Работа с текстом как дидактическая игра
Марина ВАСИЛЬЕВА, учитель русского языка и литературы лицея-интерната №2 г.КазаниСистемно-деятельностный подход в обучении, заложенный стандартами второго поколения, предполагает формирование учебно-п...
учитель русского языка и литературы лицея-интерната №2 г.Казани
Системно-деятельностный подход в обучении, заложенный стандартами второго поколения, предполагает формирование учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций учащихся, требует создания условий для проявления их активности и самостоятельности. В этой связи следует максимально внедрять методы обучения с использованием поисковых заданий, требующих решения проблемных ситуаций, игровых форм, активизирующих познавательную деятельность.
Учебная игра, как активная форма обучения, способствует формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Она обладает той же структурой, что и учебная деятельность. Но сама атмосфера творчества и некая раскрепощённость, возникающие в игре, оптимизируют межличностное общение, способствуют активизации креативных ресурсов школьника. Кроме того, большое влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей.
Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. «Интерес к учению, – писал В. А. Сухомлинский, – появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» [2, 183]. Реализуя ситуацию успеха на уроке русского языка, необходимо организовать деятельность, эмоционально привлекательную для учащихся, заинтересовать их самим процессом работы над словом, предложением, текстом.
Обычно работа с текстом проводится на уроках развития речи по разделам: «Речь», «Текст», «Типы речи», «Стили речи». Несмотря на то, что эти основные разделы ежегодно более детально изучаются взрослеющим школьником, именно анализ текста вызывает у него наибольшие проблемы. Обычно ребята затрудняются в различении темы и идеи текста, определении средств связи предложений в тексте. Умение редактировать текст, формулировать и комментировать основную проблему текста, аргументированно выражать свою точку зрения – всё это наиболее сложные задачи, с которыми сталкиваются выпускники. В решении этих проблем поможет дидактическая игра.
Игра в кубики была всегда увлекательным занятием детей. Именно этот принцип можно использовать на уроках русского языка при работе с текстом в V–IX классах. Организация работы с текстом предполагает использование различных видов деятельности, но наибольший интерес у школьников вызывают восстановление деформированного текста, собирание его из фрагментов. При этом оптимальна именно групповая форма обучения.
Подбор текстов должен соответствовать возрастным особенностям детей. Правила игры просты: в группах по четыре человека ребята должны восстановить три текста, собирая их в кубики из разрозненных фрагментов-абзацев. Это фрагменты из текстов, различных по типу и стилю речи.
Кубики можно выполнить из плотной бумаги с ребром в 10 см. Если для работы используются тексты из трёх абзацев, то в каждой группе будет три кубика.
Напечатанные тексты надо разрезать на абзацы квадратами, соответствующими по размеру стороне кубика (10 cм в длину и ширину). На столе у каждой группы будут хаотично лежать девять фрагментов трёх текстов и три чистых кубика. Собирая текст, ребята должны расположить кубики в ряд, прикрепить (наклеить) квадратные фрагменты первого текста на одну сторону каждого из кубиков. Второй и третий текст укрепляют на грани таким образом, чтобы при одновременном повороте трёх кубиков на себя можно было прочесть связный текст.
При подборе фрагментов текста участники игры ориентируются, прежде всего, на тему текста. Наиболее сложным при этом оказывается установление связи между частями текста. Таким образом, в игровой форме учащимся приходится решать задачи по определению стилистической принадлежности текстов, различению вступления (тезиса) и заключительной части (вывода), выявлению средств связи предложений и абзацев в них. Такая работа не занимает много времени на уроке, но является хорошей подготовкой к выпускным экзаменам в IX и XI классах.
Ниже даны примеры текстов для дидактической игры «Кубики», которую можно провести как на уроках, так и на факультативных занятиях по развитию речи в VII–IX классах.
Текст №1
Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т.д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.
Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души. (По Д.Лихачеву)
Текст 2
Весною степь как зелёное море. А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым. Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. Ковыли клонятся, стелются, шелестят. А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.
На восходе ковыли, словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает. В полдень она как огромное стадо курчавых овец: овцы жмутся одна к другой, дробно топочут и нескончаемо текут и текут к краю земли.
Но чудо чудное − степь на закате! Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки. Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем. Хороша степь и днём, и ночью! (По Н.Сладкову)
Текст 3
Ехали быстро. Дядя Саша, расстегнув плащ, из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звёздочка, по-прежнему отрешённо продолжал глядеть на бегущую навстречу дорогу. Мимо с глухим рёвом, точно доисторический зверь, пронёсся гигантский грузовик, и в его кузове можно было разглядеть серовато-жёлтую свёклу. Следом промчались близнецы-самосвалы, они тоже везли свёклу: люди спешили управиться с уборкой.
Равнина в этих курских полях начинала мало-помалу холмиться, и отметка высоты, наверное, превышала двести метров. В глубокой древности эту землю не смог одолеть ледник, надвинувшийся с севера; разделившись надвое, он пополз дальше, обходя холмы справа и слева. Значит, не случайно на этих высотах, которые так и не преодолел ледяной панцирь, разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасённые народы могли бы начать новое летосчисление. Враги, грозившие России новым оледенением, были остановлены и сброшены с высот. Никогда не забудешь тех дней, ни с чем не спутаешь тех событий.
В августе сорок третьего Саша, тогда молоденький лейтенант-артиллерист, заскочил на полдня в родное село – Прохоровку. С окрестных полей сюда свозили изувеченные танки, оставшиеся после невиданного сражения, и они образовали чудовищное кладбище, среди которого нетрудно было заблудиться. Но и поверженные танки, казалось, по-прежнему, как люди, ненавидят друг друга. Теперь этого танкового кладбища нет: оно распахано и засеяно хлебом, а железный лом войны давно поглотили мартеновские печи. Люди заровняли и сгладили окопы, и только по холмам остались на курской земле бережно охраняемые братские могилы. (По Е.Носову)
Литература.
1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М: Детская литература, 1989. – 29 с.
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.
Источник.
Комментарийлар