Логотип Магариф уку
Цитата:

Герой России Дамир Юсупов:«Отец сподвигнул меня стать пилотом»

«Кажется, что в небе ничего нет, но ведь безгранично оно... » Г. ТукайЧасто случаются ситуации, когда человеческая жизнь висит на волоске. И порой ее исход зависит не от минут, а даже от секунд. Подоб...

«Кажется, что в небе ничего нет, но ведь безгранично оно... »

Г. Тукай


Часто случаются ситуации, когда человеческая жизнь висит на волоске. И порой ее исход зависит не от минут, а даже от секунд. Подобное произошло и на рейсе аэробуса A-321 «Уральских авиалиний», который летел из Москвы в Симферополь. На его борту находились 233 человека, 7 из которых были членами экипажа. Жизнь всех у них была под угрозой. Чудом можно назвать посадку лайнера, влетевшего в стаю птиц и лишившегося сначала одного, а потом и второго двигателя, на кукурузное поле в Подмосковье. За данный подвиг наш соотечественник первый пилот Дамир Касимович Юсуповудостоился высокого звания –  Герой России. Национальный герой – гость редакции журнала «Гаилә hәм мәктәп». Он рассказал о своих школьных годах, мечтах молодости и патриотизме.
Дамир Касыймович, обычно, когда летчиков отправляют в небо, им желают мягкой посадки, а как вас провожают родные?  Вообще, верите ли Вы в поверья, вещие сны, присутствуют ли они в профессии пилота? Ведь даже наш Тукай говорил: «Кажется, что в небе ничего нет, но ведь безгранично оно... ». Скажем, в ночь на 15 августа 2019 года, перед тем самым судьбоносным рейсом, не было ли какого-то предчувствия, предупреждения «сверху»?

Летчикам также желают, чтобы число взлетов было равным числу приземлений.  Жена, каждый раз провожая на рейс, желает мне удачи в делах, чтобы все было хорошо. Перед вылетом я сам всегда стараюсь прочитать молитву. В предрассудки я не верю, а вещие сны мне снятся редко, так что и им я не придаю значения. В тот день все было как и всегда, даже ничего не снилось, по привычке проснулся рано утром и начал готовиться к рейсу. Вообще, верно будет подметить, что среди летчиков не принято говорить о полете, как о «последнем»; мы больше предпочитаем слово «крайний». Правда, я заметил, что бортпроводники обычно носят с собой какие-то талисманы, вешают на сумки какие-то игрушки. Я таким никогда не занимался. Перед выходом у меня есть привычка проверять, чтобы с собой был телефон, часы, ключи самое необходимое.
Трудно представить, каким мужеством нужно обладать, чтобы не потерять контроль над собой, когда в Ваших руках судьба стольких людей.    Что Вы пережили в тот момент?  Вы больше поверили в себя или в свой опыт? Или это было осознание ответственности за жизнь пассажиров и инстинкт самосохранения?
Мы старались выполнять все так, как нас учили, как предписывала инструкция. Когда в воздухе случается аварийная ситуация, само собой начинаешь волноваться, психоэмоциональное состояние тоже начинает играть важную роль. К сожалению, когда отказывает сначала один, а потом и второй двигатель, варианта вернуться в аэропорт уже не остается. Более того, мы к тому моменту не успели набрать ни скорость, ни высоту... С подобными ситуациями мы сталкиваемся во время обучения: нас учат справляться с отказами двигателей, с пожарами, другими непредвиденными ситуациями. Правда в тот раз ситуация сильно отличалась от учебных, было не так, как в книжках написано. Мы приняли решение садиться на кукурузное поле. Какие-то решения были выполнены по инструкции, какие-то рождались самой ситуацией. Да, безусловно, было бы удобнее, если бы оставалась возможность развернуться и посадить самолет в аэропорту, но такой возможности уже не было. Когда самолет начал падать, у нас уже выбора не осталось. Благодаря Аллаху мы успешно приземлились без жертв и потерь. К сожалению, самолет сильно пострадал, но то, что мы выжили  это подарок Всевышнего  нам дали еще один шанс жить, нужно быть благодарными за такую возможность. Конечно, за штурвалом самолета сидел я, но в том, что все сложилось так успешно, заслуга не только моя.   Важную роль сыграл и второй пилот Георгий Мурзин, члены бортэкипажа. В тот момент каждый показал необходимый профессионализм, не растерявшись в сложной ситуации. Пассажиров эвакуировали, никто не пострадал. Бортпроводники не до конца осознавали, что происходило. Ведь они были в салоне, а мы с Георгием Мурзиным сидели в кабине, видели показания приборов, осознавали, что происходит. Безусловно, в подобных ситуациях всегда есть место волнению, мы ведь не роботы.

Как сильно пострадал сам самолет?
 Чаще всего, после таких серьезных происшествий самолеты не ремонтирует, они больше не поднимаются в небо. В этот раз тоже было принято такое решение.
Изменилось ли Ваше отношение к жизни после этого судьбоносного события и  к выбранной профессии? 
Безусловно, самое главное в жизни это сама жизнь, дарованная тебе; благополучие близких и родных. А касаемо моей профессии, то я даже и не думал менять ее.  Горести-страдания, жизненные хлопаты – это все второстепенное.  Главное, как я уже говорил, жить и быть невредимым, верить во Всевышнего.
– Что поменялось в Вашей жизни после получения звания Героя России?
Пресса уделила особое внимание этому событию. В первый месяц я не летал совсем. Я участвовал во многих мероприятиях, форумах, музыкальных концертах; встречах, был почетным гостем на занятиях, посвященных патриотической теме, в вузах, школах; участвовал на «уроках мужества», телепередачах. По приглашению руководителя «Роскосмоса» Д. О. Рогозина мы даже посетили станцию Байконур. Общественная жизнь в роли Героя России тоже требует много времени и сил принимаю участие в открытии «Геройских парт» в школах. В то же время жизнь идет своим чередом: семья, дети, любимая работа. 
Во времена нашего детства все мальчики и даже некоторые девочки мечтали стать космонавтами. Сейчас же приоритеты поменялись: мечтают о работе предпринимателя, кресле депутата. Говорят, что вам поступали предложения выдвинуть свою кандидатуру в депутаты…
Как вам известно, к своей мечте я шел долго. Заниматься ничем другим, идти в политику не планирую, пока я всем доволен.
Нам известно, что Вы сначала отучились в политехническом техникуме, а потом ушли в армию. В 1999 году, по окончании срока службы, поступили на юридический факультет Чувашского государственного университета имени И. Ульянова. И только в 32 года Вы окончили Бугурусланское летное училище, являющееся филиалом Петербургского государственного университета гражданской авиации, а после Ульяновский институт гражданской авиации.  А уже в 2018 году стали пилотом воздушного судна.  Чем Вас привлекала эта профессия, чем она завораживала?
Я ведь все детство провел в отцовском вертолете. Мой отец, Касыйм Камилевич Юсупов, сам родом из Поволжья. После окончания летного училища женился и уехал из Сызрани в город Игарка Красноярского края. Он пилот вертолета, мама, Мянзиля Абдулхаевна, работала фельдшером в аэропорту. Мы – все трое их сыновей – выросли в окружении авиации. Иногда отец брал меня с собой на работу. Вертолет летит низко; во время полета я мог наслаждаться красотой природы: таежные леса, река и озера. Я гордился, что мой отец был пилотом. С тех пор я начал поглядывать на небо, влюбился в него. Сколько себя помню, всегда мечтал стать пилотом, когда вырасту. В 1993 году окончил школу, но попасть в летное училище не смог – не прошел отбор из-за глаз. Наверное, надо было попить витаминов, попробовать еще раз. Позднее я вспоминал и думал, что слишком легко я сдался. А ведь на зрение я никогда не жаловался.  Может быть переволновался в тот день. Потом я решил, что нужно предпринять еще одну попытку, не корить себя за то, что не осуществил мечту. В 2010 году решил проходить еще один отбор. Я подумал, что сделаю все возможное и если пройду, то на то воля Аллаха, а если нет – то такова судьба. И меня приняли!
Нам, конечно, интересно все: и как проходили детские годы, и отношение в семье, роль учителей и их советов. Когда Вы думаете о тех годах, что первое приходит на ум?
Детство мое проходило в Советском Союзе и было самым обычным, как и у всех детей. Как и все, я посещал секции и кружки: ходил на рисование, пел в хоре, играл в баскетбол; пару лет занимался боксом. Сначала был октябренком, потом пионером. В отличие от сегодняшних ребят, мы много играли во дворе с друзьями. Своих учителей вспоминаю с большим уважением. Они ведь не только преподавали, но и знакомили нас с жизнью, миром и Отчизной; прививали в нас любовь к природе и людям. В нашей школе не было проблем.  Мы хорошо учились, старший брат был очень старательным, и я тоже периодически становился отличником. В семье все тоже было прекрасно, никогда не плакали, ни на кого не жаловались, поддерживали себя и друг друга. Девочек дома не было, всю работу мы выполняли сами. И у меня растут соколята – 3 сына. Детям от первого брака – Ильясу и Исмаилу – 16  и 14 лет, а Денисламу 5 лет, он родился у меня во втором браке. Старшие дети живут в другом городе, не часто удается с ними видеться. Но тем не менее, и они бывают у меня в гостях, и я у них –  когда навещаю родной край. Родители и все родственники у меня живут в Сызрани. Время покажет, кем вырастут мои сыновья. Старшие ребята пока еще раздумывают о будущем, а младший уже определился он хочет стать пилотом: с малых лет увлекается авиацией, конструкцией самолетов, смотрит и читает о них. Говорят, что браки заключаются на небесах. История знакомства со второй женой тоже связана с небом мы познакомились на борту самолета, посреди белых облаков. Мы сидели на соседних местах, познакомились, разговорились. Потом продолжили общение и через некоторое время обручились. На тот момент у нее уже была дочь, сейчас Анне 9 лет.
Как считаете, что самое важное в воспитании ребенка? Будучи Героем Росси, Вы в будущем сможете стать примером и образцом не только для своих детей, но и для всей подрастающей молодежи. Кому как ни вам известно, как воспитывать настоящих мужчин.
Я считаю, что важно воспитать у ребенка патриотизм, уважение к пожилым людям; также нужно не забывать и о трудолюбии, стремлении к знаниям. Важно помнить о своем здоровье, уделять внимание личной гигиене. Уже со школьной скамьи нужно занять себя спортом он укрепляет тело, приучает к дисциплине. Я не помню, чтобы отец сидел с нами и читал нам нравоучения, несмотря на это мы выросли настоящими мужчинами. Он научил нас, что нужно уметь постоять за себя.
 Подпись к фотографии
На снимке – чета Юсуповых на памятной скамье возле главного корпуса Чувашского государственного университета имени И.Ульянова в Чебоксарах. Прошлым летом учебное заведение, организовав специальную программу, пригласило Д. Юсупова в гости. Памятную скамью поставили в честь Героя России с участием студентов, преподавателей вузов, ректора. Все желающие там могут посидеть и отдохнуть.
Расиха ФАИЗОВА

Фотографии из личного архива Дамира Юсупова

Перевод: Камиль Таишев

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ