Логотип Магариф уку
Цитата:

Флюра Афанасьева: «Любить ребёнка – значит подготовить его к самостоятельной жизни»

С легендарной учительницей Высокогорского района Флюрой Васильевной Афанасьевой мы встретились в Министерстве науки и просвещения РТ по случаю торжественного награждения победителей конкурса «Авыл укы...

С легендарной учительницей Высокогорского района Флюрой Васильевной Афанасьевой мы встретились в Министерстве науки и просвещения РТ по случаю торжественного награждения победителей конкурса «Авыл укытучысы». Учительница, которая почти полвека своей жизни посвятила преподаванию математики в сельской школе, была приглашена сюда в качестве гостя, где министр просвещения и науки РТ Ильсур Хадиуллин лично вручил ей медаль «Почетный наставник». Прошло уже достаточно времени, как Флюра ханум ушла из школы, однако она и по сей день остается наставником для тысячи своих учеников. Слушаешь эту интеллигентную, мудрую женщину и словно ощущаешь влияние предмета, которая она преподавала всю жизнь: конкретно, коротко, ее слова не требуют лишних доказательств.
ОТЕЦ -  НАСТАВНИК
Флюра ханум педагог в третьем поколении. Когда дед Флюры ханум ушел на Первую мировую войну, ее бабушка Анна отдала один уголок своего дома под школу. Тогда эта еще неграмотная женщина и не подозревала, что в будущем станет учителем. Слушая уроки из  закутки, она и сама научилась читать и писать.
Вскоре «солдатка» получала письма с фронта уже с просьбой: «Анна, отныне    письма пиши только сама, твои слова мне как бальзам на душу». Дело не ограничилось только письмами, вскоре Анна Емельяновна стала учить своих неграмотных односельчан.

– В начальных классах я училась у своего отца Василия Павловича. Я очень горжусь, что стала его ученицей, он был учителем по призванию, всю жизнь считала его своим наставником. Я практически выросла в школе, так как и мама Варвара Романовна, которая всю себя посвятила воспитанию детей, работала в школе уборщицей. Мама оставалась дома с детьми, а мы с отцом ранним утром уходили топить школьную печку. Сельские дети с малых лет приучены к труду. Одним из ярких воспоминаний было и то, что мы в школе держали кроликов.  Все дети так старательно ухаживали за этими ушастиками. Как-то в один прекрасный день папа зашел с неприятной вестью: «Кто оставил открытой калитку, кролики убежали в лес». Естественно, все расплакались. Но как только появлялись новые кролики, мы всячески старались не спускать с них глаз, двери от калиток закрывали так, что порой и сами еле открывали.      Но проходило не так много времени, аналогичная ситуация повторялась, из-за каких-то ветхих досок опять оставались без кроликов. А ведь на самом деле крольчатину давали детям в школьной столовой. Об этом я и не догадывалась, поскольку ни отец, ни мать не молвили об этом ни слова, - вспоминает со слезами на глазах Флюра ханум о педагого-воспитательных методах, об отношениях своего отца к детям. – Все время вспоминаю как он читал Тукая. У меня перед глазами не только вся его мимика, даже интонация все еще в ушах.  Он действительно был влюблен в поэзию Тукая. Когда рассказывал «Бал корты» («Пчела»), это было целое представление: отец, словно держа ее двумя пальцами и преподнеся к уху, говорил «бз-з-з-з». Когда родители собирались с друзьями, там уже звучали песни на слова Тукая… Мусу Джалиля отец всегда возвышал как героя, прославившего татарский народ на весь мир. Что интересно, Джалиля он всегда читал стоя с гордо поднятой головой. Он и сам прошел всю войну с первых дней и помнил все тяготы и потери тех лет.
Уважение к татарским писателям у девочки несомненно лежит через поэтическую душу отца. Флюра Васильевна математик, но где бы она не работала - в с. Большой Талкыш Чистопольского района, в с. Елантово Нижнекамского района или же в поселке Дачный Казани – на протяжении всей своей деятельности она каждый свой класс возила в Казань в литературный музей Г.Тукая и М.Джалиля. Важный этап подготовки к этим экскурсиям начинается намного раньше – на классных уроках посвященных творчеству этих личностей. В день выезда, цветы для возложения к памятникам Флюра Васильевна будет выбирать сама из своего же сада. Если это выпускной класс, то им в весенние каникулы предстоит поездка в Елабугу или Казань для знакомства с тем или иным вузом. Приходилось часто выезжать с детьми в такие исторические места как Булгар и Биляр. Так, например, из однодневной экскурсии, которая проходила на территории Билярского государственного историко-археологического и природного музея-заповедника дети вернулись не только с огромным багажом знаний, но даже помогли археологам, которые вели там расскопки в поиске древних находок.

ЖЕНА ДИРЕКТОРА
Кто не знаком близко с Флюрой ханум, может подумать, что она всегда была под надежным крылом своего супруга Павла Алексеевича Афанасьева, который в течение 35 лет был директором, оберегая ее от всех невзгод. Но где бы не была Флюра Васильевна, она всегда бралась за трудные задачи. Даже  на субботнике она найдет себе самый сложный участок, к которому еще никто не дотрагивался.
Флюра Васильевна любит повторять, мол, «Когда мужья рядом мы кто-то, а без них мы никто. Без Павла Алексеевича я никогда не могла бы устроить свою жизнь такой, какая она есть на сегодняшний день, не могла бы вырастить таких детей… Быть его женой – это моя награда, это и есть моя медаль».
 
АВГУСТОВКЕ – ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ
Грех не вспомнить историю любви Афанасьевых – которому положило начало августовское совещание учителей. Тогда Флюра, окончив первый курс Елабужского педагогического института, перевелась на заочное отделение и уже год преподавала математику в Билярском районе. Место на совещании оказалось рядом с учителем технологии Павлом Афанасьевым.
– У нас дома никто не работал топором. Поэтому сделать что-то из полена с помощью топора, для меня было чем-то невидимым, а Павел все три дня мне настолько увлеченно рассказывал о своем предмете - я была в восторге. На самом деле руки у Павла были золотыми. Постепенно мы начали обмениваться письмами, а телефон, что был в правлении колхоза, раз в неделю ждал нас, влюбленных.  Год прошел незаметно.  На следующей августовке он уже сделал мне предложение, - делится воспоминаниями Флюра ханум, возвращаясь мысленно в те молодые годы.
Но тогда предложение парня было отвергнуто. Причина серьезная: не хорошо выходить замуж, не исправив годовщину отца. И потом, как уйдешь, оставив братьев и сестер, ведь их пятеро в деревне Верхней Кондратово, три сестренки, двое братишек. Тем не менее все получилось как-то неожиданно. В свой день рождения кроме своих подружек она никого не ждала, но вдруг возле их дома остановился самосвал. «Я приехал за тобой. В другой раз машины не будет», – вот так вопрос поставил ребром рисковый парень.  Времени для раздумий не было. Оставалось только быстро собраться и уехать.
– На самом деле Павел был человеком моей мечты: спокойный, воспитанный Оба учились заочно. Я уезжаю на сессию в Елабугу, он - в Казань. Новый год начали встречать вместе только после окончания института. Больше и не расставались.
Они умели наслаждаться жизнью. Всегда были рады гостям, у них гостило не только руководство из районного отдела образования или начальство из Казани, но и молодые приезжие учителя, которые также нашли уютный уголок в этом доме. В свое время приютили и сестер Флеры Светлану и Любу.
«ХОТЕЛА, ЧТОБЫ МОИ ДЕТИ БЫЛИ  УЧИТЕЛЯМИ»
– Дети никогда не причиняли нам никаких проблем. Сергей, Миша, Марина родились в Большом Талкыше, а Алексей – в Елантово. Они с малых лет были прилежными, усидчивыми детьми. Помогали по хозяйству, рано утром выходили с отцом, возились с животными, один доит корову, другой чистит сарай. Работы хватало всем, много животных держали. Я занималась домом. Бывало, зимой, когда трактор проедет по улице, после него по обе стороны дороги оставалась гора снега. К выходу отца мальчики уже успевали расчистить этот снег.  Все делали вместе: и сено косили, и дрова рубили...
– Все же поделитесь, на что еще родители должны обратить внимание, чтобы дети подобно вашим нашли достойное место в жизни?
– У меня нет готовых рецептов, это я могу говорить только в нашем примере.   В первую очередь родители сами должны быть примером для своих детей.    Где бы мы не работали, мы всегда трудились не покладая рук, любили свою работу. Дети это видели с малых лет. Детей надо любить и это не значит, что их надо постоянно ласкать. Любить ребенка – значит готовить его к самостоятельной жизни.  Мы всегда одобряли саморазвитие, стремление к знаниям. У нас всегда было много книг. Я очень хотела, чтобы мои дети как мы и как наши многочисленные родственники стали учителями.

Серёжа учился в Казанском педагогическом институте по специальности историк-учитель английского языка и преподавал сначала в Учхозской средней школе, потом выбрал путь юриста. Он еще в школе по ночам читал под одеялом с настольной лампой. У нас в школе не было английского языка. Когда поступал в институт, английский он изучал самостоятельно и успешно сдал вступительные экзамены. К труду надо относиться не как к тяжелой обузе. 15-летнего ребенка уже бесполезно перевоспитывать. Это уже поздно. Ребенок с 4–5 лет должен постепенно привыкать к труду. У нас у Миши в багажнике машины всегда были галоши, перчатки. Он пока не сядет за чай, успевал что-то сделать в огороде. Младший сын Алексей, как сейчас помню, даже на «последний звонок» ушел, подоив корову. У них мало спросить: «Балам, ты подготовил уроки?» Я каждому уделяла время. Скажем, подходит один с сумкой – а дневник у меня уже в руках. Он мне рассказывает урок. Я заглядываю в книгу и задаю вопрос по теме. Готовился он или нет, выясняешь таким образом. Бывало, наверно, и не проверяла. С детьми нужно разговаривать, их нужно выслушать. Очень важно по достоинству оценивать труд ребенка. Я им всегда говорила сделать что-то к приходу отца. А когда приходил муж с работы, я ему докладывала втихаря, и просила, чтобы он оценил их труд и похвалил. Муж не очень был щедр на похвалы, но  женщина должна быть хитрее, умнее. Если он скажет хоть треть того, что я подсказала, даже этого достаточно, чтобы сблизить ребенка с отцом.
 
НОВАЯ ШКОЛА – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
 
Переезд из Елантово в поселок Дачный города Казани не было случайностью. Причина ясна - всю жизнь прожили в дали от родственников. Как раз в тот момент младший братишка Флюры Васильевны Аркадий Иванов, который был директором совхоза, построил школу за счет хозяйства. Таким образом Павла Афанасьева пригласили на должность директора Учхозовской школы. И детям открылись новые возможности. То, что в деревне было учебно-опытное хозяйство Казанской государственной академии ветеринарной медицины было только на пользу Алексею. Он тоже пошел по стопам старшего брата Миши и поступил в ветеринарный. Так сбывается мечта матери, которая хотела, чтоб ее дети стали учителями. Второй сын кандидат биологических наук Михаил Павлович долгие годы преподавал в ветеринарном институте, был заместителем декана. «Пусть будет учителем географии и познает мир» таковы были пожелания матери.  Победа в очень серьезном конкурсе, связанный с высокими технологиями в животноводстве, и сотрудничество в Татарстанской группе зарубежной компании открыло и эту возможность. Ранее Татарстанцы знали Михаила Павловича Афанасьева как главу Лаишевского муниципального района, а сейчас знают по добрым делам как руководителя Зеленодольского района. Все нашли свое место в жизни. Алексей Павлович, также окончив ветеринарный на «отлично», в первое время преподавал там. А теперь он руководитель аппарата в администрации Высокогорского района. Дочь Марина после окончания пединститута первые преграды преодолела в Учхозской школе, а после второго высшего преподавала в институте экономики и права на кафедре психологии.
– Мы привыкли гордиться своими предками, родителями. Среди нас есть и доктора наук. Наверно и это послужило тому, что никто из нас не хотел остаться посредственным специалистом, - говорит дочь Афанасьевых Марина Павловна. - Стремление быть достойной сменой родителям, достичь чего-то в жизни. Таких как мы, которые хотят иметь модель семьи на примере своих родителей, наверное, не мало. Мы росли в хорошей среде, а родители всегда были нам достойным примером. Если отец всю жизнь отвечал за стабильность в семье, мама была источником вдохновения. Трудно даже сказать, откуда у нее такие методы убеждения, и откуда она берет столько сил и энергии. Они были и остаются для нас настоящими педагогами, любящими наставниками.
Расиха ФАИЗОВА
Фото Альберт САБИР и из фотоархива АФАНАСЬЕВЫХ

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ