Давление. Способы уменьшения и увеличения давления
Урок физики в 7 классе.
Надежда БОГДАНОВА,
учитель физики Старописьмянской основной
общеобразовательной школы Лениногорского района
Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения; информационно-коммуникационные; составление алгоритма выполнения задания; развитие исследовательских навыков, групповые.
Цель урока: обеспечить усвоение знаний о понятии давления, способах уменьшения и увеличения давления.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез о причинах различного действия силы и экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, выполнении экспериментального задания и решении задач.
Личностные: сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о давлении; развивать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования при изучении давления; самостоятельно принимать решения обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.
Общие предметные: проводить наблюдения; обнаруживать зависимость давления от площади опоры; объяснять полученные результаты во время проведения опыта «Зависимость давления от площади опоры»; сравнивать, анализировать, делать выводы.
Частные предметные: измерять давление; владеть расчетным способом нахождения давления; переводить основные единицы давления в кПа и гПа; приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; использовать знания о давлении в повседневной жизни.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Ресурсы: компьютер, мультимедийное оборудование, сайт «Единая коллекция ЦОР», физическое оборудование, УМК А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика, 7. М.: Дрофа.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы сотрудничества.
Девиз:
Физика – богиня!
Физика – царица!
Физике учиться
Мы не должны лениться!
- Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся
Прием «Проблемный вопрос»
- Почему по рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге, но надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него?
- Что сулит более острые ощущения: катание по тонкому льду на коньках или на лыжах?
- Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока
Задачи урока:
- освоить понятие давления;
- научиться решать задания, используя формулу для нахождения давления.
- Мотивация учебной деятельности
- Что меня заинтересовало в теме урока? Чему я хочу научиться на уроке? Что поможет мне сосредоточиться на учебной задаче урока? Какая личная цель у меня на этом уроке?
- Изучение нового материала
- Зависимость давления от площади опоры.
Прием «Докажи утверждение». (Ученики, работая в парах, побуждены искать доказательства приведенного учителем утверждения.)
Утверждение. Результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.
Ученики предлагают придуманные ими опыты и эксперименты. Обсуждение идей. Просмотр опыта, предложенного учителем.
Опыт. В углу небольшой доски вбивают гвозди. Сначала гвозди, вбитые в доску, устанавливают на песке остриями вверх и кладут на доску гирю. В этом случае шляпки гвоздей только незначительно вдавливаются в песок. Затем доску переворачивают и ставят гвозди на острие. В этом случае площадь опоры меньше, и под действием той же силы гвозди значительно углубляются в песок.
- Давление
Самостоятельная работа в парах с учебником.
Выполнение задания.
1. Дайте определение.
Давление – это ________.
2. Допишите предложения:
а) Давление рассчитывается по формуле: ______________,
где F - _________________
S - _____________________
б) Единица измерения давления: ____________________.
в) 1 Па = 1 __________
1 гПа = ___________ Па; 1 Па = __________ гПа;
1 кПа = ___________ Па; 1 Па = __________ кПа.
3. Ответьте на вопрос:
Что сулит более острые ощущения: катание по тонкому льду на коньках или на лыжах?
«Опыт в науке – высшая инстанция, его приговоры обжалованию не подлежат». (Д. Даниг)
- Экспериментальная работа
Определить давление бруска на стол при опоре на каждую из трех граней. (Работа в парах.)
Измерительные приборы: динамометр и линейка.
Результаты и расчеты занесите в таблицу.
F, H | а, м | b, м | S, м2 | p, Па |
|
|
|
|
|
Сделайте вывод.
Прием «Проблемный вопрос»
В каких случаях нужно увеличивать давление, а в каких уменьшать? Приведите примеры.
- Закрепление изученного материала
Прием «5 предложений».
Ученику необходимо использовать только 5 предложений, чтобы рассказать об изученном новом материале на уроке.
- Выполнение упражнений и заданий
- Каток, работающий на укладке шоссе, оказывает на него давление 400 кПа. Площадь соприкосновения катка с шоссе – 0,12 м2. Чему равен вес катка?
- Болотистый грунт выдерживает давление до 20 кПа. Какую площадь опоры должная иметь гусеничная машина весом 15 кН, чтобы пройти по такому грунту?
- Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг. Площадь соприкосновения лезвия ее конька со льдом 2 см2. Масса телки Буренки 240 кг. Площадь соприкосновения со льдом ее копыта 16 см2. Вычисли и сравни, какое давление оказывают корова на льду и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе?
- Подведение итогов урока. Рефлексия
Смогу ли я объяснить другим людям, что такое давление?
Каких результатов я добился на уроке?
Увлекает ли меня процесс решения задач по физике?
Что осталось непонятным из изученного на уроке материала?
- Мотивация оценок за урок, выставление их в журнал, дневник
- Домашнее задание
§ 35, 36; упр. 14 (1, 2)
Творческое задание: принять участие в творческом групповом проекте «Давление в быту, природе, технике, в литературе (пословицы, поговорки, загадки и т. д.)». https://disk.yandex.ru/i/Hrtv6iO3KVAiQw
Литература
- Перышкин А.В. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2013.
- Пелагейченко Н.Л. Физика. 7 класс: планы-конспекты уроков / Н.Л. Пелагейченко. – Ростов: Феникс, 2016.
- Касьянов В.А. Физика. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.В. Перышкина / В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева. – М.: Дрофа, 2017.
- Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина / Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
- Хананова Т.А. Физика. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.В. Перышкина / Т.А. Хананова, Н.К. Хананов. – М.: Дрофа, 2014.
- Остер Г.Б. Физика. Ненаглядное пособие. – М.: Росмэн, 2014.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru
Комментарийлар