создаются методические кабинеты. В это время уже официально были приняты термины «методист», «методическая служба». Таким образом, начинает формироваться целая система методической работы с обеспечением педагогическими кадрами. Сегодня мы готовим альманах к первому августовскому форуму. Он называется «История возникновения и развития методического труда в Татарстане». Коллеги, методисты из районов ездили в архивы и искали. Мы изучили его по разным периодам.
– В чем суть форума, который пройдет в Казани в этом году?
– I Республиканский форум методистов «Развитие методической службы в республике Татарстан» пройдет в рамках ежегодного августовского совещания министерства образования и науки Республики Татарстан. Его основная цель-сохранение, поддержка и развитие единой системы методической работы в республике. В мероприятии примут участие руководители муниципальных и региональных методических служб Татарстана и более 500 методистов, а также представители Академии Минобрнауки России, Российской академии образования и регионов Российской Федерации. А также коллеги из других регионов – Тюмени, Удмуртии, Пермской области. Этот форум – большая новость для всех нас. До этого в начале учебного года были только отдельные беседы на различные темы. Теперь республиканскую встречу по традиции планируем проводить раз в два года. На повестку дня ставятся вопросы приоритетов развития методической службы в системе образования Республики Татарстан, создания единой системы научно-методического обеспечения педагогических работников и управленческих кадров, роли сетевого наставничества в профессиональном развитии общественно-профессиональных объединений и педагогов.
На форуме методистов будут работать площадки пяти направлений. Первое направление – «Частный образовательный маршрут». Создать его может как сам учитель, так и методические организации. Например, в современных стандартах появилось понятие функциональной грамотности. Он уже должен стать нашей базой, и научить его учителю – главная задача методистов. Насколько методично мы можем ему помочь, какими новыми способами? На этой площадке планируется обсудить их.
Вторая – «Новые формы и методы, применяемые сегодня в деятельности методистов». Изменения в этой сфере происходят постоянно. Например, раньше работали с дисками гугл, теперь перешли на Яндекс диск.
Третье направление называется «Новые практики». На этой площадке мы планируем познакомиться с опытом работы наших методистов из таких передовых районов, как Азнакаево, Лениногорск, Бугульма, Казани и Набережных Челнов.
Четвертое направление относится к области цифровизации. Как мы можем организовать цифровое образование в нашей деятельности? Мы пригласили спикеров из нашей республики и зарубежных регионов, которые могут ответить на эти вопросы, поговорить на эту тему.
Пятое – психологическое направление, которое сейчас является наиболее актуальным. Здесь выступят психологи из КФУ и Набережночелнинского педагогического университета. Психологически мы планируем вести работу в форме дискуссии, решая различные ситуации, которые обеспечат профессиональное развитие учителя. Еще одна особенность форума – хотим выразить свое внимание и уважение ветеранам, которые уже много лет работают в методических центрах. Например, работавшая в Советском районе Рушания Таузиховна Сафина – известный в стране методист, которая в 80-90-е годы очень усовершенствовала эту деятельность. Она жива и сегодня готова поделиться своим опытом. Приглашаем старших методистов из Кукморского, Арского, Азнакаевского районов.
– Роза Искандеровна, сегодня большой проблемой является нехватка кадров в школах и детских садах. На недавнем круглом столе, организованном журналами «Мәгариф» и «Гаилә һәм мәктәп», Вы говорили о своем намерении возродить опыт 70-90-х годов и открыть педагогические классы.
– В основе любой системы образования лежит учитель. Важнейшим фактором, влияющим на качество образования, является уровень подготовки педагогов. Поэтому сегодня наша первостепенная задача – привлечь к профессии учителя талантливых и целеустремленных выпускников. В нашей республике действует значительный проект «Стипендиальная поддержка подготовки учителей». В нем принимают участие 650 студентов, которые готовятся на базе КФУ и Набережночелнинского педагогического университета. Ожидается, что в этом году состоится второй выпуск по данному проекту, на работу в школы республики придут 150 молодых учителей с дипломами. Тем не менее проблема нехватки кадров все еще остается. Одним из механизмов подготовки к осознанному выбору профессии учителя считаю открытие в школе классов психолого-педагогической направленности. Однако акцентировать внимание старшеклассников на профессии учителя становится все труднее. Об этой проблеме в декабре прошлого года шла содержательная беседа на коллегии по подготовке и профессиональному развитию педкадров. Было принято решение с нового учебного года возобновить эту работу, открыв в каждом муниципалитете педагогически ориентированные классы. В этом году в 143 школах планируем собрать 160 таких классов. Школы будут поддерживать педагогические вузы и колледжи.
– Как вы оцениваете сегодня деятельность методической службы в республике?
– Система образования республики является одной из передовых в России. По рейтингу школ и показателям обучения мы – стабильно в тройке лидеров. Учителя Татарстана ежегодно показывают высокие результаты, участвуя во Всероссийском конкурсе «Учитель года». Некоторые наши руководители входят в десятку лучших директоров школ России. В этом и заключается результат постоянного внимания, оказываемого руководством республики системе образования. В Татарстане действует система научно-методической помощи педагогическим работникам. В нем задействованы все структуры: вузы, Институт развития образования, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и муниципальные методические службы.
В настоящее время 11 учреждений республики входят в федеральный перечень организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Республика часто становится площадкой для профессионального общения лучших учителей и руководителей России. Методическая деятельность в районах тесно связана с институтом развития образования. В республике он один, кроме того, ведет преподавательскую работу в КФУ и Набережночелнинском педагогическом университете.
В 2020 году, пройдя конкурс нацпроектов «Национальное образование», мы создали в республике еще два центра. Один из них называется «Центр оценки и диагностики образования педагогов», другой – «Центр повышения профессионального мастерства учителей». Сейчас наши усилия направлены на создание условий для комфортной и эффективной работы педагога, профессионального развития учителей. Во всех 45 муниципальных образованиях работают методические службы, с 2006 года эта служба имеет в республике статус государственной.
Благодаря поддержке Президента Республики с 1 марта 2022 года заработная плата муниципальных методистов была повышена вдвое и сейчас составляет в среднем 43 тысячи рублей. С 2015 года в республике был учрежден грант «Лучший методист». Ежегодно его получают 300 специалистов. На эти цели из республиканского бюджета выделяется более 50 млн. рублей в год. Такая поддержка позволит сохранить в республике единую методическую систему, обеспечивающую достижение целей и задач проекта «Национальное образование».
Ведь методист – это учитель учителей. Будь то повышение качества, разговор о содержании, это человек, который помогает им, знакомит с новостями. Сейчас к учителям предъявляются новые требования, необходимо уделять особое внимание воспитательному процессу, развивать детей как полноценную личность, адаптированную к современности. В этом отношении учитель не должен отставать от детей, напротив, он должен быть впереди во всех отношениях. Вот тут на помощь педагогу приходят методисты. Они ищут в различных источниках с целью донести до учителя необходимую информацию, создать различные методы для ее поддержки. Конечно, многие педагоги и сами изысканны. У нас немало интересных и предприимчивых молодых преподавателей. Они могут работать, помогая друг другу. При этом очень важно иметь методические отделы для консультаций с наставниками. На сегодняшний день необходимо взаимодействие методических отделов и институтов. Сейчас о методической деятельности в Татарстане много говорят на российском уровне. Если учитель, совершенствуя свою педагогическую деятельность, дает детям образование на должном уровне, добивается высоких результатов, то здесь большое влияние оказывает и работа методистов.

Фания Лотфуллина
Фото из личного архива

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ