Наблюдение и эксперимент на уроках биологии
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности.
Лилия НАСИБУЛЛИНА, учитель биологии и химии I квалификационной категории
Трудовой основной школы Нижнекамского района
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Однако проблема познавательного интереса в педагогике и методике биологии на сегодняшний день продолжает оставаться недостаточно исследованной.
С целью формирования познавательного интереса учащихся, активизации их деятельности на уроках биологии использую различные методы и приемы обучения, в т.ч. организацию наблюдений и экспериментов. Исхожу из того, что наблюдение — один из важнейших методов обучения биологии, основанной на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса и способствующий формированию у школьников таких приемов мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На основе наблюдений учащиеся овладевают практическими умениями: проводить измерения, работать с микроскопом и готовить микропрепараты, определять названия растений и животных, их систематическое положение, составлять коллекции и др.
Особенность организации наблюдений и их эффективность зависят от правильно составленной инструкции, по которой работают учащиеся. Поэтому в заданиях-инструкциях я указываю, на какие признаки и явления необходимо обратить внимание, что следует сравнить, какие выводы сформулировать.
Методику проведения наблюдений использую на уроках и лабораторных занятиях, на экскурсиях в природу и сельскохозяйственное производство, в уголке живой природы, во внеклассной работе. Ее особенность состоит, прежде всего, в использовании регионального материала о растениях и животных, которых, с одной стороны, служит базой для конкретизации теоретических понятий, а с другой — повышает интерес к изучаемому материалу, формирует положительное отношение к предмету.
При организации руководствуюсь следующими требованиями:
• четко определить цель наблюдения;
• правильно выбрать объект наблюдения;
• мобилизовать деятельность школьников на выявление существенных признаков объектов и явлений, установление их взаимосвязи;
• ориентировать учащихся на фиксацию результатов наблюдений.
Ниже привожу пример наблюдений, которые я рекомендовал учащимся во внеурочное время: «Проведите наблюдение за развитием моркови: от посева семян до образования плодов. Выясните, в каких условиях нуждается данное растение: на какую глубину заделывают семена, как влияет температура, влажность, освещенность на рост и развитие растения, какие агротехнические приемы используют при его выращивании».
Результаты наблюдений, проводимых учащимися, используем при изучении разделов «Растения» (конкретизация на местных примерах материала о росте и развитии растений, разнообразие плодов, систематике растений).
Наблюдения за жизнью растений и животных своего края позволяет реализовать краеведческий принцип в обучении: изучать виды, наиболее знакомые учащимся и доступные для общения с ними, проводить селекционные работы на местных видах растений и животных, конкретизировать теоретические положения региональным материалом, краеведческими сведениями. Изучение биологического материала на примере местных видов способствует повышению познавательного интереса школьников к курсу биологии, к познанию природы родного края, усиливает воспитательный потенциал биологического образования в целом.
Формирование у учащихся познавательного интереса особенно велика роль эксперимента. В отличие от наблюдения эксперимент требует более сложной учебной деятельности школьников. Эксперимент имеет большое познавательное и воспитательное значение, так как убеждает в реальности существования биологических процессов и явлений, требует поиска путей познания живой природы, приучает школьников к аккуратности, точности, развивает их мышление, пробуждает интерес к предмету.
В курсе биологии многие опыты учителя проводят в форме демонстрации, в то время как большее воспитательное и познавательное значение имеют опыты, которые ставят сами ученики. Я стараюсь использовать именно такие опыты, приучая учащихся формулировать цель опыта, определять технику его закладки, выдвигать гипотезу о том, какими могут быть результаты, делать вывод на основе полученных результатов.
В разделе «Растения» учащиеся самостоятельно проводят следующие опыты сельскохозяйственной направленности, характерной для своего региона: «Условия прорастания семян», «Дыхание семян», «Значение семядолей в питании проростка», «Влияние глубины заделки семян на развитие проростка», «Развитие боковых корней», «Развитие придаточных корней», «Верхушечный рост корня», «Прищипка главного корня», «Значение воздуха для дыхания корней», «Поглощение корнем воды», «Рост листа», «Дыхание листьев», «Испарение воды листьями» и др.
Рассмотрим методику проведения некоторых опытов по теме «Корень».
Перед учащимися ставится цель: выяснить, какой частью корень растет в длину. Опыт закладывается за 2 — 4 суток до урока.
В качестве объектов и оборудования используем: проростки бобов, фасоли, тыквы, арбуза; влажную камеру, приготовленную из банки, лезвие, канцелярские булавки, миллиметровую линейку, черную тушь.
Пользуясь рекомендациями по закладке опыта, описанными во всех учебниках, учащиеся наносят метки по всей длине корня на ровном расстоянии и закрепляют проросток с корнем с помощью канцелярской булавки во влажной камере.
Результат опыта можно наблюдать через 2 — 4 дня на участке корня, расположенном ближе к верхушке, расстояния между метками увеличились, а у основания остались прежними. Учащиеся делают вывод о росте корня в длину верхушкой. После этого выясняется причина роста корня верхушкой — наличие в этой части образовательной ткани.
При постановке опытов используем растения, выращиваемые на пришкольном учебно-опытном участке, по возможности опыт сравниваем с контролем, для чего выделяли делянки с одинаковой по составу и плодородию почвы для опытных и контрольных растения (например, опыты по выяснению условий, необходимых для укоренения черенков, по вегетативному размножению растений и др.).
Результаты опытов учащиеся фиксировали в тетради в виде записей, зарисовок, схем, таблиц, фотографий и кратко формулировали вывод на основе полученных результатов.
Несмотря на то, что эксперимент — один из наиболее сложных и трудоемких методов обучения, его роль в активизации познавательной деятельности учащихся, формирования интереса к биологии огромна.
Комментарийлар