Логотип Магариф уку
Цитата:

«Если друг оказался вдруг…»

Открытый урок - интерпретация по литературе(рассказ  Л.Н. Толстого  « Кавказский пленник», 5 класс)Фанзиля МИННЕГАЛИЕВА, учитель  русского языка и литературы высшей квалификационной категории  школы №...

Открытый урок - интерпретация по литературе


(рассказ  Л.Н. Толстого  « Кавказский пленник», 5 класс)


Фанзиля МИННЕГАЛИЕВА,


учитель  русского языка и литературы высшей квалификационной категории  школы №39 г. Казани


Цели:


Обучающие: раскрыть значимость поставленных автором проблем в рассказе; совершенствовать навыки интерпретирования текста художественного произведения;


Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;


Воспитывающая: воспитывать духовно-нравственную личность;


Коммуникативная:  обучение культуре речевого общения и этикету.


К уроку: презентация, шляпы, листы в формате А4


Трусливый друг страшнее врага, ибо врага   


опасаешься, а на друга надеешься


 


 Л.Н.Толстой


 


Сценарный ход урока



  1. I. Организационный момент и постановка цели

  2. Вступительное слово учителя


 Добрый день, ребята! Сегодняшний урок мы начнем с традиционной поэтической минутки.   (Выразительное чтение  учеником   « Песни о друге» В.Высоцкого).


Ребята, это произведение В.Высоцкого сегодня прозвучало не случайно. Знаменательных  дат  в этом году много. Скажите, о каком знаменательном событии мы говорили на предыдущем уроке.


В сентябре 2018 года великому писателю  исполняется 190 лет  со дня рождения (первый урок был посвящен жизни и творчеству Л. Толстого).


 Работать мы будем над рассказом  «Кавказский пленник», первые две главы которого вы должны были  прочитать самостоятельно.


 Цель сегодняшнего урока – интерпретируя текст, раскрыть значимость поставленных автором проблем.



  1. Актуализация прежних знаний.А теперь давайте вспомним, что такое интерпретация текста.


Словарная работа.


Интерпретация (от латинского языка):


1) истолкование, объяснение, разъяснение смысла чего-либо;
2) творческое раскрытие какого-либо художественного произведения.


    Что значит интерпретировать? (предполагаемые  ответы учащихся: анализировать, работать с текстом, рассуждать о поступках героев,  определять главную мысль, детально изучать и т.д.)



  1. Целеполагание


Ребята,  давайте вместе   сформулируем   тему нашего урока. Посмотрите на первый слайд презентации (на экране слова «Песни о друге»).  Если я предложу вам в качестве темы первую строчку, как бы вы ее продолжили?


 « Если друг оказался вдруг…» (предполагаемые ответы детей: «Если друг оказался вдруг в беде…»,  « Если друг оказался вдруг трусливым…»)


 Спасибо! Итак, с темой мы определились. Цель наша- интерпретируя текст, раскрыть эту тему.  Проблемный вопрос: что делать, если друг оказался вдруг в беде или же друг оказался трусливым?



  1. Мотивация к учебной деятельности


 Какие цели ставите вы? Сформулируйте свои цели учебной деятельности:


  а) получить оценку;


  б) узнать что-то новое;


  г) научиться чему-нибудь;


д) другое ( ответы детей)


II.Основная часть


 1.Беседа по вопросам



  1. Вопрос по теории литературы. Ребята, жанр своего произведения Л.Н. Толстой определил  как рассказ-быль. Что за жанр рассказ? (ответы учащихся). Почему быль? (кратко рассказывают об истории создания рассказа).

  2. Как можно озаглавить первые две главы? (предполагаемые ответы учащихся: «На опасной дороге», « Если друг оказался вдруг…», « Жилин и Костылин на опасном пути» и т.д.)


2.Анализ  эпизодов « Отъезд из крепости», «Захват в плен» (Что такое эпизод?)


Вопросы: 1. Кто оказался на опасной дороге? (Жилин и Костылин)



  1. Почему они там оказались одни? (Жилину быстрее хотелось поехать к матери, Костылину - есть, пить).

  2. Можно ли их назвать друзьями? (Реализация домашнего задания: нужно было подобрать  синонимы к ключевому слову темы «друг» (ответы учащихся: приятели, друзья, сослуживцы, офицеры).


3.Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (работа в тетрадях).


 Почему Жилин  хотел уехать из крепости в одиночестве? Какие черты характера присущи ему (нетерпеливость, решительность, смелость)?


 Работа с текстом, учащиеся находят строчки, зачитывают.


Как характеризует  автор с первых строк Костылина? Почему герой хотел ехать один? (Есть хочется, жарко.) О каких чертах характера речь идет?


 Теория литературы. Антитеза - противопоставление  героев, характеров, явлений.


Что еще противопоставляется в рассказе? ( Предполагаемые ответы  детей: трусливость и храбрость, война и мир и др.)


-Что вы знаете о войне на Кавказе?


- Как вели себя горцы (нападали, убивали)? Русские?


 Вывод:  Война противопоставляется миру.


Физкультминутка


4.Работа в группе (класс делится на 6 групп)


Работа со шляпками по проблеме «Если друг оказался вдруг…» (по методике «Шесть шляп мышления» (5 минут обсуждение).



  1. Каждая группа выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).


Цвет шляпы определяет направление развития мысли:


Белая — нейтральная. Участники этой группы оперируют только фактами.


 Доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе. Кратко излагают содержание первых двух глав, опираясь на факты. Например: шла  на Кавказе война. Два сослуживца (приятеля) оказались на опасной дороге.  Столкнулись  с горцами,вследствие чего в неравной схватке Жилин попал в плен.


Желтая — позитивная. Участники этой группы обрисовывают только положительные моменты. Например,желание Жилина поехать к матери, его поведение в минуты опасности: не струсил.


Черная — негативная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против. ( Война.)


 Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов. Восхищаются поступком Жилина: не испугался и т.д.


Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации.


Синяя — оценочная. В этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и делают выводы.



  1. Заключительная часть урока. Итак, ребята, на опасной дороге оказались друзья и враги, столкнулись качества характеров людей: трусость и смелость, неуверенность  и решительность.  Сделайте вывод, ответив на проблемный вопрос: как быть, если друг оказался вдруг …?


(ответы)


 Действительно, слова Л. Н. Толстого (обращение к эпиграфу) еще раз подтверждают наши мысли: не бросайте друзей в беде, ибо «трусливый друг страшнее врага».



  1. Рефлексия

  2. Домашнее задание:


1)прочитать 3 –5  главы рассказа;


2) написать небольшое сочинение - рассуждение на тему «Если друг оказался вдруг…»






Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ