Логотип Магариф уку
Цитата:

Основы профессиональной компетентности

Модернизация системы образования в стране выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. Изучение различных подходов к определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить его как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность.

Компетентность не является прямым результатом знаний (можно многое знать, но не уметь применять знания) и приобретается она в деятельности (действии). В образовательной практике можно выделить разные виды компетентности, рассмотрим некоторые из них

 

Компетентность в преподаваемом предмете может выявляться с помощью различных форм контроля по определению качества успеваемости, обученности детей, возможно применение промежуточного и итогового контроля, анкет по выявлению уровня сформированности положительной мотивации детей к преподаваемому предмету или социологический опрос.

 

Универсальной компетентностью является информационная, на которой базируются достижения всех компетентностей во всех сферах самоопределения человека. В состав информационной компетентности входят обобщенные, универсальные умения, обладающие свойством широкого переноса. Это те умения, которые обучающиеся могут использовать при решении широкого круга задач не только в рамках одного предмета, но и на уроках по другим предметам, а также в разнообразной практической деятельности. Информационная компетентность помогает ребенку обучаться, позволяет выпускникам педагогических учебных заведений стать более гибкими и соответствовать запросу работодателей, помогает быть более успешными в дальнейшей жизни.

 

Так как, при освоении компетентностного подхода обучающийся неизбежно встречается с обилием новых слов и сложных понятий, то словарь терминов является незаменимым помощником в практической ориентации и инструментальной направленности обучающихся и студентов. Существуют множество рекомендаций по отслеживанию используемых обучающимися информационных ресурсов, описаний методов обучения, предусматривающих работу детей с различными информационными ресурсами. Таким образом, информационная компетентность становится полезной и значимой как для обучающихся, так и для учителей в школе.

 

Компетентность в организации воспитательной работы выявляется при помощи требований к программам дополнительного образования, описания технологии создания обучающимися социальных проектов, анкеты по выявлению участия детей в решении совместных проблем, методики выявления лидера детского коллектива и т.д. Таким образом, прослеживается стремление детей к общению в совместной и самостоятельной деятельности, первоначальные задатки лидерства.

 

Компетентность в установлении контактов с родителями и общественностью необходима для оценивания степени участия родителей в образовательной деятельности класса, школы, кружка, дополнительного образования детей и т.д. Анкета для родителей «Оказание консультативно-методической помощи родителям обучающихся» или внеклассное занятие для родителей по теме: «Формирование у детей чувства ответственности» помогает выявить степень удовлетворенности потребителей (родителей и детей).

 

Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута обучающихся — это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении и системе дополнительного образования детей. Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования — «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа — функцию проектирования.

 

Компетентность в разработке образовательных программ реализуется с помощью нормативных документов, содержащих требования к разработке и утверждению образовательных программ различного уровня, в том числе программ кружков, в том числе музыкальных и программ дополнительного образования детей. Именно система дополнительного образования детей дает возможность выявления одаренных детей в разных областях, развития их потенциала, творческих способностей и лидерских качеств.

 

Компетентность во владении современными образовательными технологиями — это, прежде всего, владение учителем ИКТ, в качестве примера современной образовательной технологии можно выбрать технологию социализации, т.е. проектную технологию. Например, практико-ориетированные детские мини-проекты. Каждое занятие имеет практический выход: детскую работу (рисунок, мозаику, аппликацию) или умения (петь песню, играть на инструментах несложный ритмический рисунок), или знания (инструктаж по ТБ, правила поведения, способы изготовления изделий, теоретические знания). Таким образом, изменения методов обучения должны содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов, а в качестве одного из средств можно использовать детские мини-проекты в рамках даже обычных уроков.

 

Формы проявления компетентностей достаточно многообразны, так как связаны с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Выделение указанных компетентностей носит условный характер. Все виды компетентностей необходимы и самоценны, в процессе взросления человека они обогащаются, взаимодействуют между собой. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных компетентностей для реализации на разных уровнях.

 

Таким образом, компетентность учителя — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (вокал, хореография, игра на музыкальных инструментах, актёрство и ораторство). Из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

 

Список литературы:

 

 

Марьям ЗАЙНУТДИНОВА, преподаватель музыки, заместитель директора по учебной работе ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж».

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

  1. Гордиенко И.Н. Теоретико-методологические основы современного художественного образования: Программа повышения квалификации. – М.: АПКиППРО, 2009. – 148 с.
  2. Искусство педагогики — педагогика искусства: Сборник научных трудов. Вып. 4 / Сост. и науч. ред. И.Н. Немыкина. – М.: АПКиППРО, 2005. – 112 с.
  3. Искусство педагогики — педагогика искусства: Сборник научных трудов. Вып. 5 / Сост. и науч. ред. И.Н. Немыкина. – М.: АПКиППРО, 2007. – 132 с.
  4. Немыкина И.Н. Механизм обеспечения качества образования в профессиональной подготовке педагога-музыканта: Программа повышения квалификации. – М.: АПКиППРО, 2009. – 84 с.
  5. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009. – 132 с.

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ