Системы счисления
Урок информатики в 8 классе
Актуальность: Тема «Системы счисления» является обязательным компонентом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «Информатика». Урок решает образовательную, развивающую цели, имеет воспитательный потенциал. Прививает интерес к истории, информатике. Для повышения мотивации используются задания ОГЭ. Конспект построен в соответствии с системно-деятельностным методом, применены задания на формулирование терминов по определениям, задание на нахождение соответствий, запоминание на основе ассоциаций.
Цели:
- образовательная: познакомить обучающихся с понятием и видами систем счисления, краткой и развернутой записью числа в рамках позиционной системы счисления;
- воспитательная: способствовать воспитанию культуры поведения, дисциплины, взаимоуважения;
- развивающая (УУД): способствовать развитию метапредметных умений: навыков работы с информацией, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать по признаку.
Оборудование урока: презентация MS PowerPoint, интерактивная панель, раздаточный материал, рабочие листы, меловая доска.
Ход урока
Учитель проводит оргмомент, говорит о рабочих листах и проставлении баллов за выполненные задания.
Учитель предлагает посмотреть на слайды и ответить, что на них изображено.
Учитель предлагает групповое задание по типу заданий ОГЭ на декодирование информации, чтобы вывести тему урока.
Учитель фронтально опрашивает учащихся, подтверждает правильность ответа.
Учитель предлагает сформулировать задачи урока, оставляя пропущенные слова:
Узнать:
- Что такое ....... ……… (системы счисления)?
- На какие виды делят ....... …..(системы счисления)?
Изучить:
- Представление чисел в различных .... …….(системах счисления).
Учитель предлагает задание на нахождение соответствия.
Учитель предлагает взглянуть на слайд
и задает следующие вопросы:
Какая цифра используется для записи этого числа?
Назовите значение этих чисел.
Как вы можете охарактеризовать эти числа?
Почему цифры и их количество одинаковое, а значение чисел разное?
Учитель поясняет, что понятие «разряд» в математике близко или равно понятию «позиция» в информатике.
Учитель устно в процессе фронтального опроса прорабатывает цифру на каждой позиции трехзначного числа 111 и предлагает подобрать синоним к слову «позиция».
Учитель совместно с учениками выдвигает и доказывает гипотезу о влиянии позиции цифры на количественное значение числа. На экране изображены купюры и монеты. Учитель предлагает сгруппировать купюры и определить признак. Дети определяют, какому числу соответствует количество денег на экране. Далее учитель предлагает изменить позицию одной цифры в числе, вместе с детьми делает выводы о влиянии, изменении количественного значения числа.
Учитель побуждает определить, на какие виды можно разделить системы счисления. Дети заполняют соответствующие поля в рабочем листе.
Далее следует просмотр видеоролика об истории возникновения позиционных систем счисления.
Учитель предлагает выполнить задание на установление соответствий.
Фронтально проверяют ответы.
Учитель по таблице объясняет понятия основания системы счисления в логической зависимости от алфавита и названия.
Дети выполняют в рабочих листах задание на определение минимального основания систем счисления.
Учитель объясняет развернутую запись числа в позиционной системе счисления по аналогии с суммой разрядных слагаемых в математике.
Дети выполняют задание:
Представляют числа в развернутой записи.
Учитель знакомит с тем, что компьютер же при своей работе использует другую позиционную систему счисления – двоичную. Комбинацией нулей и единиц записана вся информация в наших устройствах.
Учитель учит переводить из двоичной системы счисления в десятичную. Показывает алгоритм.
14 03 12 11102
14 03 12 11102=1*24+0*23+1*22+1*21+1*20=16+0+4+2+1=2310
Для закрепления дети выполняют задание:
Далее дети выполняют рефлексию в Яндекс.Формах, на выявление уровня понимания пройденного материала и эмоциональное впечатление от урока.
Учитель подводит итоги рефлексии, возвращается к задачам урока и делает вывод.
Дети оценивают свою работу в рабочих листах и по критериям выставляют себе оценки.
Светлана Журавлева, учитель информатики высшей квалификационной категории средней школы № 3 им. Тази Гиззата г. Агрыз
Комментарийлар