Логотип Магариф уку
Цитата:

Как будет проходить ЕГЭ в 2022 году?

Отбор содержания контрольно-измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по химии в 2021 году в целом реализовывался с учётом тех общих установок, на основе которых формировались экзаменационные модели предыдущ...

Отбор содержания контрольно-измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по химии в 2021 году в целом реализовывался с учётом тех общих установок, на основе которых формировались экзаменационные модели предыдущих лет.
Содержание заданий и уровень их сложности в полной мере соответствовали федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии базового и профильного уровней. Напомним, что объектом контроля в рамках ЕГЭ является система знаний основ неорганической, общей и органической химии. Поэтому задания по указанным разделам курса различаются по форме предъявления условий, виду требуемых ответов, уровню сложности, а также по способам оценки их выполнения.
Количество заданий той или иной группы в общей структуре КИМов было определено с учётом следующих факторов:
а) глубина изучения проверяемых элементов содержания учебного материала как на базовом, так и на повышенном уровнях;
б) требования к планируемым результатам обучения: предметным знаниям, предметным умениям и видам учебной деятельности.
Отметим, что для обеспечения возможности дифференцированной оценки учебных достижений учащихся, КИМы ЕГЭ выполняют проверку освоения основных образовательных программ по химии на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности.
Задания базового уровня сложности также требуют особых усилий для поиска верного решения, применения знаний в системе, а не только использования заранее подготовленных шаблонов. Задания повышенного уровня предусматривают выполнение разнообразных действий по применению знаний в изменённой, обновлённой ситуации, а также сформированность умений систематизировать и обобщать полученные знания. Задания высокого уровня ориентированы на комплексную проверку усвоения на углублённом уровне нескольких элементов содержания из различных содержательных блоков. Именно при таком подходе к построению заданий обеспечивается высокая дифференцирующая способность, не выходя за рамки действующей нормативной базы.
Учебный материал, на основе которого строились задания КИМов ЕГЭ по химии, отбирался по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы. При конструировании заданий было уделено особое внимание усилению деятельностной и практико-ориентированной составляющих их содержания. Благодаря этим аспектам значительно снижена результативность многократного прорешивания однотипных заданий, которые подменяются системным изучением химии с опорой на те знания, формируемые в процессе проведения реального химического эксперимента.
При анализе ЕГЭ по химии 2021 г. можно упомянуть об экзаменационной модели КИМов 2022 г., что данный подход будет также сохранён при составлении заданий. Необходимо отметить, что большое значение в системе КИМов имеют задания, которые направлены на проверку достижения метапредметных планируемых результатов, в частности умения работать с информацией, представленной в различной форме.
Особую роль в экзаменационных вариантах играют расчётные задачи. Для их решения от выпускников требовалось продемонстрировать не только умения работать с количественными данными и использовать формулы, отражающие взаимосвязь физических величин, но и умение осуществлять математические расчёты с использованием переменных. Такая разнообразность видов деятельности, которую должны были продемонстрировать экзаменуемые, позволило достаточно чётко дифференцировать их по уровню подготовки.
В КИМах ЕГЭ 2021 г., по сравнению с 2020 г., серьёзных структурных изменений и изменений в моделях используемых заданий внесено не было. Были небольшие изменения в четырёх заданиях – 10, 18, 19, 20: в заданиях 19 и 20 не указано на точное количество правильных элементов ответов, которые необходимо выбрать. Данный шаг усложнял и устранял формализм в выполнении работы выпускников при выборе правильных ответов.
Для заданий 10 и 18 изменены шкалы оценивания: они переведены из двухбалльных в однобалльные задания, поскольку за последние годы процент выполнения указанных заданий повысился, также уменьшилось значение показателя дифференцирующей способности для первого элемента ответа: как правило, выпускник, который выполнял первый элемент ответа, справлялся и со вторым ответом. Поэтому уменьшился максимальный балл, который можно было получить за выполнение всех заданий: он составил в 2021 г. 58 баллов, по сравнению с 60 баллами в 2020 г.
Результаты завершившегося экзаменационного периода сопоставимы с результатами экзаменов прошлых лет. Характер распределения первичных баллов в 2021 г. незначительно изменился в сравнении с распределением баллов в 2020 г.: наблюдается некоторое увеличение доли выпускников, набравших наиболее низкие баллы, а также несущественное снижение доли высокобалльников. При этом в 2021 г. не произошло значимого изменения среднего балла экзаменуемых: он составляет 54 балла. Данные результаты свидетельствуют о преемственности в содержании и уровне сложности заданий ЕГЭ последних лет (Таблицы 1, 2).
Ещё один важный показатель, который также не претерпел существенных изменений, это минимальный балл ЕГЭ по химии. При сохранении на прежнем уровне его значения (в 2021 и 2020 гг. он составил 36 тестовых баллов) доля выпускников, не преодолевших минимального балла, составила 20,31% (в 2020 г. – 20,70%). Общие статистические данные в 2021 г., как и в предыдущие годы, свидетельствуют о существовании определённого количества заданий, которые способны выполнить экзаменуемые с низким уровнем подготовки. Среди заданий базового уровня не вызвали существенных затруднений те из них, которые образуют фундамент химических знаний.
Прежде всего, они проверяют усвоение таких элементов содержания, как закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений по группам и периодам Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, виды химической связи и типы кристаллических решёток, классификация веществ, гидролиз, генетическая связь между веществами. В 2021 г., как и в 2020 г., среди заданий повышенного и высокого уровней сложности наиболее успешно экзаменуемые справлялись с заданиями, контролирующими овладение следующими умениями: определять окислитель и восстановитель, продукты электролиза; составлять уравнения реакций ионного обмена.
Результаты выполнения заданий 30 и 31, в которые в 2020 г. были внесены уточнения, также были выполнены на сопоставимом с результатами прошедшего года уровне. Традиционные затруднения выпускники испытывали при выполнении заданий 34 и 35. В каждом из них предусмотрена запись уравнений реакций, проведение расчётов и выстраивание логических цепочек рассуждений с учётом всех данных, приведённых в условии заданий.
Такие взаимосвязанные действия, базирующиеся на установлении причинно-следственных связей, доступны только для наиболее подготовленных экзаменуемых. Экзаменационная работа содержала задания, различные по формату предъявления условий, уровню сложности и форме предъявления ответа к заданиям. Задания базового и повышенного уровней сложности были включены в часть 1 экзаменационной работы, часть 2 содержала задания высокого уровня сложности, предполагающие написание полного развёрнутого ответа к ним.
Задания ЕГЭ были сгруппированы по четырём тематическим блокам:
– «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических элементов по периодам и группам», «Строение вещества. Химическая связь»;

  • «Неорганические вещества: классификация и номенклатура, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов»;

  • «Органические вещества: классификация и номенклатура, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов»;

  • «Химическая реакция», «Методы познания в химии», «Химия и жизнь», «Расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций».


Рассмотрим результаты выполнения некоторых заданий, которые проверяли усвоение элементов содержания каждого из этих содержательных блоков.
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
Пример 1. Определите элементы, атомы которых в основном состоянии не содержат неспаренных электронов во внешнем слое. Запишите номера выбранных элементов.
Ответ: 12.
Выполнение данного задания предполагает написание электронной конфигурации приведённых в условии задания атомов химических элементов. Экзаменуемые должны показать прочное овладение умением составлять модели электронной структуры атомов s-, p- и d-элементов, оформлённых с помощью ячеек, так как только анализ таких моделей позволяет выявить требуемые химические элементы. Нужно обратить также внимание и на уровень сформированности читательской грамотности экзаменуемых, выполнявших это задание. В условии задания указан «внешний электронный слой», поэтому надо рассматривать строение именно этого слоя у d-элементов – марганца и скандия. Некоторые экзаменуемые (12%) ошибочно указали в качестве ответа элементы марганец и фтор, так как они расположены в одной группе.
Пример 2. Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые имеют одинаковую разность между значениями их высшей и низшей степеней окисления. Запишите номера выбранных элементов.
Ответ: 45.
Выполнение данного задания требовало сформированность умения определять степень окисления химического элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, а также овладение математическими понятиями и сформированность вычислительных навыков уровня основной школы. Также можно говорить о метапредметной направленности подобных заданий. Результаты выполнения задания говорят о том, что даже некоторые экзаменуемые с сильной подготовкой испытали определённые затруднения при его выполнении.
Пример 3. Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются изомерами циклогександиола-1,2.
1) циклогексанон;
2) 2-метилпентановая кислота;
3) этилбутират;
4) гександиол-1,3;
5) бензойная кислота.
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 2,3.
Пример 4. Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми взаимодействует и этиленгликоль, и уксусная кислота.
1) гидроксид меди (II);
2) серебро;
3) карбонат калия;
4) оксид магния;
5) калий.
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 1,5.
Пример 5. Из предложенного перечня выберите все типы реакций, к которым можно отнести взаимодействие серы с кислородом.
1) соединения;
2) обратимая;
3) экзотермическая;
4) окислительно-восстановительная;
5) гетерогенная.
Запишите номера выбранных ответов.
Ответ: 1, 3, 4, 5.
При анализе результатов экзамена следует обратить внимание на то, что ФК ГОС и ФГОС СОО, определяющие содержание КИМов ЕГЭ и уровень требований к уровню образовательной подготовки выпускников, предусматривают изучение химии на базовом и профильном/углуб-
лённом уровнях. Поэтому в экзаменационные варианты обязательно включены задания, предусматривающие контроль качества усвоения материала на разных уровнях. Более того, следует признать, что изучение предмета на базовом уровне (1–2 часа в неделю) не может быть достаточным для дальнейшего обучения абитуриентов химических, химико-технологических, медицинских и других вузов естественнонаучного профиля. Следовательно, при сохранении определённого количества заданий, ориентированных на базовый уровень изучения курса химии, существенно большее значение приобретают задания повышенного и высокого уровней сложности.
Именно они исполняют роль главных индикаторов, иллюстрирующих способность экзаменуемого свободно ориентироваться в химическом материале и применять умения в различных комбинациях. Необходимо подчеркнуть, что «натаскивание» на типовые формулировки заданий –
это крайне неэффективный способ подготовки к экзамену. Три-четыре заученных алгоритма решения типовых заданий никак не помогут участнику ЕГЭ получить балл, достаточный для поступления в вуз. Более того, даже изменение порядка слов в типовом задании нередко приводит экзаменуемых в ступор, при том что ни прочных химических знаний, ни навыков анализа условий заданий и самостоятельного построения пути решения у них не сформировано.
Можно предположить, что именно уход от шаблонности в формулировках заданий является поводом для рассуждений о неоправданной сложности многих заданий. Следует понимать, что единственный путь сдачи экзамена на высокий балл –
полноценное освоение системы химических знаний и развитие у обучающихся предметных и метапредметных умений.
Особое внимание при подготовке следует уделять заданиям высокого уровня сложности с развёрнутым ответом части 2. Второй год в формулировки условий заданий 30 и 31 включены уточнения, ограничивающие вариативность химических реакций, которые можно составить из предложенного перечня веществ. Эти уточнения конкретизируют признаки протекания реакций (или их отсутствие), состав, класс/группу вещества, вступающего в реакцию или образующегося в результате неё, и др.
Ниже представлены задания из второй части КИМов ЕГЭ, которые оцениваются в два балла.
Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ: гидрокарбонат магния, гидроксид натрия, перманганат натрия, серная кислота, нитрит натрия, гидрокарбонат бария. Допустимо использование водных растворов веществ.
Пример 6. Из предложенного перечня выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми приводит к образованию зелёного раствора. Выделение осадка в ходе реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Пример 7. Из предложенного перечня выберите два вещества, реакция ионного обмена между которыми протекает с выделением газа. Образование осадка в ходе данной реакции не наблюдается. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения этой реакции.
Данные элементы условия, которые выделены в этих примерах курсивом (только автором), могут по-разному влиять на подходы к выполнению данных заданий и успешность их выполнения. В любом случае начинать выполнение задания 30 следует с составления пар реагентов, в которых одно из веществ может проявлять окислительные, а другое – восстановительные свойства.
На втором этапе решения следует спрогнозировать признаки протекания реакций между выбранными парами, в том числе с учётом возможности использовать различную среду раствора, при наличии кислоты и щёлочи в списке. На следующем этапе следует выбрать те из предложенных вариантов взаимодействия, которые удовлетворяют всем факторам, указанным в условии задания.
В некоторых случаях выбор окислителя и восстановителя можно начать с учётом указанных признаков: это возможно, например, в тех случаях, когда речь идёт об окрашенных растворах. Как следует из комментариев, в любом случае для подбора реагентов и составления уравнений реакций с учётом «дополнительных фильтров» нужно перебрать несколько вариантов, а не записывать любой вариант окислительно-восстановительной реакции, как было ранее. Сходный подход к рассуждениям, только с учётом необходимости составления реакции ионного обмена, можно применить и для решения задания 31. Главное отличие – выбрать нужно вещества, взаимодействие между которыми происходит без изменения степени окисления.
Важно понимать, что результаты экзаменуемых определяются многими факторами. Одним из них является индивидуальная система работы с учеником, планирующим сдавать ЕГЭ. Только системное изучение материала, предусматривающее познание закономерностей и принципов взаимодействия веществ, в совокупности с формированием умения мыслить нешаблонно при решении заданий является главным залогом успеха в подготовке к экзамену.
Система оценки качества школьного химического образования за последнее десятилетие претерпела существенные изменения. Главным образом они связаны с введением ФГОС, который наряду с системно-деятельностным подходом направил внимание учителей на важность достижения метапредметных результатов освоения основных образовательных программ. Указанные особенности стандарта отражены в содержании КИМов ОГЭ (2020–2022 гг.).
Аналогичная работа по совершенствованию моделей заданий с учётом требований ФГОС проведена и в отношении КИМов ЕГЭ (перспективная модель экзаменационного варианта ЕГЭ на основе ФГОС прошла обсуждение в экспертном сообществе, новые модели заданий были апробированы). Следует заметить, что необходимость регулярного обновления и уточнения формулировок заданий ЕГЭ вызвана рядом причин. Одна из них обусловлена постепенным снижением дифференцирующей способности заданий, т.е. их способностью чётко отражать различия в уровне владения выпускниками теми или иными умениями.
О целесообразности учёта преемственности свидетельствуют результаты ЕГЭ по химии последних лет: большинство используемых заданий уже в настоящее время имеют высокую дифференцирующую способность и чёткую направленность на контроль сформированности предусмотренных ФГОС умений и элементов содержания.
В проекте экзаменационного варианта 2022 года также сохранены задания, успешное выполнение которых базируется на следующих умениях: определять возможность протекания химических реакций на основании состава реагирующих веществ или по их названиям и формулам, прогнозировать состав продуктов реакций и составлять уравнения реакций с учётом признаков их протекания.
Теоретической основой для решения таких заданий является понимание взаимосвязи понятий «состав» – «строение» – «свойства», а также знания и умения, сформированные в процессе проведения реального химического эксперимента. Кроме вышеназванных, к таковым можно отнести задания 6, 7, 12–15, 19, 20, 23, 29, 30 действующей модели. Указанные выше умения имеют определяющее значение и для выполнения наиболее сложных заданий – расчётных задач 33 и 34. Решение подобных заданий предполагает сформированность умений анализировать текстовую информацию, изложенную в условии задания, а затем преобразовывать её в химические уравнения и проводить последовательные вычисления физических величин.
В процессе совершенствования КИМов ЕГЭ 2022 г., ориентированных на ФГОС, было акцентировано внимание на реализацию системно-деятельностного подхода, а также на усиление метапредметной составляющей заданий. О поддержке предпринимаемых в этом направлении шагов, а также о важности увеличения количества заданий с метапредметной направленностью шла речь и в ряде отзывов о перспективной модели экзаменационного варианта, полученных по результатам её апробации. Многие из высказанных в отзывах предложений и замечаний были приняты во внимание. Одним из наиболее значимых направлений обновлений моделей заданий стало смещение акцентов в сторону контроля сформированности элементов функциональной грамотности: читательской, математической и естественнонаучной.
Так, в экзаменационный вариант 2022 г. предлагается включить задание, предусматривающее не только работу с текстом, но и работу с данными таблицы, а в дальнейшем и с графическим изображением. Примером задания, информация в котором представлена в виде таблицы, является обновлённая форма задания 5, которое направлено на проверку умения определять принадлежность неорганических веществ к тому или иному классу (группе).
Ещё одним направлением совершенствования КИМов по химии можно считать включение заданий, акцентирующих внимание на сформированность метапредметных результатов обучения: сравнение, классификация, анализ, установление причинно-следственных связей и др. Например, в задании 21 на основе формул неорганических веществ необходимо не только определить среду раствора, характеристикой которой является величина рН (водородного показателя), но и на основе сравнения состава расположить вещества в соответствии с изменением её значения. В качестве справочного материала экзаменуемым будет предложена шкала рН и сведения о понятии «молярная концентрация». Указанную направленность имеют и другие задания, ранее включённые в экзаменационный вариант.
В качестве перспективы дальнейших изменений в КИМах 2023 и 2024 гг. можно обозначить дальнейшее усиление компетентностной направленности заданий. В частности, планируется включение задания, построенного на материале, имеющем практическую значимость в повседневной жизни. Внесение в экзаменационный вариант 2022 г. описанных изменений предполагает проведение методической работы, направленной на изложение подходов к формированию знаний и умений, востребованных при выполнении новых заданий. Особого внимания заслуживает разъяснение методов работы с информацией, представленной в различной форме.
Хочу ещё раз напомнить
учителям, которые из года в год готовят выпускников к ЕГЭ, что методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

  • документы, определяющие структуру и содержание КИМов ЕГЭ 2022 г.;

  • открытый банк заданий ЕГЭ;

  • навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);

  • учебно-методические материа-
    лы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

  • методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015–2020 гг.);

  • методические рекомендации для учителей школ с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности (fipi.ru);

  • журналы «Педагогические измерения», «Мәгариф»;

  • YouТube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016–2021 гг.) и др.


Фидалия ХАЛИКОВА,

доцент Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ,

преподаватель химии высшей квалификационной категории

IT-лицея при КФУ, кандидат педагогических наук

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ