Учимся сочинять
Коррекционное занятие по развитию речи. III класс.
Елена ТЮЛЕНЕВА,
учитель начальных классов начальной школы-детского сада к
омпенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71 г. Нижнекамска
Цель: создание условий для успешной коррекции письменной речи младших школьников с нарушением зрения, имеющих трудности в обучении русскому языку.
Задачи: формирование навыков звукопроизношения сложных согласных, коммуникативных умений, развитие творческих способностей.
Использованые методики: методика свободного письма Френе, полимодальные игры, авторская методика использования скороговорок, энергизаторы.
Оборудование: карточки со словами, пособие «Скороговорки», презентация «Логопедическая зарядка».
Планируемые результаты.
Ход занятия
Предметные результаты: уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы.
Метапредметные результаты: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные результаты: положительная мотивация к обучению, развитие творческих способностей.
I. Энергизатор «Ты – мой друг, и я - твой друг». (Выполняется в кругу.)
II. «Древнерусское письмо»
- Ребята, на доске предложение, записанное так, как писали когда-то наши предки в Древней Руси. Давайте прочитаем его.
ЧМС СЧНТЬ РССКЗВТЬ
- Трудно? Есть подсказка: запись предложения гласными:
УИЯ ОИЯ И ААЫА
- Кто прочитал предложение? Правильно: Учимся сочинять и рассказывать. Чему мы сегодня учимся? Кто любит сочинять? Какие трудности встречаются у вас, когда нужно что-то рассказать? Будем учиться подбирать слова, правильно строить предложения и сочинять веселые рассказы. Начнем с разминки.
III. Логопедическая зарядка
1. УЛЫБКА
Губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.
2. ТРУБОЧКА
Сомкнутые губы вытягивают вперед трубочкой, а затем возвращаются в нормальное положение.
Чередование улыбка - трубочка.
3. ЯЗЫК ПЕРЕШАГИВАЕТ ЧЕРЕЗ ЗУБЫ
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
• широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
• широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
4.ГАРМОШКА
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык всей плоскостью прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.
Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
Веселые скороговорки
Прочитайте скороговорку. Объясните смысл слова «проворонила». Прочитайте скороговорку еще раз орфографически. Теперь повторяем с разной интонацией:
Проворонила ворона вороненка?
Проворонила ворона вороненка!
Варианты: вопрос – ответ, тихо - громко, грустно – весело.
IV. Учимся сочинять и рассказывать.
- Ребята, из чего состоит предложение? Какие слова составляют основу предложения?
В игре «Веселый конструктор» есть слова разных частей речи. Выбирайте 3 слова и составляйте свои предложения.
Дети достают из банка (конвертов с разными частями речи) вырезанные из журналов слова. Можно брать 2-3 слова. Одно слово можно заменить. При составлении предложений недостающие слова можно написать или нарисовать.
Примеры: Дочь ходит в школу таэкван-до. Винни Пух играл в футбол. Музыка дает здоровье.
«Сказочная чепуха»
Отвечаем на 1 вопрос, загибаем лист бумаги, чтобы закрыть написанное, передаем листок соседу. Примечание: условие игры можно усложнить в зависимости от индивидуальных трудностей, например, повторить слова, в которых есть буква б.
Вопросы (на доске): Имя первого героя? (Буратино.) Имя второго героя? (Чебурашка.) Где встретились? (В библиотеке.) Когда встретились? (В декабре.) Что делали? (Болтали и били баклуши.) и т.д.
- Прочитайте ответы своей «сказочки». Расскажите свою сказку.
Физкульминутка для глаз
Слова педагога | Движения детей |
Я рисую горизонт, | Правая рука вперед, имитация линии горизонта |
В море лодочка плывет. | Указательным пальцем и глазами «рисуем лодочку» |
Солнце светит ярко-ярко - Так, что глазкам стало жарко. | Поочередно зажмуриваем и открываем глаза |
Их руками закрываю, Отдыхаю и мечтаю | Пальминг: локти на стол, ладони нужно наложить друг на друга с опорой на переносицу, чтобы не проникал свет. |
Свободное письмо
- Ребята, у нас есть 5 минут, чтобы написать то, что вам хочется. Тема свободная. Пишите о том, что произошло, что вы чувствуете, о чем вы мечтаете. (По окончании работы желающие зачитывают свои сочинения, вывешивают на стенд. Редактирование текстов будет продолжено на следующем занятии.)
V. Итог
- Ребята, чему мы сегодня учились? Что получилось у каждого из вас? Давайте подарим друг другу комплименты.
Дети встают в круг. Один из участников поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «Спасибо» и, в свою очередь, повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент. Можно передавать друг другу какой-то, ставший традиционным, предмет, например, сердечко, сшитое из ткани.
Фото: ИА "Татар-информ"
Комментарийлар