«Если друг оказался вдруг…»
Открытый урок - интерпретация по литературе(рассказ Л.Н. Толстого « Кавказский пленник», 5 класс)Фанзиля МИННЕГАЛИЕВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №...
Открытый урок - интерпретация по литературе
(рассказ Л.Н. Толстого « Кавказский пленник», 5 класс)
Фанзиля МИННЕГАЛИЕВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №39 г. Казани
Цели:
Обучающие: раскрыть значимость поставленных автором проблем в рассказе; совершенствовать навыки интерпретирования текста художественного произведения;
Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;
Воспитывающая: воспитывать духовно-нравственную личность;
Коммуникативная: обучение культуре речевого общения и этикету.
К уроку: презентация, шляпы, листы в формате А4
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага
опасаешься, а на друга надеешься
Л.Н.Толстой
Сценарный ход урока
- I. Организационный момент и постановка цели
- Вступительное слово учителя
Добрый день, ребята! Сегодняшний урок мы начнем с традиционной поэтической минутки. (Выразительное чтение учеником « Песни о друге» В.Высоцкого).
Ребята, это произведение В.Высоцкого сегодня прозвучало не случайно. Знаменательных дат в этом году много. Скажите, о каком знаменательном событии мы говорили на предыдущем уроке.
В сентябре 2018 года великому писателю исполняется 190 лет со дня рождения (первый урок был посвящен жизни и творчеству Л. Толстого).
Работать мы будем над рассказом «Кавказский пленник», первые две главы которого вы должны были прочитать самостоятельно.
Цель сегодняшнего урока – интерпретируя текст, раскрыть значимость поставленных автором проблем.
- Актуализация прежних знаний.А теперь давайте вспомним, что такое интерпретация текста.
Словарная работа.
Интерпретация (от латинского языка):
1) истолкование, объяснение, разъяснение смысла чего-либо;
2) творческое раскрытие какого-либо художественного произведения.
Что значит интерпретировать? (предполагаемые ответы учащихся: анализировать, работать с текстом, рассуждать о поступках героев, определять главную мысль, детально изучать и т.д.)
- Целеполагание
Ребята, давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Посмотрите на первый слайд презентации (на экране слова «Песни о друге»). Если я предложу вам в качестве темы первую строчку, как бы вы ее продолжили?
« Если друг оказался вдруг…» (предполагаемые ответы детей: «Если друг оказался вдруг в беде…», « Если друг оказался вдруг трусливым…»)
Спасибо! Итак, с темой мы определились. Цель наша- интерпретируя текст, раскрыть эту тему. Проблемный вопрос: что делать, если друг оказался вдруг в беде или же друг оказался трусливым?
- Мотивация к учебной деятельности
Какие цели ставите вы? Сформулируйте свои цели учебной деятельности:
а) получить оценку;
б) узнать что-то новое;
г) научиться чему-нибудь;
д) другое ( ответы детей)
II.Основная часть
1.Беседа по вопросам
- Вопрос по теории литературы. Ребята, жанр своего произведения Л.Н. Толстой определил как рассказ-быль. Что за жанр рассказ? (ответы учащихся). Почему быль? (кратко рассказывают об истории создания рассказа).
- Как можно озаглавить первые две главы? (предполагаемые ответы учащихся: «На опасной дороге», « Если друг оказался вдруг…», « Жилин и Костылин на опасном пути» и т.д.)
2.Анализ эпизодов « Отъезд из крепости», «Захват в плен» (Что такое эпизод?)
Вопросы: 1. Кто оказался на опасной дороге? (Жилин и Костылин)
- Почему они там оказались одни? (Жилину быстрее хотелось поехать к матери, Костылину - есть, пить).
- Можно ли их назвать друзьями? (Реализация домашнего задания: нужно было подобрать синонимы к ключевому слову темы «друг» (ответы учащихся: приятели, друзья, сослуживцы, офицеры).
3.Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (работа в тетрадях).
Почему Жилин хотел уехать из крепости в одиночестве? Какие черты характера присущи ему (нетерпеливость, решительность, смелость)?
Работа с текстом, учащиеся находят строчки, зачитывают.
Как характеризует автор с первых строк Костылина? Почему герой хотел ехать один? (Есть хочется, жарко.) О каких чертах характера речь идет?
Теория литературы. Антитеза - противопоставление героев, характеров, явлений.
Что еще противопоставляется в рассказе? ( Предполагаемые ответы детей: трусливость и храбрость, война и мир и др.)
-Что вы знаете о войне на Кавказе?
- Как вели себя горцы (нападали, убивали)? Русские?
Вывод: Война противопоставляется миру.
Физкультминутка
4.Работа в группе (класс делится на 6 групп)
Работа со шляпками по проблеме «Если друг оказался вдруг…» (по методике «Шесть шляп мышления» (5 минут обсуждение).
- Каждая группа выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — нейтральная. Участники этой группы оперируют только фактами.
Доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе. Кратко излагают содержание первых двух глав, опираясь на факты. Например: шла на Кавказе война. Два сослуживца (приятеля) оказались на опасной дороге. Столкнулись с горцами,вследствие чего в неравной схватке Жилин попал в плен.
Желтая — позитивная. Участники этой группы обрисовывают только положительные моменты. Например,желание Жилина поехать к матери, его поведение в минуты опасности: не струсил.
Черная — негативная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против. ( Война.)
Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов. Восхищаются поступком Жилина: не испугался и т.д.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации.
Синяя — оценочная. В этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и делают выводы.
- Заключительная часть урока. Итак, ребята, на опасной дороге оказались друзья и враги, столкнулись качества характеров людей: трусость и смелость, неуверенность и решительность. Сделайте вывод, ответив на проблемный вопрос: как быть, если друг оказался вдруг …?
(ответы)
Действительно, слова Л. Н. Толстого (обращение к эпиграфу) еще раз подтверждают наши мысли: не бросайте друзей в беде, ибо «трусливый друг страшнее врага».
- Рефлексия
- Домашнее задание:
1)прочитать 3 –5 главы рассказа;
2) написать небольшое сочинение - рассуждение на тему «Если друг оказался вдруг…»
Комментарийлар