Логотип Магариф уку
Цитата:

ЕГЭ-2024: химия

Что нового, как готовиться, на что рассчитывать?

В расписании ЕГЭ в 2024 г., утвержденном Министерством просвещения Российской Федерации и Рособрнадзором и опубликованном на федеральном портале нормативных правовых актов, экзамен по химии в основном этапе планируется на 23 мая (наряду с географией и литературой).
Напомним, что ЕГЭ, как и в предыдущие годы, пройдет в три этапа: досрочный, основной и дополнительный: 
– досрочный период – с 22 марта по 19 апреля;
– основной – с 23 мая по 1 июля;
– дополнительный – с 4 по 9 сентября. 
ЕГЭ по всем учебным предметам начинается в 10 часов по местному времени. На экзамен по химии выделяется 3 часа 30 минут.
Было написано автором в № 8 журнала «Магариф» за 2023 г. (Ф. Халикова. Какие результаты и что будет нового. Магариф. – 2023. – № 8. С. 36–39) о том, что ЕГЭ-2023 по химии показал, в целом, несмотря на изменения в структуре контрольно-измерительных материалов, результаты положительные. Также в этой статье было указано, что в конце августа на сайте ФИПИ будут представлены экзаменационные модели 2024 г. Было отмечено, что дальнейшее развитие и совершенствование контрольно-измерительных материалов по химии не предполагает каких-либо кардинальных изменений, но сохранится акцент на самостоятельное мышление выпускников общеобразовательных организаций. 
При подготовке данной статьи были использованы «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ по химии» (Д.Ю. Добротин, Е.Н. Зеня, М.Г. Снастина. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»).
В 2024 г. отбор содержания контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по химии будет осуществляться в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования по химии (базовый и углубленный уровни). Как и в прежние годы, объектом контроля в рамках ЕГЭ будет являться система знаний и умений, формируемых в процессе изучения основ неорганической, общей и органической химии, а также при выполнении химического эксперимента и при решении расчетных задач. Количество заданий той или иной группы в общей структуре контрольно-измерительных материалов (КИМ) будет определяться с учетом следующих факторов: 
– глубина изучения проверяемых элементов содержания учебного материала на базовом и углубленном уровнях;
– требования к результатам освоения основной образовательной программы – предметным знаниям, метапредметным и предметным умениям и видам учебной деятельности. 
Оценка учебных достижений выпускников по химии будет предусматривать включение в КИМ ЕГЭ заданий трех уровней сложности: базового, повышенного и высокого. 
Задания базового уровня сложности, как правило, ориентированы на проверку усвоения только одного или двух элементов содержания. Но выполнение любого из них предполагает обязательный и тщательный анализ условия задания, применение системных знаний и сформированных умений, а также продумывание алгоритма решения. 
Задания повышенного уровня сложности предусматривают выполнение разнообразных действий по применению знаний в измененной, обновленной ситуации (например, для анализа сущности изученных типов реакций), а также сформированность умений систематизировать и обобщать полученные знания. В экзаменационной работе 2024 г. будет предложена только одна разновидность этих заданий – на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. 
Задания высокого уровня сложности предназначены для проверки сформированности таких мыслительных умений, как: устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами знаний (например, между составом, строением и свойствами веществ); формулировать ответ в определенной логике с подтверждением сделанных выводов и оформлением рассуждений посредством записи развернутого ответа. В отличие от заданий двух предыдущих форм, задания с развернутым ответом предусматривают комплексную проверку усвоения на углубленном уровне нескольких элементов содержания из различных содержательных блоков. Именно данный подход к построению заданий обеспечивает высокую дифференцирующую способность, не выходя за рамки действующей нормативной базы. Практически все задания данного типа предусматривают творческое применение знаний, в том числе в нестандартной ситуации. 
Следует понимать, что алгоритм решения тренировочных заданий невозможно автоматически применить к заданию экзаменационного варианта, так как каждое из них имеет индивидуальный алгоритм решения с учетом конкретных данных в условии задания. Большое внимание при конструировании заданий ЕГЭ направлено на проверку системных химических знаний, деятельностной и практико-ориентированной составляющей, а также экспериментальных и расчетных умений. Данные аспекты существенно снижают эффективность «натаскивания» на определенные формулировки заданий. Данный подход будет сохранен и в экзаменационной модели единого государственного экзамена 2024 г. 
В нем также будет усилено внимание проверке сформированности умения комбинировать различные виды деятельности: анализировать и сравнивать, классифицировать и обобщать, демонстрировать умения читательской грамотности и проводить расчеты. Важное значение в экзаменационной модели ЕГЭ по химии имеют задания, направленные на проверку достижения метапредметных результатов ФГОС, в частности умения работать с информацией, представленной в различной форме. И если в 2022 г. тремя основными формами предъявления информации были текст, схема и таблица, то в 2023–2024 гг. решение одного из заданий (№ 23) предусматривает самостоятельное составление таблицы. 
Хочется напомнить еще раз, что, к сожалению, значительные трудности экзаменуемые испытывают при оформлении ответов и решений заданий: неправильное округление, невнимательный перенос решений из черновика, обратный порядок цифр в заданиях, предусматривающих запись цифр в порядке уменьшения или увеличения значений. 
Отметим, что важную роль в экзаменационной модели ЕГЭ играют расчетные задачи. Для их решения от экзаменуемых требуется не только демонстрация умения работать с количественными данными и использовать формулы, отражающие взаимосвязь физических величин, но и умения осуществления математических расчетов с использованием переменных. Такое разнообразие видов деятельности, которое должны продемонстрировать экзаменуемые, позволяет достаточно четко дифференцировать обучающихся по уровню их подготовки. 
Содержательная основа заданий экзаменационной работы ЕГЭ-2024 по химии не будет претерпевать изменений по сравнению с заданиями экзаменационной работы 2023 г. Сохранится и количество заданий, которые были включены в первую часть (28 заданий) и во вторую часть (6 заданий) экзаменационной работы. 
Сохранится и распределение заданий в первой части работы по четырем содержательным блокам: 
1. Теоретические основы химии: современные представления о строении атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Химическая связь и строение вещества. Химическая реакция. 
2. Неорганические вещества: классификация и номенклатура, особенности состава, строения, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов. 
3. Органические вещества: классификация и номенклатура, особенности состава и строения, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов. 
4. Методы познания в химии. Химия и жизнь: экспериментальные основы химии, общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.
Для усиления практического аспекта в преподавании химии и углубления понимания сути химических процессов необходима организация реального химического эксперимента в сочетании с другими наглядными средствами обучения (демонстрационный эксперимент, работа с моделями молекул и кристаллических решеток, видеоматериалы, виртуальные лаборатории, симуляции и др.) в таких традиционных формах, как лабораторная и практическая работы. Теоретический материал должен преподаваться в тесной взаимосвязи с иллюстрирующим сформулированные тезисы экспериментом. 
Каждый эксперимент должен включать в себя методические указания, компонентом которых является как непосредственно экспериментальная работа, так и выполнение контрольных заданий, аналогичных заданиям КИМ ОГЭ и ЕГЭ по химии. Для формирования читательской грамотности необходима систематическая работа с обучающимися по развитию навыка смыслового чтения при работе с информацией любого типа.
Для систематизации знаний по каждому элементу содержания курса химии сначала необходимо использовать задания различного формата: в традиционном формате, который требует повторения теоретических положений, написания определений изученных понятий, составления уравнений химических реакций, определения степени окисления химических элементов и т. п.; заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных. Это позволит более точечно выявлять пробелы в знаниях учащихся и затруднения в применении этих знаний при выполнении заданий. 
И только на заключительном этапе подготовки к экзамену можно использовать задания экзаменационного формата. В содержании урока важно предусматривать работу с заданиями, которые проверяют не только предметную составляющую химии, но и межпредметные связи с физикой, биологией, математикой. Необходимо также более активно использовать на уроках практико-ориентированные и межпредметные задания, включающих контекстную составляющую. Следует избегать решения большого количества «шаблонных» заданий, провоцирующих «натаскивание» на выполнение задач определенного формата, в то время как залогом успеха на экзамене является развитие творческого и критического мышления, а также навыков переноса теоретических знаний в реальные жизненные ситуации. 
Можно сделать общий вывод о том, что экзаменуемые должны будут показать умения самостоятельно оценивать уровень собственных знаний и выстраивать необходимую траекторию самообразования, систематизации и обобщения знаний, а также должную ответственность при принятии решения об участии в столь сложном для них экзамене. 
В связи с этим немаловажным является развитие у обучающихся навыков самоконтроля и рефлексии (чек-листы, трекеры, журналы рефлексии и т. д.), работа над формированием у учеников стойкой положительной мотивации к изучению предмета посредством экскурсий в соответствующие профессиональные учреждения, посещения Дней открытых дверей высших учебных заведений, организации и проведения тематических вечеров, установления связи химии с повседневной жизнью в урочной и внеурочной деятельности, организации системы дополнительного образования и вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность
Далее рассмотрим задания по содержательным блокам. 
Первый блок включает два подблока: 
– «Теоретические основы химии: современные представления о строении атома, Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, химическая связь и строение вещества»;
– подблок «Химическая реакция» будет представлен в экзаменационной работе заданиями базового уровня сложности с порядковыми номерами 1 – 4 и 17 – 23.
Пример 1. Для выполнения заданий 1 – 3 используйте следующий ряд химических элементов. 
1) Na; 2) Al; 3) Si; 4) N; 5) V.
Ответом в заданиях 1 – 3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
Определите два элемента, атомы которых в основном состоянии содержат одинаковое число валентных электронов.
Ответ: 45
Результаты выполнения этого задания могут содержать ошибку при формулировании ответа учащимися в определении числа валентных электронов у элемента побочной подгруппы ванадия (V). 
Пример 2. Из предложенного перечня выберите два вещества немолекулярного строения, в которых присутствует ковалентная полярная химическая связь:
1) хлорид фосфора (III); 2) бромид кальция; 3) нитрат магния; 4) пероксид водорода; 5) оксид кремния (IV).
Ответ: 35
Задание с порядковым номером 4 ориентировано на проверку знания о строении веществ. В соответствии с условием этих заданий требуется определить вещества по двум предъявленным критериям: виду химической связи и типу кристаллической решетки. Результаты выполнения этого задания могут содержать ошибку в определении учащимися веществ молекулярного и немолекулярного (атомного и ионного) строения.
Задания подблока «Химическая реакция» (17 – 23) проверяют усвоение содержательных линий на базовом и повышенном уровнях сложности. По результатам выполнения заданий базового уровня сложности можно выявить, что у выпускников достаточно прочно сформированы следующие умения: 
– определять степень окисления химических элементов, указывать окислитель и восстановитель в химической реакции; 
– определять продукты электролиза растворов веществ;
– определять характер среды и сравнивать значения pH водных растворов веществ.
Наряду с этим отметим, что иногда слабые учащиеся не справляются с заданиями, выполнение которых предполагает применение и следующих умений:
– определять типы химических реакций;
– определять факторы, которые влияют на скорость химической реакции.
Пример 3. Из предложенного перечня выберите все типы реакций, к которым можно отнести взаимодействие ацетилена с водой:
1) реакция гидрирования; 2) реакция гидратации; 3) реакция присоединения; 4) каталитическая реакция; 5) реакция гидролиза.
Ответ: 234
Экзаменуемые при выполнении этого задания могут не указать в ответе, что эта реакция является каталитической. Поэтому требуется от учителя объяснения материала по условиям протекания реакций, которые обязательно изучаются в курсе органической химии.
Пример 4. Из предложенного перечня выберите все реакции, для которых повышение давления приведет к увеличению скорости реакции.
1) взаимодействие кремния со фтором; 2) гидрирование триолеата глицерина; 3) обжиг сульфида цинка; 4) взаимодействие оксида кремния с гидроксидом натрия; 5) получение метанола из синтез-газа.
Ответ: 1235
Экзаменуемые при выполнении этого задания могут указать ответы только под номерами 1 и 5 в качестве правильных, поэтому задания такого типа решаются с пониманием сути указанных химических процессов. 
Усвоение содержания блока «Неорганические вещества: классификация и номенклатура, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов» проверяется с помощью заданий базового и повышенного уровней сложности, это задания с порядковыми номерами 5 – 9.
Задания блока «Органические вещества: классификация и номенклатура, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов» проверяют усвоение знаний элементов содержания органической химии на базовом и повышенном уровнях сложности (порядковые номера заданий – 10–16). 
Пример 5. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые можно получить восстановлением соответствующего нитросоединения.
1) метиламин; 2) глицерин; 3) диэтиламин; 4) 4-метиланилин; 5) триметиламин.
Ответ: 14
Экзаменуемые при выполнении этого задания могут указать ошибочный ответ под номером 2 (глицерин), а также ответы 3 и 5 (указав вторичный и третичный амины). Необходимо учителю предоставить учащимся материал по способам получения органических веществ в лаборатории и на производстве (промышленным способом).
Задания блока «Методы познания в химии. Химия и жизнь. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций» могут вызвать у обучающихся затруднения, например, в задании 25 – понимание выпускниками обусловленности областей применения веществ их составом и строением, знание технологических аппаратов, используемых в промышленном производстве, многообразия волокон, пластмасс и удобрений. Также задания по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ и определению признаков, протекающих между ними реакций вызывают затруднения у выпускников.
Пример 6. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Вещества: А) муравьиная кислота и уксусная кислота; Б) бензол и толуол; В) этилацетат и этилформиат; Г) ацетон и уксусная кислота.
Реактивы: 1) Ba(NO3)2; 2) KMnO4 (H+), 3) FeCl2; 4) NaOH; 5) NaHCO3.
Ответ: 2 2 2 5
При решении данного задания у выпускников могут быть ошибки по причине того, что у них недостаточно прочно сформировано умение выявления различий в свойствах веществ, основываясь на особенностях их состава и строения, а также есть пробелы в знаниях качественных реакций изученных органических веществ. 
Задания 26 – 28 этого блока проверяют умение проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям на базовом уровне. Возможно, что при подготовке учащихся к решению таких задач важную роль играет сформированность у них математической грамотности. 
Во вторую часть варианта экзаменационной работы включены шесть заданий (29 – 34) высокого уровня сложности, на которые требуется дать полный развернутый ответ. Положительный результат их выполнения можно получить только тогда, когда выпускники (с хорошей и отличной подготовкой) уверенно будут владеть следующими умениями: 
 правильно выбирать вещества, способные быть участниками окислительно-восстановительных реакций или реакций ионного обмена; 
 отражать сущность реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций с помощью соответствующих записей; 
 представлять текстовую информацию о химических реакциях в виде соответствующих химических уравнений; 
 подтверждать знание генетической связи веществ (неорганической и органической) составлением уравнений соответствующих реакций. 
Для решения заданий второй части особое значение имеет фактор сформированности элементов читательской грамотности. Так, например, в условии включены «фильтры», которые необходимо учесть при отборе веществ для составления уравнений реакций заданий 29 и 30, объединенных единым контекстом, представляющим собой перечень веществ.
Пример 7. Для выполнения заданий 29 используйте следующий перечень веществ: бромоводород, фосфин, гидрофосфат калия, бромид бария, карбонат меди (II), перманганат калия. Допустимо использование водных растворов веществ. 
Из предложенного перечня выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми протекает с образованием осадка бурого цвета и двух солей одной и той же кислоты. Запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Вариант ответа: 
8KMnO4 + 3PH3 = 8MnO2 + 2K3PO4 + K2HPO4 + 4H2O
Mn+7 + 3ē → Mn+4      8
P-3 – 8ē → P+5                 3
Марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия) является окислителем.
Фосфор в степени окисления -3 (или фосфин) является восстановителем.
При выполнении данного задания у учащихся могут быть допущены ошибки по определению восстановителя, в этом случае будут образовываться другие продукты, которые противоречат условиям задания. 
Пример 8. Для выполнения задания 30 используйте следующий перечень веществ: бромоводород, фосфин, гидрофосфат калия, бромид бария, карбонат меди (II), перманганат калия. Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня выберите два вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена, протекающая с выпадением белого осадка. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения только одной возможной реакции.
Вариант ответа:
BaBr2 + K2HPO4 = 2KBr + BaHPO4
Ba2+ + 2Br - + 2K+ + HPO42- = BaHPO4 + 2K+ + 2Br –
Ba2+ + HPO42- = ВаHPO4
Учащиеся при решении данного задания должны выбрать вещества для составления реакций на основе анализа состава и прогнозирования химических свойств представленных в перечне веществ, их классификационной принадлежности, знания признаков протекания реакций, в том числе в зависимости от среды раствора. Только после проведения указанных мыслительных операций варианты реакций, которые могли бы быть составлены при первом прочтении условия, будут существенно ограничены. Крайне важное значение в выполнении заданий данной линии имеет и практический опыт проведения химических реакций, а также решения аналогичных заданий. 
Подчеркиваем, что решение всех заданий второй части предусматривает комплексное применение знаний и умений учащимися в новой или обновленной ситуациях, так как широкий круг указанных в условии факторов, существенным образом влияющих на подход к решению, не позволяет заранее выстраивать универсальный алгоритм решения. При решении каждого задания экзаменуемый имеет дело с неповторимым (новым) набором веществ с различной классификационной принадлежностью, и должен составить химическое уравнение с учетом индивидуального набора «фильтров»: свойств веществ, признаков реакции или другими характеристиками неорганических и органических веществ или процессов.
Наиболее сложными заданиями для экзаменуемых были и останутся в 2024 г. расчетные задачи (задания 33 и 34). Для результативного выполнения этих заданий требуется от учащихся применить следующие умения: использовать в системе понятия «массовая доля химического элемента»; выявлять соотношение количества вещества химических элементов; определять строение органического вещества по его качественному составу и характерным химическим свойствам; применять межпредметные умения по выявлению математической зависимости между заданными физическими величинами в соответствии с уравнениями химических реакций, а также по составлению математического уравнения для поиска неизвестной величины.
Отметим еще раз, что более сложными в экзаменационном варианте являются задания № 33 и № 34, с которыми, как правило, успешно справляются в среднем 25 % учащихся. Именно они призваны дифференцировать по уровню подготовки экзаменуемых с наиболее высоким уровнем знаний. Чтобы у выпускников не было низких результатов при выполнении указанных заданий, необходимо научить их к умению работать с текстом условия и, в частности, со всеми данными, которые приведены в нем. 
При решении задания № 33 после нахождения молекулярной формулы условного вещества А некоторые экзаменуемые могут не обращать внимание на требование условия, что необходимо составить структурную формулу вещества Б, которое образуется в результате реакции вещества А с некоторым реагентом. Чтобы избежать ошибки, в этом случае считается целесообразным научить учащихся работать с данными условиями задания, составление текста условия по «дано» при подготовке к единому государственному экзамену. Критерием правильности в таком случае является совпадение решений исходной и «восстановленной» задачи.
Завершающее экзаменационный вариант задание № 34 предусматривает составление двух-трех уравнений реакций, отражающих описанные в условии задания процессы, а также проведение расчетов, в которых ключевым моментом является понимание сути всех происходящих химических процессов.
Пример 9. Растворимость аммиака составляет 640 л (н. у.) в литре воды. Растворимость хлороводорода – 448 л (н. у.) в литре воды. Насыщенный раствор аммиака смешали с насыщенным раствором хлороводорода. При этом все вещества прореагировали полностью. К полученному раствору добавили раствор нитрата серебра. При этом образовалось 640 г раствора с массовой долей единственного растворенного вещества 25 %. Вычислите массовую долю нитрата серебра в добавленном растворе. 
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).
Вариант ответа:
Записаны уравнения реакций:
NH3 + HCl = NH4Cl 
AgNO3 + NH4Cl = NH4NO3 + AgCl
Рассчитаны количество вещества, масса реагентов и продуктов: 
m(NH4NO3) = 640 ∙ 0,25 = 160 г
n(NH4NO3) = 160 / 80 = 2 моль
n(NH3) = n(HCl) = n(AgNO3) = n(AgCl) = n(NH4NO3) = 2 моль
V(NH3) = V(HCl) = 44,8 л
m(NH3) = 2 ∙ 17 = 34 г
m(HCl) = 2 ∙ 36,5 = 73 г
m(H2O в р-ре NH3) = 44,8 ∙ 1000 : 640 = 70 г
m(H2O в р-ре HCl) = 44,8 ∙ 1000 : 448 = 100 г
m(AgCl) = 2 ∙ 143,5 = 287 г
m(AgNO3) = 170 ∙ 2 = 340 г
Рассчитаны масса раствора и массовая доля нитрата серебра:
m (р-ра AgNO3) = 640 – 100 – 70 – 34 – 73 + 287 = 650 г
ω(AgNO3) = 340 : 650 ∙ 100 = 52,3%
Как видно из данного примера, для решения задания № 34 недостаточно уметь проводить расчеты изучаемых в курсе химии физических величин по заранее известному алгоритму. От экзаменуемых требуется продемонстрировать умения максимально полно извлекать данные из условия задания, определять особенности состава и строения вещества по отдельным характеристикам в условии, вникать в суть протекающих химических процессов с учетом мольных соотношений реагирующих веществ, факта выпадения осадка или выделения вещества в виде газа, который в дальнейшем либо удаляется из сферы реакции, либо вновь вступает в реакцию с другим веществом. Только с учетом всех известных или полученных при решении данных может быть получен верный ответ.
Безусловно, на каждом этапе подготовки к экзамену необходимо развивать навыки читательской грамотности, ставить перед обучающимися проблемные вопросы и предлагать нестандартные задания, которые будут способствовать активизации мыслительных процессов и побуждать к активному поиску решения. Важно не предлагать ученику готовый алгоритм, а напротив, приветствовать собственную поисковую деятельность учащегося, поощрять его нестандартные подходы и интересные мысли. Полезным будет предложить обучающимся самостоятельно составить задачи и разработать критерии их оценки, обменяться заданиями друг с другом, осуществить взаимооценивание с последующей коррекцией исходного материала в случае необходимости. 
Существенным моментом в процессе подготовки может стать выполнение заданий; выходят за рамки форматов и моделей, встречающихся в экзаменационных работах ЕГЭ. Это позволит сформировать у учащихся умение самостоятельно разрабатывать алгоритм решения в случае нестандартных формулировок заданий, а также умение действовать в незнакомых ситуациях. В ряде случаев порядок нахождения физических величин целесообразно прописывать в общем виде, без проведения промежуточных арифметических вычислений, а также решать задачу, применяя несколько возможных способов, оценивая эти способы и выбирая затем наиболее рациональный. 
Вместе с тем, очень важным становится развитие у обучающихся умения рационально использовать время, отведенное на выполнение самостоятельной или контрольной работы с большим количеством заданий (каковой и является по сути экзаменационная работа ЕГЭ). 
Таким образом, в 2024 г. изменения в структуру КИМ ЕГЭ по химии вносить не планируется. Это обусловлено оптимальным охватом химического содержания и высоким уровнем дифференцирующей способности заданий, включенных в экзаменационные варианты по химии этого года. 
В конце статьи напоминаем, что методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
– документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2024 г.; 
– открытый банк заданий ЕГЭ; 
– навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);
– методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015–2023);
– методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности. Химия;
– журнал «Педагогические измерения»;
– Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016–2023).

Фидалия ХАЛИКОВА, учитель химии высшей квалификационной категории СУНЦ IT-лицея КФУ, доктор педагогических наук, доцент кафедры химического образования Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ, заслуженный учитель РТ

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ