ЕГЭ-2023: обществознание. Какие изменения в содержании ЕГЭ и как к нему подготовиться?
Альбина ФАЙЗУЛЛИНА,председатель республиканской предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию, кандидат политических наук, доцент кафедры исторического и обществоведческого образования ИМО КФУ ЕГЭ по общ...
Альбина ФАЙЗУЛЛИНА,
председатель республиканской предметной комиссии ЕГЭ
по обществознанию, кандидат политических наук,
доцент кафедры исторического и обществоведческого образования ИМО КФУ
ЕГЭ по обществознанию – традиционно один из самых популярных предметов по выбору как в Республике Татарстан, так и в Российской Федерации в целом. Он динамично развивается. На основе ежегодного анализа работ выпускников контрольно-измерительные материалы (КИМ) систематически претерпевают изменения, конкретизируются не только сами задания, но и критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом. Современные КИМы проверяют не только уровень знаний по предмету, но и сформированные компетенции у выпускников, выявляют сформированные умения применять полученные знания на практике.
Рассмотрим изменения в КИМ ЕГЭ 2023 г. в сравнении с КИМ 2022 г.
- Изменена формулировка задания 18. В предыдущие годы необходимо было написать определение заданного термина. В КИМ 2023 г. это задание состоит из двух частей: нужно указать три основных признака понятия, а также объяснить связь между двумя понятиями, названными автором в тексте. Важно отметить, что первый элемент ответа засчитывается только при указании в данной в критериях или в близкой по смыслу к ним формулировке признаков, при отсутствии неверных позиций. Нужно указать не менее трех признаков понятия, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два признака. Несмотря на то, что могут быть приведены и другие признаки, обязательно должны быть указаны два первых признака из перечня. В методических рекомендациях указан список терминов, на которые стоит обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Оценивается 18 задание в 2 балла.
- Детализирована формулировка задания 25 и изменена система его оценивания. Были выделены и пронумерованы три элемента ответа, которые обязательно должны присутствовать в полном правильном ответе:
– обоснование;
– ответ на вопрос;
– примеры.
Изменены и конкретизированы требования к первому элементу ответа: обоснование должно быть написано с опорой на обществоведческие знания. Оно должно быть дано в нескольких связанных между собой распространенных предложениях. За обоснование дается два первичных балла. Ответ на вопрос необходимо оформить как самостоятельный элемент ответа, который оценивается одним баллом. За три примера при отсутствии дополнительных (сверхтребуемых трех) примеров, содержащих неточности/ошибки, выставляется 3 балла.
Максимальный балл увеличен с 4 до 6.
- Максимальный балл за выполнение задания 3 уменьшен с 2 до 1 балла.
- Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы изменен с 57 до 58 баллов.
Для качественной подготовки к ЕГЭ необходимо учитывать опыт предыдущих лет, анализировать ошибки выпускников в процессе выполнения заданий КИМ по обществознанию.
Проанализировав уровень освоения основных знаний и умений по предмету «Обществознание» выпускниками общеобразовательных учреждений, можно сделать следующие выводы:
- Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показал, что большинство выпускников достигло базового уровня обществоведческой подготовки, а более половины имеет повышенный и высокий уровень подготовки.
- Знания и умения, проверяемые КИМ, в целом усвоены учащимися по всем содержательным линиям. В 2022 г. выпускники показали положительную динамику по ряду заданий, в целом, результат ЕГЭ-2022, в сравнении с результатами 2021 г., повысился. Анализ содержания экзаменационных работ позволяет выделить недочеты, возникающие при подготовке выпускников к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Наибольшие сложности вызывают вопросы, связанные с вопросами о биосоциальной сущности человека; об основных этапах и факторах социализации личности; о месте и роли человека в системе общественных отношений; о закономерностях развития общества как сложной саморегулирующейся системы; о тенденциях развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основными социальными институтами и процессами; необходимостью регулирования общественных отношений; сущностью социальных норм, механизмами правового регулирования; особенностями социально-гуманитарного познания.
Ответы показывают, что учащиеся слабо владеют терминологией, недостаточно хорошо разбираются в сути основополагающих обществоведческих понятий, подменяют одни понятия другими, используют некорректные формулировки. Можно предположить, что учителя делают больший упор на фактический материал, приоритетом является набор знаний, т. е. репродуктивное изучение обществоведческого материала, и в старших классах недостаточно внимания уделяется практической работе с документами, текстами, не применяются точные формулировки.
- Анализ данных говорит об отсутствии у части выпускников глубины, целостности, системности знаний об обществе. Среди наиболее освоенных элементов знаний следует отметить вопрос об отдельных типах обществ и их признаков.
По разделу «Экономика» усвоены признаки основных понятий, сформировано умение распознавать понятия по проявлениям, распознавать проявления понятий. Многие выпускники владеют умением выявлять в тексте информацию, данную в явном виде, частично преобразовывать ее, различать факты и оценочные суждения, переводить информацию из условно-графической в текстовую форму. Важнейшей проблемой, выявленной экзаменационными заданиями, является слабая сформированность умения применять обществоведческие знания для анализа фактов и процессов социальной реальности, личного социального опыта, устанавливать причинно-следственные и структурные связи, приводить теоретическую аргументацию определенных тезисов. Вызвали затруднения вопросы, связанные с налоговой системой РФ, деятельностью Центробанка РФ.
На основании анализа статистических данных можно утверждать, что содержание раздела «Политика» усвоено слабее остальных предметных линий. Наблюдаются положительные тенденции в усвоении теоретического материала, что подтверждается при выполнении заданий, требующих применения полученных теоретических знаний. Однако тенденция выражена слабо. Вызвали затруднения вопросы, связанные с характеристикой с научных позиций политической системы общества, общественных объединений, политического участия, гражданского общества.
Анализ результатов выполнения заданий правового блока позволяет установить ряд причин, обусловливающих хороший уровень знаний по одним содержательным единицам и более низкий – по другим. Во-первых, не все содержательные линии, представленные в ЕГЭ, раскрыты в учебниках с необходимой степенью полноты. Так, в некоторых учебниках весьма схематично освещаются вопросы, касающиеся органов государственной власти РФ, организационно-правовых форм и правового режима предпринимательской деятельности, законотворческого процесса в Российской Федерации, гражданства РФ, воинской обязанности, альтернативной гражданской службы. Во-вторых, вопросы процессуального права, деятельности правоохранительных органов или прав и свобод человека традиционно представляют для учащихся больший интерес, нежели проблемы структуры и полномочий органов власти. Возможно, в данном случае недостаточно проработана методика преподавания данных тем.
- Результаты экзамена в 2022 г. по некоторым позициям выше, чем в прошлом. Сложными познавательными умениями преобразовывать социальную информацию, интерпретировать ее, синтезировать знания, извлеченные из разных источников, использовать полученные знания для анализа и оценки социальных явлений и процессов по-прежнему овладевает небольшое количество выпускников. А это как раз тот круг компетенций, который формируется на протяжении ряда лет полноценного изучения курса при широком использовании проблемно-познавательных и поисковых методов.
- Направленность ЕГЭ по обществознанию на сформированность умений требует усиления прикладной (практической) составляющей подготовки выпускников школы. В числе иных проблем результаты экзамена выявляют отсутствие у части выпускников умения связывать полученные при изучении курса теоретические знания с явлениями социальной действительности. Теоретический материал выпускники знают лучше, но он недостаточно осмыслен. Экзаменуемые не могут применить полученные знания. В случае необходимости применения полученных знаний на практике, которые требуют при выполнении самостоятельное суждение, логический анализ, вызывают затруднение не только у выпускников с низкими баллами, но и у высокобалльников. Этот недостаток в подготовке учащихся имеет устойчивый характер на протяжении ряда лет.
Комментарийлар