Логотип Магариф уку
Цитата:

Экологические проекты

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей.

Гульчачак САИТОВА, воспитатель детского сада №10  г. Казани

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности.

В нашем детском саду метод проектов широко исполь­зуется в воспитании экологичес­кой культуры детей. Экологичес­кие проекты открывают возмож­ность формирования собственно­го жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивают его как личность.
Нами был разработан и внедрён в работу учреждения целый ряд экологи­ческих проектов. Все они объединены общей целью – знакомить детей с при­родой родного края и формиро­вать экологически-осознанное отношение к природе.

К вниманию читателей журнала предлагаю некоторые из этих проектов.
1. «Переписка с животными Республики Татарстан» (долгосрочный проект для средних, старших, подготовительных к школе групп).
Проект разработан с использо­ванием технологии Н.А. Рыжо­вой.
Цели: знакомить детей с жи­вотными Республики Татарстан, объяснить взаимодействие живых организмов с окружающей средой и друг с другом; развивать твор­ческие способности дошкольни­ков; воспитывать любовь к при­роде, желание узнать новое из жизни животных родного края и поделиться своими знаниями с другими.
Содержание. Работа по проек­ту осуществляется в форме роле­вой игры. Дети вместе с родите­лями пишут письмо, оформляют конверт и опускают письмо в почтовый ящик (в детском саду). За­тем в течение нескольких дней с нетерпением ждут, когда Сорока-белобока заберёт их письмо, уне­сёт лесному жителю и принесёт ответ, который ребёнок сам дос­танет из почтового ящика. Воспитатели читают письма, беседу­ют с детьми. Ребёнок в любое время может попросить воспита­теля перечитать письмо в детском саду или взять домой для домаш­него чтения.
Ценность проекта в том, что дети играют вместе со взрослы­ми, через игру получают естественно-научные представления о животных родного края. В процессе переписки родители и дети как бы общаются с животными на равных, а это очень важно для мировоззрения ребенка.
Подготовительный этап:
—                  работа педагога с познаватель­ной и художественной литера­турой, составление писем, офор­мление конвертов от имени животных;
—                  консультация для воспитате­лей и родителей;
—                 оформление ширмы-пере­движки «Работаем по проек­ту»;
—                  беседа с детьми с целью заин­тересовать их перепиской с животными.

Исследовательский этап:

—                  ролевая игра с детьми, воспи­тателями и родителями «Напи­шем письмо нашему лесному другу». (Составление писем животным, оформление конвертов, открыток, отправление почты в лес, ожидание, чтение писем, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о жи­вотных и т.п.);
—                  экологические спектакли (по плану «Экологический театр в ДОУ»);
—                  оформление выставки рисун­ков «Кто живёт в лесу?» (сред­няя группа), «Кто живет в Республике Татарстан?» (стар­шая, подготовительная к школе группы);
—                  Игра «Поле чудес» на тему «Наши лесные дру­зья» (итоговое занятие по содержанию писем);
—                  обобщение результатов, их анализ, выводы.
2. «Сохраним ёлочку-красавицу наших лесов» (краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста).
Проект разработан с использо­ванием технологии Н. Николае­вой.
Цели: продолжать знакомство с хвойным лесом; развивать творческие способности детей; воспитывать бережное отноше­ние к ели; желание сохранить её в лесах Республики Татарстан.
Содержание. Работа по проекту проводится с декабря по январь совместно с учащимися экологического колледжа и сотруд­никами ботанического музея Казанского государственного университета.

Подготовительный этап:
—                 консультация для воспитате­лей и родителей;
—                  оформление ширмы-пере­движки с планом работы по проекту для родителей;
—                  получение письма от большой ели. Беседа по прочитанному письму;
—                  ситуация общения с детьми «Зачем нужны ели в лесу и в доме?» с целью выяснить пред­ставления детей и заинтересо­вать проблемой.

Исследовательский этап:
—                  рассматривание иллюстраций «Хвойный лес зимой», «Хвой­ный лес летом», «Обитатели хвойного леса»;
—                  наблюдения (дерево, хвоя, шишки, кора), эксперименты;
—                  эк­скурсия в ботанический музей Казанского государственного университета на тему «Почему зимой лес зелёный?»;
—                  игротека по экологии. Дидак­тические игры «Пищевые це­почки», «Друзья ели», «Подбе­ри шишку к дереву» (ель, сосна, лиственница) и др.;
—                  изобразительная деятельность «В лесу родилась ёлочка», «Со­храним ёлочку» (плакаты), «Почему зимой лес зелёный?» (сюжетное рисование по теме экскурсии);
—                  разучивание песен, танцев, сти­хов к новогодним праздникам;
—                  занятие по экологии «Красо­та ели живой и нарядной искусственной»;
—                  театрализованное занятие «Со­храним ёлочку-красавицу наших лесов» (совместно с уча­щимися экологического колледжа);
—                  экологические спектакли (по плану «Экологический театр в детском саду»);
—                  выставка плакатов «Сохраним ёлочку-красавицу наших лесов», новогодних игрушек;
—                  новогодние праздники;
—                  ситуации общения «Кому бу­дет плохо, если все ели срубят в лесу?», «Какую ёлку поста­вим на праздник?» и т.п.;
—                  обобщение результатов, их анализ, выводы.
3. «Красная книга Республики Татарстан» (долгосрочный проект для детей подготовительных к школе групп).
Цели: знакомить с картой Республики Татарстан и редкими животными, занесёнными в Красную книгу нашей республики, развивать творческие способности детей, воспитывать экологически-осознанное отношение к природе.
Содержание. В ходе проекта через занятия, игровую, театрализованную, изобразительную де­ятельность идёт знакомство де­тей с картой, природными зонами (смешанный лес, лесостепь), животным и растительным ми­ром, Красной книгой Республики Татарстан.
Подготовительный этап:
—                  разработка серии настольных дидактических игр, а также игр с моделями, методических ре­комендаций по их использова­нию;
—                  подборка загадок о животных смешанного леса, лесостепи. Изготовление моделей «Карта Республики Татарстан» и «Этажи леса», офор­мленных на лестничной пло­щадке («Лесенке-чудесенке») членами творческой группы «Экологическое развитие до­школьников»;
—                  консультация для родителей и воспитателей;
—                  оформление папки-передвижки «Работаем по проекту»;
—                  ситуации общения с детьми на темы «Что такое Красная книга?», «Можно ли животных и растения назвать своими со­седями?», чтобы выяснить пред­ставления детей и заинтересо­вать проблемой;
—                  подготовка родителями презентаций на тему «Зачем нужна Красная книга?».
Исследовательский этап:
—                  изучение Красной книги.
—                  серия дидактических игр по про­блеме;
—                  занятия по экологии:
♦                     «Этажи леса»;
♦                     «Как травоядные животные проводят зиму?»;
♦                     «Лесные хищники. Пищевые цепочки;
♦                     «Лесные птицы Республики Татарстан»;
♦                    «Все нужны на Земле»;
—                  рассматривание иллюстраций, книг;
—                 изобразительная деятельность «Животные нашего края»;
—                  экологические спектакли (по плану «Экологический театр в детском саду»);
—                  чтение художественной лите­ратуры по проблеме;
—                  презентации на тему «Зачем нужна Красная книга?»;
—                  совместное творчество детей и родителей. Изготовление модели  «Крас­ной книги Республики Татарстан»;
—                  театрализованное занятие уча­щихся экологического колледжа «Красная книга — сиг­нал опасности»;
—                  итоговое занятие «Наши сосе­ди» (дети подготовительной к школе группы рассказывают о животных Красной книги де­тям старшей группы с показом своей книги);
—                  обобщение результатов, их анализ, выводы.
4. «Жалобная книга Республики Татарстан» (среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста).
Цели: способствовать развитию у ребёнка эмпатии (сочувствия, чуткости, сопереживания, состра­дания живым существам), разви­вать творческие способности ре­бёнка, воспитывать экологически-осознанное отношение к при­роде, умение жить в гармонии с природой.
Содержание. Дети вместе со своими родителями выбирают объект природы, беседуют, рису­ют, составляют рассказ (от име­ни животного или растения) о том, как иногда очень трудно жи­вётся обитателю нашей планеты, и оформляют модель «Жалобной книги». Когда модель книги готова, дети делят­ся своими впечатлениями о проделанной работе на итоговом за­нятии.
Использование игрового мо­мента – «превращение» ребёнка в животное или растение и расска­зывание от его лица, помогает дошкольнику почувствовать боль, обиду, понять, как не просто жи­вёт это живое существо. В резуль­тате проделанной работы, у ребён­ка появляется желание заботиться о природе и охранять её.

Подготовительный этап:
—                  консультация с родителями и воспитателями;
—                  ситуации общения с детьми на темы: «Всегда ли животным и растениям хорошо на нашей планете?», «Что такое жалоба? Могут ли пожаловаться на свою жизнь животные и рас­тения?» с целью выяснить представления детей и заинте­ресовать их проблемой;
—                  получение письма от бродячей собаки. Беседа;
—                  оформление папки-передвиж­ки «Работаем по проекту».

Исследовательский этап:
— занятия по экологии:

♦                     «Что нам делать, как нам быть?»;
♦                     «Почему исчезают животные? Красная книга»;
♦                     «Все нужны на Земле»;
♦                     «Жалобная книга природы»;

—                  наблюдения за домашними, декоративными и дикими жи­вотными;
—                  чтение художественной лите­ратуры по проблеме;
—                  труд в уголке природы и на территории экологической тропинки по уходу за живот­ными и растениями. Обобще­ние результатов, их анализ, вы­воды;
—                  творческая работа ребёнка, родителей и педагогов. Офор­мление модели «Жалобной книги Республики Татарстан» (состав­ление жалобы от имени живот­ного или растения; рисование, аппликация, конструирование животных и растений);
—                   итоговое занятие по экологии «По страницам Жалобной книги»;
—                 знакомство детей других групп с «Жалобной книгой» (рассказы детей от имени жи­вотных и растений).
5. «Природа — наш общий дом» (краткосрочный проект для детей всех возрастов).
Данный проект является под­готовкой к 22 апреля — Дню Земли.
Для детей младшего дошколь­ного возраста
Цель: вызывать у детей инте­рес к образу жизни растений и животных; сочувствие, сопережи­вание живому организму при на­рушении его целостности, нанесе­нии ущерба его здоровью; жела­ние самому оказывать посиль­ную помощь взрослому.
Для детей старшего дошколь­ного возраста
Цель: формировать экологи­ческое сознание и чувство уваже­ния к планете Земля, своей Роди­не, вызывать беспокойство за экологическое состояние плане­ты и желание созидательно взаимодействовать с природой, раз­вивать творческие способности детей, воспитывать экологически осознанное отношение к природе.
Содержание. Работа по проек­ту проходит в дни весенних ка­никул во время подготовки детей к Дню Земли.
Подготовительный этап:
—                  рассказ детям старших, подготовительных к школе групп на тему «Почему люди стали отмечать День Земли?»;
—                  папка-передвижка для роди­телей «Работаем по проекту»;
—                  выставка книг «Четыре сти­хии» (огонь, вода, земля, воз­дух) для детей старшего воз­раста, «Наши друзья» (для де­тей младшего возраста).

Исследовательский этап:
—                  занятия по экологии в млад­ших, средних группах на природоохранные темы:
♦                     «Почему цветок плачет?»;
♦                     «Тайна лесной поляны»;
—                  занятия по экологии в стар­ших, подготовительных к шко­ле группах на проблемно-этические темы:
♦                     «Что нам делать, как нам быть?»;
♦                     «Что могла бы рассказать планета Земля, если бы вдруг заговорила?»;
—                  экскурсии по экологической тропинке с дядюшкой Ау в старших, подготовительных группах, целевые прогулки в младших и средних группах;
—                  тематические музыкальные и физкультурные занятия «Пла­нета Земля и ее жители» в стар­ших, подготовительных к шко­ле группах, «Наши друзья» в младших, средних группах;
—                  труд в уголке природы и на участке детского сада;
—                  чтение художественной лите­ратуры по теме проекта;
—                  организация выставки работ по изобразительной деятельно­сти «Земля – наш общий дом» (для старших и подготовитель­ных к школе групп);
—                  творческие задания: изготов­ление поздравлений, подарков       матушке-Земле (для родителей и детей старших и подготовительных групп);
—                  конкурс поделок из бросово­го материала среди родителей и детей младших, средних групп. Обобщение результатов, их ана­лиз, выводы;
—                  театрализованное представле­ние «С днём рождения, Земля!» (в старших, подготовительных группах);
—                  экологическая сказка (в млад­ших, средних группах);
—                  выставка совместных творчес­ких работ детей и родителей: модели  «Жалобной книги Республики Татарстан», «Красной кни­ги Республики Татарстан»;
—                  ситуации общения с детьми старших, подготовительных групп на тему «Чем ты мо­жешь помочь планете Земля?» Ситуации общения с детьми младших, средних групп на тему «Я люблю растения и животных».


Фото: Управление информационной политики и по связям с общественностью Челнов.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ