Экологические проекты
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей.
Гульчачак САИТОВА, воспитатель детского сада №10 г. Казани
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности.
В нашем детском саду метод проектов широко используется в воспитании экологической культуры детей. Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивают его как личность.
Нами был разработан и внедрён в работу учреждения целый ряд экологических проектов. Все они объединены общей целью – знакомить детей с природой родного края и формировать экологически-осознанное отношение к природе.
К вниманию читателей журнала предлагаю некоторые из этих проектов.
1. «Переписка с животными Республики Татарстан» (долгосрочный проект для средних, старших, подготовительных к школе групп).
Проект разработан с использованием технологии Н.А. Рыжовой.
Цели: знакомить детей с животными Республики Татарстан, объяснить взаимодействие живых организмов с окружающей средой и друг с другом; развивать творческие способности дошкольников; воспитывать любовь к природе, желание узнать новое из жизни животных родного края и поделиться своими знаниями с другими.
Содержание. Работа по проекту осуществляется в форме ролевой игры. Дети вместе с родителями пишут письмо, оформляют конверт и опускают письмо в почтовый ящик (в детском саду). Затем в течение нескольких дней с нетерпением ждут, когда Сорока-белобока заберёт их письмо, унесёт лесному жителю и принесёт ответ, который ребёнок сам достанет из почтового ящика. Воспитатели читают письма, беседуют с детьми. Ребёнок в любое время может попросить воспитателя перечитать письмо в детском саду или взять домой для домашнего чтения.
Ценность проекта в том, что дети играют вместе со взрослыми, через игру получают естественно-научные представления о животных родного края. В процессе переписки родители и дети как бы общаются с животными на равных, а это очень важно для мировоззрения ребенка.
Подготовительный этап:
— работа педагога с познавательной и художественной литературой, составление писем, оформление конвертов от имени животных;
— консультация для воспитателей и родителей;
— оформление ширмы-передвижки «Работаем по проекту»;
— беседа с детьми с целью заинтересовать их перепиской с животными.
Исследовательский этап:
— ролевая игра с детьми, воспитателями и родителями «Напишем письмо нашему лесному другу». (Составление писем животным, оформление конвертов, открыток, отправление почты в лес, ожидание, чтение писем, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о животных и т.п.);
— экологические спектакли (по плану «Экологический театр в ДОУ»);
— оформление выставки рисунков «Кто живёт в лесу?» (средняя группа), «Кто живет в Республике Татарстан?» (старшая, подготовительная к школе группы);
— Игра «Поле чудес» на тему «Наши лесные друзья» (итоговое занятие по содержанию писем);
— обобщение результатов, их анализ, выводы.
2. «Сохраним ёлочку-красавицу наших лесов» (краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста).
Проект разработан с использованием технологии Н. Николаевой.
Цели: продолжать знакомство с хвойным лесом; развивать творческие способности детей; воспитывать бережное отношение к ели; желание сохранить её в лесах Республики Татарстан.
Содержание. Работа по проекту проводится с декабря по январь совместно с учащимися экологического колледжа и сотрудниками ботанического музея Казанского государственного университета.
Подготовительный этап:
— консультация для воспитателей и родителей;
— оформление ширмы-передвижки с планом работы по проекту для родителей;
— получение письма от большой ели. Беседа по прочитанному письму;
— ситуация общения с детьми «Зачем нужны ели в лесу и в доме?» с целью выяснить представления детей и заинтересовать проблемой.
Исследовательский этап:
— рассматривание иллюстраций «Хвойный лес зимой», «Хвойный лес летом», «Обитатели хвойного леса»;
— наблюдения (дерево, хвоя, шишки, кора), эксперименты;
— экскурсия в ботанический музей Казанского государственного университета на тему «Почему зимой лес зелёный?»;
— игротека по экологии. Дидактические игры «Пищевые цепочки», «Друзья ели», «Подбери шишку к дереву» (ель, сосна, лиственница) и др.;
— изобразительная деятельность «В лесу родилась ёлочка», «Сохраним ёлочку» (плакаты), «Почему зимой лес зелёный?» (сюжетное рисование по теме экскурсии);
— разучивание песен, танцев, стихов к новогодним праздникам;
— занятие по экологии «Красота ели живой и нарядной искусственной»;
— театрализованное занятие «Сохраним ёлочку-красавицу наших лесов» (совместно с учащимися экологического колледжа);
— экологические спектакли (по плану «Экологический театр в детском саду»);
— выставка плакатов «Сохраним ёлочку-красавицу наших лесов», новогодних игрушек;
— новогодние праздники;
— ситуации общения «Кому будет плохо, если все ели срубят в лесу?», «Какую ёлку поставим на праздник?» и т.п.;
— обобщение результатов, их анализ, выводы.
3. «Красная книга Республики Татарстан» (долгосрочный проект для детей подготовительных к школе групп).
Цели: знакомить с картой Республики Татарстан и редкими животными, занесёнными в Красную книгу нашей республики, развивать творческие способности детей, воспитывать экологически-осознанное отношение к природе.
Содержание. В ходе проекта через занятия, игровую, театрализованную, изобразительную деятельность идёт знакомство детей с картой, природными зонами (смешанный лес, лесостепь), животным и растительным миром, Красной книгой Республики Татарстан.
Подготовительный этап:
— разработка серии настольных дидактических игр, а также игр с моделями, методических рекомендаций по их использованию;
— подборка загадок о животных смешанного леса, лесостепи. Изготовление моделей «Карта Республики Татарстан» и «Этажи леса», оформленных на лестничной площадке («Лесенке-чудесенке») членами творческой группы «Экологическое развитие дошкольников»;
— консультация для родителей и воспитателей;
— оформление папки-передвижки «Работаем по проекту»;
— ситуации общения с детьми на темы «Что такое Красная книга?», «Можно ли животных и растения назвать своими соседями?», чтобы выяснить представления детей и заинтересовать проблемой;
— подготовка родителями презентаций на тему «Зачем нужна Красная книга?».
Исследовательский этап:
— изучение Красной книги.
— серия дидактических игр по проблеме;
— занятия по экологии:
♦ «Этажи леса»;
♦ «Как травоядные животные проводят зиму?»;
♦ «Лесные хищники. Пищевые цепочки;
♦ «Лесные птицы Республики Татарстан»;
♦ «Все нужны на Земле»;
— рассматривание иллюстраций, книг;
— изобразительная деятельность «Животные нашего края»;
— экологические спектакли (по плану «Экологический театр в детском саду»);
— чтение художественной литературы по проблеме;
— презентации на тему «Зачем нужна Красная книга?»;
— совместное творчество детей и родителей. Изготовление модели «Красной книги Республики Татарстан»;
— театрализованное занятие учащихся экологического колледжа «Красная книга — сигнал опасности»;
— итоговое занятие «Наши соседи» (дети подготовительной к школе группы рассказывают о животных Красной книги детям старшей группы с показом своей книги);
— обобщение результатов, их анализ, выводы.
4. «Жалобная книга Республики Татарстан» (среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста).
Цели: способствовать развитию у ребёнка эмпатии (сочувствия, чуткости, сопереживания, сострадания живым существам), развивать творческие способности ребёнка, воспитывать экологически-осознанное отношение к природе, умение жить в гармонии с природой.
Содержание. Дети вместе со своими родителями выбирают объект природы, беседуют, рисуют, составляют рассказ (от имени животного или растения) о том, как иногда очень трудно живётся обитателю нашей планеты, и оформляют модель «Жалобной книги». Когда модель книги готова, дети делятся своими впечатлениями о проделанной работе на итоговом занятии.
Использование игрового момента – «превращение» ребёнка в животное или растение и рассказывание от его лица, помогает дошкольнику почувствовать боль, обиду, понять, как не просто живёт это живое существо. В результате проделанной работы, у ребёнка появляется желание заботиться о природе и охранять её.
Подготовительный этап:
— консультация с родителями и воспитателями;
— ситуации общения с детьми на темы: «Всегда ли животным и растениям хорошо на нашей планете?», «Что такое жалоба? Могут ли пожаловаться на свою жизнь животные и растения?» с целью выяснить представления детей и заинтересовать их проблемой;
— получение письма от бродячей собаки. Беседа;
— оформление папки-передвижки «Работаем по проекту».
Исследовательский этап:
— занятия по экологии:
♦ «Что нам делать, как нам быть?»;
♦ «Почему исчезают животные? Красная книга»;
♦ «Все нужны на Земле»;
♦ «Жалобная книга природы»;
— наблюдения за домашними, декоративными и дикими животными;
— чтение художественной литературы по проблеме;
— труд в уголке природы и на территории экологической тропинки по уходу за животными и растениями. Обобщение результатов, их анализ, выводы;
— творческая работа ребёнка, родителей и педагогов. Оформление модели «Жалобной книги Республики Татарстан» (составление жалобы от имени животного или растения; рисование, аппликация, конструирование животных и растений);
— итоговое занятие по экологии «По страницам Жалобной книги»;
— знакомство детей других групп с «Жалобной книгой» (рассказы детей от имени животных и растений).
5. «Природа — наш общий дом» (краткосрочный проект для детей всех возрастов).
Данный проект является подготовкой к 22 апреля — Дню Земли.
Для детей младшего дошкольного возраста
Цель: вызывать у детей интерес к образу жизни растений и животных; сочувствие, сопереживание живому организму при нарушении его целостности, нанесении ущерба его здоровью; желание самому оказывать посильную помощь взрослому.
Для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, своей Родине, вызывать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой, развивать творческие способности детей, воспитывать экологически осознанное отношение к природе.
Содержание. Работа по проекту проходит в дни весенних каникул во время подготовки детей к Дню Земли.
Подготовительный этап:
— рассказ детям старших, подготовительных к школе групп на тему «Почему люди стали отмечать День Земли?»;
— папка-передвижка для родителей «Работаем по проекту»;
— выставка книг «Четыре стихии» (огонь, вода, земля, воздух) для детей старшего возраста, «Наши друзья» (для детей младшего возраста).
Исследовательский этап:
— занятия по экологии в младших, средних группах на природоохранные темы:
♦ «Почему цветок плачет?»;
♦ «Тайна лесной поляны»;
— занятия по экологии в старших, подготовительных к школе группах на проблемно-этические темы:
♦ «Что нам делать, как нам быть?»;
♦ «Что могла бы рассказать планета Земля, если бы вдруг заговорила?»;
— экскурсии по экологической тропинке с дядюшкой Ау в старших, подготовительных группах, целевые прогулки в младших и средних группах;
— тематические музыкальные и физкультурные занятия «Планета Земля и ее жители» в старших, подготовительных к школе группах, «Наши друзья» в младших, средних группах;
— труд в уголке природы и на участке детского сада;
— чтение художественной литературы по теме проекта;
— организация выставки работ по изобразительной деятельности «Земля – наш общий дом» (для старших и подготовительных к школе групп);
— творческие задания: изготовление поздравлений, подарков матушке-Земле (для родителей и детей старших и подготовительных групп);
— конкурс поделок из бросового материала среди родителей и детей младших, средних групп. Обобщение результатов, их анализ, выводы;
— театрализованное представление «С днём рождения, Земля!» (в старших, подготовительных группах);
— экологическая сказка (в младших, средних группах);
— выставка совместных творческих работ детей и родителей: модели «Жалобной книги Республики Татарстан», «Красной книги Республики Татарстан»;
— ситуации общения с детьми старших, подготовительных групп на тему «Чем ты можешь помочь планете Земля?» Ситуации общения с детьми младших, средних групп на тему «Я люблю растения и животных».
Фото: Управление информационной политики и по связям с общественностью Челнов.
Комментарийлар