Развитие культуроведческой компетенции на уроках литературы
На материале рассказа Н.С.Лескова «Левша».
Согласно образовательному стандарту среднего общего образования по литературе, основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определённых способах и видах учебной деятельности [5].
Если двадцать лет назад в школах Татарстана обучались преимущественно дети русских и татар, то сегодня практически в каждом классе есть представители разных национальностей. Для этих детей никогда русский язык не станет родным, но в наших силах через русскую литературу познакомить их с русской культурой и сделать так, чтобы через понимание появилась толерантность. Как известно, процесс этот двоякий, сегодня и детям, чьим родным языком является русский, не меньше нужна помощь в изучении культуры своего народа, потому что, к сожалению, многое утрачено, и в бешеном темпе современной жизни не во всех семьях у ребенка формируется понятие культуры. Примером литературного произведения, на основе которого возможно формирование культуроведческой компетенции школьников, является произведение Н.Лескова «Левша».
В начале урока учитель через систему наводящих вопросов и заданий, через работу со вступительной статьей подводит обучающихся к тому, что они сами формулируют тему урока.
На втором этапе урока — этапе актуализации знаний — обучающиеся через работу с терминами «сказка» и «сказ» постепенно приходят к выводу о родстве данных слов. Здесь не лишним будет обратиться к этимологии слов. Далее происходит знакомство с термином, и делает это заранее подготовленный ученик.
На следующем этапе урока обучающиеся при помощи обращения к предыдущему читательскому опыту пытаются сформулировать основные признаки сказа, при этом возникает проблемная ситуация. Этот этап условно можно назвать «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Здесь неоценимую помощь оказывает прием работы в малых группах, взятый из сингапурской системы. Эта работа позволяет учащимся самим сформулировать отличия сказа от сказки, закрепить изучаемый материал, и через умение видеть проблему происходит реализация системно-деятельностного подхода.
На следующем этапе урока происходит работа с фрагментом текста, что позволяет сформировать навык читателя, реализовать культуроведческую составляющую, реализовать метапредметное содержание урока. Работа в группах на этом этапе позволяет за короткое время получить максимум информации. Обучающиеся рассказывают об отношении главного героя к Родине, вере, женитьбе. Ученик видит, что Левша – истинный патриот России, не соблазняется ни образованием, ни финансами, ни перспективами отличной семейной жизни.
В процессе обмена информацией учащиеся делают вывод, что есть различия и в отношении власти к людям: если в России власть мало интересуется жизнью простых людей, не верит в их талант, представители власти не предпринимают мер по оказанию помощи своим людям. Лесков показывает разницу в отношениях англичан через восприятие Левши: «Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках.., в толстые щиглеты, чтобы ноги нигде ни на что не напороть, работают не с бойлом, а с уважением» [3].
Причем в России отношение к мастеру пренебрежительное (мастер – а беден), в Англии уважительное, Левше предлагали обучение, место жительства, женитьбу.
Работая в классах с разным национальным составом, уместно расширить тематику вопросов при работе с образом мастера. Можно задать такой вопрос:
— Левша по национальности – русский. Как вы считаете, изменилось бы его отношение к рассмотренным темам, если бы он был татарином? Представителем чувашской национальности? Армянином? Почему?
Ребята с легкостью формулируют ответ: Отношение к этим вопросам у него бы не изменилось, потому что каждый человек, вне зависимости от национальности, любит свою родину, трепетно относится к вере, понимает, как важно построить отношение в браке, уважительно относится к родителям. Основным методическим приемом для включения учащихся в неродную литературу является прием сопоставления, причем очень важно выявить общее между культурами и на основе этого общего изучать различия. В образовательном стандарте среднего (полного) общего образования по литературе записано, что одними из основных историко-литературных сведений по русской литературе XIX века являются нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Общими чертами для любой нации являются проблемы семьи, долга, верности родине. Но разные народы по-своему интерпретируют эти проблемы, показывают свое отношение. И задача современного учителя – воспитание, прежде всего, гражданина России вне зависимости от национальности, ведь литература – это среда, которая воспитывает толерантность.
На следующем этапе урока учащиеся сталкиваются с рубрикой «Исследовательский проект». А начинается работа с вопроса: Есть ещё одна тема, характерная для людей разных национальностей. Это чаепитие. Что мы узнаем из сказа об особенностях русского чаепития?
Из выступлений подготовленной группы ребята узнают, что Н.Лесков очень точно, буквально через 1–2 детали, показывает также и разницу между русским и английским чаепитием. Далее учитель задаёт вопрос:
— В чем особенности чаепития у татар? У чувашей? У армян? (Можно задействовать все национальности, дети которых представлены в классе.)
Работа такого плана очень полезная: так, через два года, в VIII классе, при изучении учащимися произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» снова встретимся с сахарной головой, и вот здесь происхождение выражения «сахарная голова» объяснять не придётся. В качестве иллюстративного материала можно использовать картину Б.М.Кустодиева «Купчиха за чаем», а тема эта может вылиться в отдельное культуроведческое исследование «Особенности чаепития у разных народов». Кроме того, любая иллюстрация сама по себе является инструментом познавательной деятельности, и очень важно включить иллюстрационный ряд в осмысление произведения, дать задания по иллюстрации. Дополнительные сведения, необходимые для полноценного восприятия произведения, можно превратить в групповые, проектные работы, что позволит сформировать основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
На заключительном этапе урока, при рефлексии деятельности задается вопрос: «Какой вывод можно сделать на основании данного рассказа о простом человеке? Учащиеся делают вывод: Н.Лесков поднимает в произведении тему судьбы даровитого человека в России. Русский человек талантлив, он вполне может обойти иностранцев в своём умении, но это не приносит ему славы. В образе Левши автор показывает все население России, вне зависимости от национальности.
Кроме того, для формирования единства урочной и внеурочной деятельности можно задать вопрос:
— Что из того, что вы узнали на уроке, вы могли бы рассказать своим друзьям? А своим родителям?
После прочтения произведения Н.С.Лескова можно предложить учащимся в качестве домашней работы составить вопросный план на тему «Различие русской и английской культур» или «Особенности образования военных в XIX веке».
Таким образом, погружение в мир слова, повторное чтение текста литературного произведения, использование дополнительного и справочного материала, система после текстовых вопросов, усиление сопоставительного анализа, изучение сквозных тем поможет учащимся сформировать у учащихся такое понятие, как «Я — россиянин», то есть воспитать человека, знающего и любящего свою родину и толерантно относящегося к культуре других народов.
Список литературы:
1. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. — 1996. — №1.
2. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. — М.: Дрофа, 2003. — 197 с.
3. Лесков Н.С. Левша. – М.: Правда, 1981.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2011.
Ирина ХАБИБУЛЛИНА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии 125
Комментарийлар