Логотип Магариф уку
Цитата:

Внутреннее строение Земли

Открытый урок в 5 классе.

 

Ахметзянова Лейсан Салиховна,

учитель географии первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ №1 г.Буинска»

 

Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли, создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли.

Задачи

1. Обучающие: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методами изучения Земли, литосферными плитами.

2. Развивающие: развивать умение систематизировать информацию; способствовать развитию умений выделять главное в тексте, работать с рисунками, развивать внимание и речь; продолжить формирование функциональной грамотности (тексты, мультимедийная презентация, маршрутный лист, наглядные средства обучения ‒ модель «Внутреннее строение Земли», иллюстрированный материал); способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала.

3. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Учащийся научится выделять и объяснять существенные признаки понятий «литосфера», «земная кора» и использовать данные понятия для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли; выделять и объяснять существенные признаки понятий «ядро», «мантия», «геология»; сравнивать слои твердой Земли по различным параметрам; описывать методы исследования внутреннего строения Земли.

Метапредметные

Учащийся научится создавать модель твердой Земли для демонстрации взаиморасположения внутренних слоев, строить логические рассуждения о внутреннем строении Земли, опираясь на представленную информацию, выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов; выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

владеть способами самоконтроля и рефлексии.

Личностные

Формирование представлений о строении Земли; познавательного интереса, проявление интереса к познанию природы; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач.

Тип учебного занятия ‒ урок усвоения новых знаний.

Практические работы (проект): построение модели твердой Земли.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас, бортовой журнал, разноцветный пластилин, дощечки для лепки, схема «Внутреннее строение Земли», атласы, яйцо, песок, опилки, снег для эксперимента, проектор.

Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов

Словесные (беседа, рассказ), наглядные (иллюстрация рисунков и демонстрация видеофрагментов), практические (задания на основе текста и рисунков учебника, создание модели твердой Земли), проектный.

Организационно-мотивационный этап урока.  Стадия вызова

Эмоциональный настрой на предстоящую работу.

- Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня много гостей, но мы работаем в обычном режиме.

Надеюсь, что вы сможете проявить  себя и  получить новые знания. Желаю всем удачи!

-  Ребята, а вы хотели бы найти клад? (Слайд №1)

Какие картинки рисует ваше воображение, когда вы слышите слово «Клад»?

Я хочу вам сказать, что на Земле есть ценности гораздо важнее, чем золото, и одна из этих ценностей – это знания, которые мы копим всю свою жизнь, ищем их постоянно!

И от того, какой объем знаний будет у вас, зависит, насколько богаты и успешны вы будете в жизни. Именно за таким кладом мы отправляемся сегодня.

Актуализация знаний. Сообщение новой темы. Постановка целей

Изучение какого раздела мы с вами завершили? («Земля как планета Солнечной системы»)

Прежде, чем мы начнем изучение новой темы, давайте вспомним то, что мы изучали на прошлых уроках.

Фронтальный опрос:

•        Какова форма Земли?

•        Каковы размеры Земли?

•        Какие планеты относят к земной группе?

 Изучая нашу планету в целом, ученые давно выделили ряд присущих ей оболочек.

- Какие оболочки Земли вы уже изучали в курсе начальной школы? (Воздушная, каменная, водная, живая оболочка Земли) (Слайд №2)

- Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга оболочек, т. е. геосфер (от греч. «гео» – Земля, «сфера» – шар).

О какой же сфере Земли пойдет сегодня речь?

Ее название зашифровано в ребусе (Слайд №3)

Литосфера – это твердая каменная оболочка Земли.

У меня в руках  ящик. Угадав, что в нем, вы сможете назвать тему нашего сегодняшнего урока. (В ящике маленький глобус – модель Земли и куриное яйцо.)

Учитель зачитывает: «Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит, как драгоценная голубая жемчужина. Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и  тем, что Мировой океан покрывает 71% ее площади».

- О чем или о ком идет речь? (О планете Земля) (Слайд №4)

Вам уже известно, что наша Земля – это планета, маленькая частичка в огромной Вселенной.

У меня в ящике есть еще один предмет, который нам поможет в изучении темы.

     Может и разбиться,
     Может и свариться,
     Если хочешь, в птицу
     Может превратиться.

А как яйцо связано с Землей? (Строение)

И как будет называться тема нашего урока?

Дети называют тему урока.

«Внутреннее строение Земли» (Слайд №5)

Итак, мы отправляемся в путешествие вглубь Земли для того, чтобы больше узнать о ее внутреннем строении.

Что же мы будем исследовать во время нашего путешествия?

Создание мотивационной установки

Ребята, как вы думаете, для чего необходимо изучать строение Земли?

(Это позволит нам правильно объяснить развитие и формирование планеты, даст возможность предвидеть извержение вулканов, ускорит поиск полезных ископаемых.)

Выведение учащихся на формулировку целей и задач урока (Познакомиться с внутренним строением Земли, строением литосферы, методами изучения внутреннего строения Земли).

Итак, мы с вами находимся  на борту корабля, который отправляется в недра Земли. У каждого из вас на столе лежит бортовой журнал, в котором вы будете выполнять письменные задания, зарабатывая баллы. Подпишите фамилию и имя. И запишите тему сегодняшнего урока: «Литосфера. Внутреннее строение Земли».

Постановка проблемного вопроса

В 1864 году французский писатель Жюль Верн написал научно-фантастический роман «Путешествие к центру Земли», где рассказывает о путешествии, совершенном группой исследователей в земные недра.

(Учитель просит одного учащегося зачитать отрывок из лекции профессора географических наук Отто Лиденброка, который был в этой экспедиции: «... я высказываю свое категорическое суждение – путешествие к центру Земли возможно! Через кратер потухшего вулкана можно спуститься  в земные недра! Только глупцы и невежды придерживаются  другого мнения  в этом вопросе…».

Проблемный вопрос «Можно ли совершить настоящее путешествие к центру Земли?» (Слайд №6)

В конце урока мы вернемся к этому важному вопросу!

Процессуально-содержательный этап

1) Используя рис.12 на стр.30 «Внутреннее строение Земли», ответьте на вопросы:

- Сколько внутренних оболочек у Земли? (Слайд №7)

Назовите внутренние оболочки Земли в порядке их расположения.

Науку, изучающую внутреннее строение Земли, называют ГЕОЛОГИЕЙ. (Слайд №8)

- Где расположено ядро? (в центре Земли). Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство:

Скорлупа – земная кора,

Белок – мантия,

Ядро – желток.

А сейчас для наглядного представления о строении Земли предлагаю провести   следующий эксперимент.

У каждой группы на партах лежат 2 яйца: одно сырое, другое вареное. Положите яйца на стол и попытайтесь их раскрутить.

- К какому выводу вы пришли?

Вареное яйцо легко раскручивается и продолжает вращаться в течение нескольких секунд.

Сырое яйцо раскручивается плохо, болтается и быстро останавливается.

Почему?

На вращении сказывается внутреннее строение яйца. В вареном яйце содержимое твердое и раскручивается вместе со скорлупой. Сырое яйцо – жидкое внутри, и  поэтому оно начинает вращаться не одновременно со скорлупой, а с запозданием и медленнее. Такое поведение жидкого содержимого заставляет вращающееся яйцо болтаться, и оно быстро останавливается.

Вспомните, ребята, в каких движениях участвует наша Земля?

Как состав влияет на движение Земли?

Не зря мы с вами в начале урока рассматривали нашу планету и яйцо.

Часть земной мантии и внешняя часть ядра тоже жидкие. Из-за того, что Земля внутри не твердая, как и сырое яйцо, она при вращении тоже болтается. Но если при вращении яйца это сразу бросается в глаза, то болтание земного шара очень незначительно, и его можно заметить лишь в результате  многолетних наблюдений.

А сейчас для более подробной информации о внутреннем строении земли мы разделимся на группы:

1-я группа изучает  ядро;

2-я группа  изучает мантию;

3-я группа  изучает земную кору. (Слайд №9)

Построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» нового знания 

Цель: исследование проблемной ситуации и создание первичной модели внутреннего строения Земли.

- А чтобы изучить все слои нашей земли, выполняем задание №1 в своих бортовых журналах.

Задание №1

Каждая группа заполняет только свою строку в таблице. (Слайд №10)

 

Название оболочки

Мощность (толщина)

Состав

Температура

 слоя

1

Земная кора

5-80 км

Твердая

14 °С

2

Мантия

2 900 км

Мантия твердая, но одно­временно раскаленная

2 000 °С

3

Ядро

3500 км

Внешняя часть в жидком,

внутренняя  часть в твердом

6 000 °С

 

Отчет групп. Проверка по слайдам.

Выставляют баллы в лист самооценки.

 

Задание №2

- Итак, мы рассмотрели строение, состав, мощность каждого слоя Земли, а теперь на основе этих знаний попробуем сконструировать модель Земли.

Для этого у каждого из вас на столе имеется пластилин, дощечка и ножичек.

Используя стр. 33 вашего учебника, воссоздайте модель внутреннего строения Земли.

(Из пластилина лепят модель Земли, делают разрез, чтобы увидеть мощность каждого слоя)  (5-7 минут).

Каждая группа представляет свои модели с изображением 3 оболочек (защита проекта).

Предлагаю немного поднять настроение. Выходим из-за парт. Выполняем веселую физкультминутку.

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

А теперь плечами крутим,

и для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

Повороты вправо-влево

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминки!

Хоть приятно разминаться,

Вновь пора нам заниматься! лайд №11)

Как изменяется температура в недрах Земли.

- А как же произошло разделение Земли на 3 слоя?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем простейший опыт.

Выполняем задание №3 в бортовых журналах согласно инструкции.

У вас на столах стоит стакан, лежат опилки и снег, песок.

1. Возьмите пустой стакан.

2. Насыпьте в стакан песок.

3. Затем в стакан добавьте снег.

4. Сверху насыпьте опилки.

Что произойдет? К какому выводу вы придете?

Если стакан заполнить смесью песка, опилок, снега или льда и поставить в тепло, то что произойдет, ребята? (Под действием комнатной температуры снег начнет таять).

А сейчас сформулируйте вывод, подчеркнув правильный ответ из предложенных вариантов.

Более легкие опилки окажутся наверху в виде земной коры, песок будет внизу, а вода равномерно заполнит оставшееся пространство.

Примерно так и происходило расслоение в Земле.

Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более легкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. 

Вывод: при движении внутрь Земли температура повышается. Глубинные недра Земли нагреты до высоких температур, так как в них происходят сложные ядерные реакции.

А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент о строении литосферы (О литосферных плитах).

Прием «Работа с картой»

Задание. Используя атласы, найдите на карте литосферные плиты и назовите их. На какой литосферной плите мы живем?                                        

- Я думаю, у каждого из вас возник вопрос, как же люди узнали, что находится  внутри Земли.  А ответить на этот вопрос нам поможет видеосюжет.

Внимание на экран.

Просмотр фрагмента видеоурока.

- Какая самая глубокая в мире скважина? На сколько метров?

- Какой метод изучения глубинного внутреннего строения Земли вы можете назвать, посмотрев данный видеосюжет? (Сейсмической разведки)

Он основан на изучении естественных или искусственных землетрясений, вызываемых взрывами или ударными воздействиями на земную кору.

Назовите профессии людей, которые изучают или причастны к изучению недр земли (Геологи, шахтеры, сейсмологи, геофизики, вулканологи.)

Этап закрепления и первичной проверки. Стадия осмысления

- Сейчас, чтобы узнать, насколько хорошо вы усвоили знания по сегодняшней теме, я предлагаю вам выполнить небольшую проверочную работу. Выполняем задание №3 в бортовых журналах.

Давайте проведем самопроверку. За каждый правильный ответ ‒ 1 балл. Максимальное количество ‒ 6 баллов.

«5» - 6 баллов

«4» - 4-5 баллов

«3» - 3 балла

«2» - 0-2 балла

Проверяем. Внимание на экран (Слайд №12).

Заполняем листы самооценки.

Подсчитайте общее количество баллов. Критерии на слайде.

Обратите внимание на домашнее задание у вас в бортовых журналах.

Рефлексия учебной деятельности 

Наш корабль подходит к конечной точке путешествия по недрам Земли. Мы с вами оказались на поверхности Земли. А теперь вернемся с вами к вопросу, который мы озвучивали в начале нашего урока: прав ли был профессор Отто Лиденбрук, когда утверждал, что можно совершить  путешествие  в недра Земли через кратер вулкана?  (Нет)

Что ему помешает? (Температура, давление, кислорода нет, невозможно попасть внутрь в силу плотности и твердости)

Вывод ‒ совершить  путешествие  к центру Земли можно только виртуально.

Ребята, какую цель сегодня на уроке мы ставили? (Сформировать представление о внутреннем строении Земли).

Как вы думаете, мы справились с этой задачей? (Да.)

 

 

 

То есть цель урока достигнута? Бортовые журналы сдаем. Я их проверю и поставлю итоговую оценку за урок. После выставления оценок я вам их верну.

Бортовой журнал

Тема урока:

Фамилия, имя:

Задание №1

Заполните таблицу.

Название оболочки

Мощность (толщина)

Состав

Температура

1

Земная кора

 

 

 

 

2

Мантия

 

 

 

 

 

 

3

Ядро

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

Используя  стр.33 вашего учебника, создайте модель внутреннего строения Земли.

Задание №3

Выполните  в группе эксперимент:

1. Возьмите пустой стакан.

2. Насыпьте в стакан песок.

3. Затем в стакан добавьте снег.

4. Сверху насыпьте опилки.

Что произойдет? Подчеркни нужное.

Вывод: более легкие опилки окажутся вверху (внизу) в виде земной коры, песок будет внизу (вверху) в виде ядра, а вода равномерно заполнит оставшееся пространство.

Задание №4

ТЕСТ. Из предложенных вариантов ответа выберите один верный.

1. Что называют литосферой?

А) Земную кору и верхнюю часть мантии

Б) Земную кору

В) Мантию

Г) Мантию и ядро

2. Наука, изучающая состав и строение земной коры.

А) Геодезия

Б) Сейсмология

В) Геология

Г) Землеведение

3. Температура ядра достигает:

А) 7000С

 Б) 8000С

 В) 6000С

 Г) 200С

4. В центре Земли располагается:

А) Ядро

Б) Мантия

В) Земная кора  

Г) Мантия и ядро

5. Оболочку Земли, расположенную между ядром и земной корой, называют:

А) Магма  

Б) Литосфера  

В) Плотное ядро  

Г) Мантия

6.  Самая мощная из внутренних оболочек Земли:
А) Земная кора 

Б) Мантия    

В) Ядро

Заполните лист самооценки

Заполни таблицу

Вывод к эксперименту

ТЕСТ

Кол-во баллов

Оценка

ученика

Оценка учителя

По 1 баллу за каждый правильный ответ

 

Максимальное количество –

3 балла

По 2 балла за каждый правильный ответ

Максимальное количество – 4 балла

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Максимальное количество – 6 баллов

 

 

 

 

ИТОГО: 13 баллов

 

 

 

Критерии оценивания:

12-13 баллов - оценка «5»

9-11 баллов – оценка «4»

6-8 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2»

Домашнее задание (на выбор)

  1.  Представьте, что вы участвуете в научной экспедиции вглубь Земли. Напишите письмо другу, в котором вы опишете это путешествие.
  2. Составьте по теме урока 10 вопросов.

 

Список информационных источников

А.А. Летягин. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Летягин; под общ. ред. В.П.Дронова.-  М.: Вентана-Граф, 2022-160 с

А.А. Летягин. География: 5 класс: дневник географа-следопыта: учебное пособие/ А.А. Летягин. – 6-е изд., перераб.- Москва: Просвещение, 2022.- 93

 

 

 

https://infourok.ru/metod-modelirovaniya-na-urokah-geografii-v-ramkah-realizacii-fgos-ooo-3168969.html

 

 

 

 

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ