Елабуга – город, который учит и учится

Елабуга – уникальный город, в течение столетий славящийся традициями купеческого меценатства и в первую очередь в сфере образования. На деньги семейных династий купцов до 1917 года в городе было построено 19 учебных заведений, которые до сих пор служат делу просвещения. Сегодня система образования района – это пространство больших возможностей, ресурсы которого позволяют реализовывать прорывные инновационные образовательные проекты, повышающие качество образования. Эффективность ее деятельности обеспечивает успешно действующая методическая служба. Это – муниципальная модель методического сопровождения образовательного процесса, которую можно охарактеризовать простой формулой: профессиональное мастерство педагогов и эффективность управления, обеспечивающие качество образовательного процесса.

Системная работа по повышению качества образования начинается в дошкольных учреждениях, обеспечивающих полноценное развитие и подготовку к обучению в школе. Поэтому серьезное внимание уделяется оснащению образовательного процесса, квалификации педагогов, а также реализации инновационных образовательных проектов. Запущены мини-проекты «Мини-кванториум» для развития технических и исследовательских навыков и «Английский язык в детском саду» для изучения английского языка с 3-х лет.

В семнадцати дошкольных образовательных организациях Елабужского муниципального района ведется изучение английского языка. Пять дошкольных образовательных организаций получили грант главы для организации условий раннего обучения английскому языку, на средства которого приобретены методические пособия, лингафонные классы, оборудование, программное обеспечение. Профессиональная ориентация дошкольников позволяет обеспечивать раннюю социализацию.

За последние годы структура образовательных организаций претерпела качественные изменения. С целью удовлетворения образовательных потребностей открыты учреждения нового типа: единственный в республике Центр национального образования как площадка для сохранения языка, традиций, истории и культуры татарского народа, университетская школа и полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар-Алабуга». Это предоставляет юным елабужанам возможность получить современное конкурентоспособное образование.

С открытием полилингвального комплекса у системы образования района появился новый вектор развития – полилингвальное образование, и новое направление методической работы – сопровождение сложного в психологическом и организационном отношении для педагогов перехода от традиционной школы к инновационной – полилингвальной.

Мы начали этот процесс со Стратегической сессии по развитию полилингвального образования в районе, которая собрала лучших профессионалов. Методисты управления образования, руководители муниципальных методических объединений, заместители директоров, администрация и педагоги комплекса в режиме мозгового штурма определили содержание основных направлений деятельности комплекса. В результате была разработана «дорожная карта», которая позволила расставить приоритеты и распланировать мероприятия по времени для всех субъектов образовательного пространства.

Полилингвальное образование активно развивается в районе, внедряясь в учебные процессы других образовательных организаций. Развивается сеть полилингвальных детских садов. Дошкольные учреждения – Детский сад № 39 «Киләчәк» и Детский сад № 40 «Созвездие» на основе договоров сетевого взаимодействия стали частью полилингвального комплекса «Адымнар-Алабуга», осуществляя качественную предшкольную подготовку детей.

Изучение английского языка происходит через максимальное погружение в естественную языковую среду, где в специально организованных «английских зонах» дети через диалоги вовлекаются в речевое общение. На занятиях используются лингафонные кабинеты, где малыши с 4-х лет автоматизируют навыки говорения, правильного произношения, учатся воспринимать язык на слух.

Образование в Елабуге было всегда делом общим, площадкой для реализации пилотных образовательных проектов.

Ключевым фактором эффективности модернизации педагогического образования сегодня является сетевое взаимодействие института и школы, особенно когда речь идет о развитии профессиональных компетенций педагога. На базе нескольких елабужских школ на данный момент действуют площадки, где, с одной стороны, педагоги института помогают учителям осваивать компетенции, предъявляемые профессиональным стандартом, сценирование воспитательных событий, интеграцию воспитательных целей и событий в поурочные планы, проведение мониторинга эффективности воспитательной работы. А с другой стороны, учителя передают успешный педагогический опыт студентам – будущим педагогам. Особенно важен такой инструмент профессионального развития молодым учителям, работающим в школе всего несколько лет.

Еще одним инструментом является Клуб молодых педагогов, созданный в Елабуге в 2012 году. Клуб старается быть именно такой организацией, на базе которой возможно создать единую среду общения, поддержки, обмена опытом между специалистами, работающими в области образования.

Хочется отметить, что елабужское учительство всегда славилось своими традициями. Высокий профессионализм учителей подтверждают успешные выступления на конкурсах «Учитель года», «Классный руководитель года», «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» за последние 5 лет. Но «нет предела совершенству», как говорил Сократ, поэтому методическая служба района находится в постоянном поиске новых инструментов повышения профессионализма педагогов.

Один из них – методический проект «Академия педагогического мастерства», который представляет собой разработанный механизм по подготовке педагогов района к конкурсам профессионального мастерства, грантам. Именно участники и победители таких конкурсов создают основу профессионального, активного, творческого, готового к инновациям педагогического сообщества района. Именно они способны изменять образовательное пространство в соответствии с новыми требованиями современного общества.

Сильным мотивационным стимулом повышения мастерства педагогов района является муниципальная система грантов. Грант главы «Признание» – денежное поощрение для победителей конкурса профессионального педагогического мастерства. С целью решения кадровой проблемы в сельских школах запущен проект «Мобильный учитель», в рамках которого приобретены 3 автомобиля для квалифицированных учителей-предметников, которые преподают сразу в нескольких сельских школах.

Более того, для обеспечения общеобразовательных учреждений учителями начальных классов в этом году утвержден грант «Наш новый учитель начальных классов». Муниципалитетом оплачивается обучение в течение трех лет и десяти месяцев в колледже при Елабужском институте КФУ по специальности «Преподавание в начальных классах». После обучения участники обязаны отработать в школах Елабужского муниципального района 5 лет.

Методической службой запущен проект «Елабужский наставник», он направлен на организацию сетевого сообщества учителей в районе, предполагающее взаимодействие педагогов в процессе решения профессиональных задач, в том числе усовершенствование программных, методических и дидактических материалов для осуществления системной наставнической деятельности в данном направлении.

Наиболее эффективными средствами повышения качества преподавания являются: проведение муниципальных аналитических семинаров по выявлению причин низких результатов обучения; создание стажировочных и партнерских площадок на базе образовательных организаций, имеющих высокие результаты обучения; «методический десант» с посещением и анализом уроков. Широко практикуются обучающие семинары, коучинги, заседания творческих и проблемных групп, индивидуальные консультации педагогических работников по проблемам образования, разработки программ и подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Большую помощь оказывают предметные муниципальные методические объединения, где учителя активно осваивают новые средства, методы обучения, элементы современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в подготовке к государственной итоговой аттестации, прорабатывают содержательную часть образовательных программ. При каждом методическом объединении создан консультативный пункт для педагогов, где они могут сформулировать проблему в подготовке детей к экзаменам и найти ее решение. Стало традицией проводить открытые уроки и мастер-классы лучшими педагогами с высшей квалификационной категорией для своих коллег, когда учителя садятся за парты вместо учеников и имеют возможность ассимилировать лучшие образовательные технологии.

Елабуга – это уникальное сочетание на одной территории прошлого и будущего. Активное развитие Особой экономической зоны «Алабуга» формирует конкретные требования к подготовке квалифицированных рабочих и инженерных кадров, имеющих такие компетенции, как: свободное владение английским языком, техническая и химическая профилизация, системное мышление, креативность, адаптивность, обучаемость, самоосознание. Систематически проходят экскурсии на предприятиях Особой экономической зоны. Особую роль играет сетевое взаимодействие с Елабужским политехническим колледжем, который помогает определиться выпускникам 9-х классов с профессиональными планами.

При этом в нашем городе имеется богатый культурно-исторический потенциал, позволяющий приобщать школьников к богатству многонационального народа России. Ежегодно Елабугу посещают более 300 тысяч туристов, и это тоже требует подготовки высококвалифицированных кадров со знанием татарского и английского языков, знающих историю родного края и Республики Татарстан со школьной скамьи.

С этой целью во всех образовательных учреждениях района совместно с Елабужским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником разработан и апробирован курс «Музейная педагогика», а также учебное пособие «Елабугаведение». В рамках внеурочной деятельности ежегодно порядка трех тысяч детей посещают музейные уроки, которые проводятся во всех музеях города, Выставочном зале, Библиотеке Серебряного века, охватывая широкий круг тем, связанных с историей и архитектурой города, известными людьми, развитием ремесел.

Все инвестиции, которые вкладываются в систему образования, имеют одну цель: обеспечение качественного образования наших детей и их конкурентоспособности в современном мире. Поэтому очень важно сделать систему образования нашего района максимально открытой, восприимчивой к запросам детей и их родителей. Мы четко представляем, насколько усложняются методические задачи. Поэтому методическая служба находится в постоянном поиске новых инструментов повышения качества обучения и развития образования в Елабужском муниципальном районе.

Алена Балобанова,

старший методист управления образования Елабужского муниципального района

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.